Военно-политическая обстановка в мире

С кем и как будем сотрудничать?

Военно-политическая обстановка в мире продолжает оставаться нестабильной. На её состояние влияет несколько факторов. Среди них:


- стремление отдельных государств закрепить за собой роль мирового лидера, установить либо упрочить своё господство в ряде регионов, имеющих исключительную экономическую и военно-стратегическую ценность;


- возникновение вооружённых конфликтов и политических противостояний, связанных с борьбой между отдельными государствами, претендующими на региональное лидерство.


В этих условиях особую важность для обеспечения национальной безопасности России приобретает её сотрудничество с различными государствами и международными организациями. Укрепление мер доверия в военной области и расширение международного военного сотрудничества способствуют снижению угрозы развязывания вооружённых конфликтов и войн различного масштаба.


Минобороны России осуществляет свою деятельность исходя из интересов обеспечения национальной безопасности. При её реализации немаловажная роль отводится выполнению международных договоров в военно-экономической сфере, а также осуществлению взаимовыгодного международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества.


Такой подход к международному военному сотрудничеству основывается на необходимости придерживаться принципа многовекторности.


Китай и Индия являются для России стратегическими партнёрами и основными покупателями российского вооружения, поэтому сотрудничество с ними представляет особый интерес. Сегодня полностью оправдан курс на наращивание сотрудничества с этими странами и другими международными организациями, который приводит к обеспечению безопасности в различных регионах.


Что касается отношений со странами - членами НАТО, то их характер и глубина будут оказывать определяющее влияние на европейские процессы в целом и на ход развития двусторонних отношений как с США, так и с остальными странами. На саммите Россия - НАТО в Лиссабоне приняты далеко идущие решения, по результатам которого Президентом России поставлены задачи о выстраивании подлинно стратегического партнёрства с альянсом. От обеспечения предсказуемости и стабильности в военно-политических делах с НАТО выиграет не только безопасность России, но и всех государств.


Предстоит и дальше выстраивать отношения с зарубежными странами многовекторно, как подобает сильному, миролюбивому и ответственному участнику мирового процесса, действуя при этом прагматично, не через конфронтацию, а через диалог и развитие сотрудничества.


Кто оценивает ситуацию?


Российскую Федерацию связывают с другими государствами политические, экономические, культурные и иные интересы, а с некоторыми из них, кроме того, и союзнические обязательства по совместному противодействию вызовам и угрозам коллективной безопасности, например с государствами - членами ОДКБ. Поэтому Россия на геополитическом пространстве не является обособленной страной и не стоит один на один с существующими вызовами и угрозами.


Происходящие в мире военно-политические процессы носят подчас негативный и деструктивный характер для безопасности нашего государства и требуют своевременного реагирования на военные угрозы России, основные из которых изложены в Военной доктрине РФ.


Минобороны России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти постоянно анализирует военно-политическую и стратегическую обстановку в мире и отдельных его районах, в том числе граничащих с нашим государством, осуществляет мониторинг существующих военных угроз, оценивает вероятность их реализации, прогнозирует появление новых военных опасностей и угроз.


Результаты этой работы становятся основой для разработки плана применения Вооружённых Сил Российской Федерации, детально регламентирующего вопросы обеспечения военной безопасности и обороны страны.


Что касается возможностей Вооружённых Сил по противодействию военным угрозам, то надо иметь в виду, что их переход на новый облик был продиктован необходимостью гарантированного отражения агрессии на любом угрожаемом направлении, независимо от складывающейся военно-политической обстановки.


Созданные в настоящее время группировки войск на стратегических направлениях, их боевой состав, рациональное расположение, уровень подготовки и обеспеченности позволяют констатировать способность Вооружённых Сил выполнить поставленные задачи.


Каков наш ответ на угрозы?


Основным фактором сдерживания внешней военной угрозы в России являются Стратегические ядерные силы. Система официально принятых в Российской Федерации взглядов по этому вопросу отражена в её Военной доктрине.


Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против неё и (или) её союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.


Стратегические ядерные силы РФ уже в мирное время несут боевое дежурство, то есть находятся в постоянной готовности к применению ядерного оружия в соответствии с решением Президента Российской Федерации.


Чего мы ждём от НАТО?


Одним из ключевых событий саммита Совета Россия - НАТО в Лиссабоне стала инициатива Президента Российской Федерации по сотрудничеству в области ПРО. Д.А. Медведев предложил объединить усилия по обеспечению защиты Европы от возможных ракетных угроз.


Основной принцип, который должен соблюдаться при сотрудничестве в противоракетной сфере, - равноправное участие на всех этапах, от принятия решения по архитектуре ЕвроПРО до выполнения задач по прикрытию зоны ответственности.


Россия выразила готовность в рамках совместной системы противоракетной обороны принять на себя обязательство обеспечить обнаружение, а по мере развития потенциала этой системы и уничтожение ракет, пролетающих над территорией России и атакующих как её объекты, так и объекты в акваториях Чёрного, Балтийского и Баренцевого морей.


Реализация такого подхода позволит:


- устранить потребность в развёртывании на территории пограничных с Россией на северном и северо-западном направлении средств ПРО других участников проекта;


- снять озабоченности России, так как направление применения сил коллективной системы ПРО не будет ориентировано на российскую территорию.


Первым шагом могла бы стать совместная разработка концепции и архитектуры построения европейской системы ПРО.


Но, по имеющейся информации, в НАТО в настоящее время пока нет согласованной позиции в отношении архитектуры системы. Россия готова предложить участие экспертов с нулевого этапа работы над проектом.


Данные предложения в Португалии были озвучены впервые, поэтому о какой-либо «дорожной карте» пока говорить рано, в настоящее время российские предложения прорабатываются внутри альянса.


Для предметного обсуждения вопросов дальнейшего сотрудничества потребуются экспертные консультации. В качестве единственного временного ориентира для проведения промежуточных итогов определён июнь 2011 года.


Какова роль Военно-морского флота в ХХI веке?


В проекте долгосрочной программы военного кораблестроения, которая рассчитана до 2030 года, предусмотрено:


  • безусловное выполнение принятых решений по созданию группировки Морских стратегических ядерных сил к 2020 году;
  • реализация решения о строительстве серии многоцелевых атомных подводных лодок;
  • модернизация до 2020 года основного ударного ядра морских сил общего назначения;
  • закупка десантно-вертолётных кораблей-доков, создание и развёртывание серийного строительства эсминцев нового проекта до 2020 года;
  • создание и серийное строительство надводных кораблей основных классов (фрегат и корвет), в том числе строительство в интересах Черноморского флота.


Проект кораблестроительной программы будет представлен в Правительство РФ после утверждения параметров ГПВ-2020. Отказа от плановых ремонтов корабельного состава Минобороны России не планируется.


Начиная с 2011 года, предусмотрен переход к сервисному обслуживанию боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ в региональных центрах ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» и к сервисному обслуживанию вооружения кораблей и оружия в региональных центрах ОАО «Ремвооружение». Всего с учетом средств на сервисное обслуживание и технический надзор в процессе эксплуатации ГПВ-2020 предусматривает выделение на восстановление технической готовности корабельного состава ВМФ более 800 млрд. рублей.


Зачем России корабль-док «Мистраль»?


Десантно-вертолётный корабль-док (ДВКД) - крупный боевой надводный корабль, предназначенный для транспортировки военной техники и личного состава морского десанта, способный осуществлять его высадку на необорудованное побережье с использованием вертолётов и быстроходных десантных катеров. ДВКД является одним из самых быстроразвивающихся классов боевых надводных кораблей. Свыше десяти государств мира имеют или планируют иметь эти корабли в составе своих ВМС. Это самый крупный боевой надводный корабль после авианосца.


Данный корабль рассматривается Министерстом обороны России как уникальная передовая плавучая база, которая в кратчайшие сроки может быть развёрнута в любых районах Мирового океана для решения политических, военных, миротворческих и гуманитарных задач в целях:


  • проецирования и демонстрации силы;
  • обеспечения управления межвидовой группировкой войск (сил) оперативно-стратегического масштаба.


В этом состоит главная ценность такого рода кораблей. Для защиты интересов России в кризисных регионах возможности ДВКД позволят оперативно развернуть их в районы Индийского океана (Тихоокеанский флот), Средиземного и Чёрного морей (Северный флот).


Возможности ДВКД по управлению позволят обеспечить эффективное военное и государственное руководство группировкой сил (войск) непосредственно в районе конфликта (стихийного бедствия) без предварительной подготовки наземной инфраструктуры.


А что ещё готовы закупать?


Закупка вооружения и военной техники иностранного производства за рубежом является вынужденной мерой. В настоящее время в России утрачен ряд критических базовых технологий, снизился кадровый и профессиональный потенциал. Всё это существенно снизило научные и производственные возможности оборонно-промышленного комплекса. Многие сложные образцы вооружения и военной техники предприятия сегодня не в состоянии разработать и изготовить в заданные сроки и с заданным качеством.


Покупая новейшие образцы вооружения иностранного производства, мы имеем возможность детально проанализировать принятые технические решения, понять пути развития технической мысли и использовать полученные результаты в своей деятельности.


Решения о закупках иностранной военной техники принимаются на самом высоком уровне и после консультаций со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. При этом закупаются только отдельные образцы.


Одновременно максимально прорабатываются возможности производства данной техники на предприятиях нашего оборонно-промышленного комплекса с передачей современных технологий. При этом любая закупка вооружения за рубежом является сигналом отечественным разработчикам и производителям к принятию необходимых мер по ликвидации технологического отставания, по подготовке высококвалифицированных специалистов, а также по установлению реальных цен на выпускаемую продукцию.

Права на данный материал принадлежат Красная звезда
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2018, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна