Новые цели Пентагона — часть II

Военный бюджет США перераспределяется для решения внутренних проблем


Окончание. Начало


Осуществление программ развития вооружений и военной техники зависит от своевременного финансирования. Даже незначительные перебои могут сдвинуть срок выполнения того или иного проекта. И они весьма вероятны из-за разногласий между Белым домом и конгрессом относительно бюджета национальной безопасности.


Соединенные Штаты стремятся максимально снизить размер секвестра, мотивируя это необходимостью поддержания боеготовности вооруженных сил. Начаты программы, результатов по которым планируется достичь к 2020-му. В частности, уже поставлена задача создания истребителя 6-го поколения, а также самолетов F-X и F/A-X (последний предназначен для ВМС и КМП США) для потенциальной замены F-35.

Подлодки по сниженным ценам


Несмотря на то, что ВМС США с 2001 года значительно увеличились, в настоящее время в их составе находится меньше кораблей, чем одобрено американскими законодателями, – 285 из 306. Если секвестрирование будет продолжено, это число может уменьшиться до 255–260. Сокращение финансирования технического обслуживания ВМС и увеличившийся срок службы также негативно скажутся на состоянии кораблей.

[cloud]“F-35 существенно проигрывает более старым самолетам при поражении наземных целей, а его оптоэлектронное оборудование не позволяет осуществлять полный контроль над полем боя”[/cloud]


В то же время предполагается, что подводный флот будет постепенно наращиваться. Программа по строительству АПЛ нового поколения SSBN(X) внесена в список приоритетных. Декларируется, что каждые пять лет будут закупаться две АПЛ класса «Вирджиния» (Virginia). В апреле 2014-го командование морских систем ВМС США выдало многолетний контракт с фиксированной стоимостью 17,6 миллиарда долларов на строительство 10 атомных подводных лодок с ракетно-торпедным вооружением (ПЛАТ) типа «Вирджиния» в конфигурации «блок-4» (Block IV). Контракт выдан компании «Электрик боат корпорейшн» (Electric Boat Corporation), которая входит в состав «Дженерал дайнэмикс» (General Dynamics), и рассчитан на период с 2014 финансового года по 2018 финансовый год. В случае реализации опциона на поставку запасных частей суммарная стоимость заказа составит 17,827 миллиарда долларов, работы предполагается завершить к 2024-му. К прошлому июлю ВМС США были поставлены 10 ПЛАТ типа «Вирджиния». Одиннадцатая лодка, получившая название «Норт Дакота» (SSN-774 North Dakota), передана ВМС США 29 августа. Два месяца спустя, 25 октября она официально вошла в состав ВМС США.


«Норт Дакота» – первая из восьми подлодок типа «Вирджиния», строящихся в варианте «блок-3» (Block III), в конструкцию которой внесены наибольшие на данный момент изменения. Они, по информации ВМС США, составили около 20 процентов. Это результат программы снижения закупочной стоимости лодок типа «Вирджиния» и повышения их оперативной гибкости. Изменения конструкции коснулись носовой части ПЛАТ, в которой гидроакустическая станция (ГАС) с широкой апертурой LAB (Large Aperture Bow) заменила ранее находившуюся в этом отсеке ГАС сферической формы. 12 индивидуальных пусковых установок (ПУ) были заменены на две универсальные большого диаметра типа VPT (Virginia Payload Tubes), каждая из которых может осуществить пуск шести крылатых ракет «Томагавк», а также другие системы оружия.


В перспективе предполагается принять на вооружение ПЛАТ типа «Вирджиния» модификации «блок-5» (Block V). Они, вероятно, будут отличаться измененной формой корпуса, в котором предполагается установить еще четыре ПУ VPT. Решение о проведении работ по этой версии ПЛАТ на данный момент не принято.


Живучий малый


Успехи, достигнутые в развитии американского надводного флота, оцениваются западными специалистами как более скромные. К настоящему времени ввод в строй первого тяжелого атомного авианосца (АВТ) типа «Джеральд Форд» (Gerald R. Ford) CVN-78 отложен на февраль 2016 года. Корабль был законтрактован в 2008-м, его стоимость в приведенных ценах составляет около 12,8 миллиарда долларов. Второй АВТ – CVN-79 законтрактован в 2013 финансовом году, его стоимость – 11,5 миллиарда. В военном бюджете 2015 финансового года на него запрошено дополнительно 1,3 миллиарда долларов. Как ожидается, третий авианосец будет приобретен в 2018 финансовом году и его стоимость составит около 14 миллиардов долларов в ценах 2015 финансового года. Специалисты исследовательской службы конгресса США CRS (Congressional Research Service) неоднократно обращали внимание на тенденцию удорожания АВТ.


Несмотря на определенные проблемы, возникшие в ходе строительства боевых кораблей прибрежной зоны LCS (Littoral Combat Ship), Минобороны США приняло решение о создании на их базе нового образца, получившего обозначение SSC (Small Surface Combatant). Концепцию SSC представил министр обороны США Чак Хейгел: «Предполагается проектирование многоцелевых кораблей, которые могут действовать в любых регионах мира. По итогам рассмотрения 192 проектов принято решение создать SSC на базе LCS версии «Флайт 0+» (LCS Flight 0+). По боевым возможностям SSC будут соответствовать фрегатам. Планируется приобретение в общей сложности 52 кораблей SSC и LCS. Точное соотношение двух типов будет зависеть от финансовых возможностей и потребностей ВМС». В настоящее время оно составляет 20 и 32 корабля.


Концепция корабля SSC совпадает со стратегией применения Соединенными Штатами малых надводных кораблей. SSC должен стать более живучим и эффективным по сравнению с уже существующими образцами. Он сможет выполнять задачи различного типа по уничтожению надводных кораблей, а также бороться с подводными лодками. Новый корабль будет способен обеспечивать противовоздушную оборону. Помимо вооружения базовых LCS модификации «Флайт 0+», которое состоит из 57-мм автоматической пушки и ракет класса «земля-воздух» типа «СиРэм» (SeaRAM), новый корабль будет оснащен ракетами класса «земля-земля», запускаемыми вне пределов прямой видимости цели. Предполагается провести модернизацию средств ПВО (в том числе датчиков и вооружения), установить усовершенствованную РЭБ, модернизированную систему постановки ложных целей, гибкую буксируемую гидроакустическую станцию для обнаружения подводных лодок и защиты от торпед, две 25-мм автоматические пушки, ударный вертолет с восьмью ракетами «Хеллфайр» (Hellfire) или торпедами Mk.54, БЛА вертолетного типа «Файр скаут» (Fire Scout) для разведки, сбора данных и целеуказания.


Планируется, что SSC будет построен по модульному принципу, что позволит оснащать его дополнительным противолодочным или противокорабельным вооружением и оборудованием в соответствии с поставленной боевой задачей. В качестве дополнительных модулей для борьбы с надводными кораблями могут устанавливаться ракеты класса «земля-земля» «Хеллфайр», две 30-мм автоматические пушки Mk.46, два 11-метровых быстроходных жесткокорпусных надувных катера типа RHIB (Rigid Hull Inflatable Boat) или же ГАС для борьбы с подлодками, которая совместно с буксируемой многоцелевой ГАС и вертолетом делает SSC достаточно эффективным противолодочным средством.


Наряду с современным вооружением, которое снижает вероятность поражения противником, малый надводный корабль будет оснащаться усовершенствованными средствами пассивной защиты. Они позволят уменьшить уязвимость от морских мин и защитить жизненно важные системы от возможного выведения из строя. В целом эти меры существенно повысят живучесть корабля.


Предполагается, что в результате интеграции нового вооружения и аппаратуры повысятся возможности действий SSC в составе флотских подразделений по поиску и уничтожению подводных лодок и надводных кораблей, эскортированию, а также в авианосной ударной группе. «Для ВМС издано три директивы. К маю необходимо подготовить программу финансовой поддержки разработки и приобретения SSC не позднее, чем к 2019 финансовому году. Одновременно предполагается улучшить живучесть и эффективность этих кораблей. Вторая мера, которую также предстоит выполнить к маю, содержит детализированный анализ стоимости и возможности интеграции аппаратуры SSC в конструкцию корабля LCS. Третья директива предполагает перед подготовкой проекта бюджета на 2017 финансовый год предоставить заместителю министра ВМС по закупкам, технологиям и логистике, а также директору программ по оценке развития проектов и их стоимости детальный план по соответствующим расходам и их контролю», – говорится в заявлении министра обороны США.


Вместе с тем, полагают эксперты, ожидаемое проведение новых этапов секвестрирования существенно ограничит планы руководства американских ВМС по строительству и развертыванию кораблей типа LCS и SSC. В частности, их суммарное количество может уменьшиться до 24 единиц.


F-35 вызвал трения


Для ВВС США наиболее приоритетными образцами вооружения в 2014 году стали новейший малозаметный истребитель 5-го поколения F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II) и перспективный стратегический бомбардировщик LRS-B (Long Range Strike Bomber).


В минувшем ноябре достигнуты значительные успехи по программе F-35. В частности, F-35C совершил первую посадку на палубу авианосца CVN-68 «Нимиц» (Nimitz) с применением аэрофинишера, а несколько дней спустя эта операция была проделана ночью.


Минобороны США продолжает закупки этих самолетов. В ноябре Пентагон согласовал с компанией «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) условия контракта на поставку восьмой предсерийной партии F-35. Общая стоимость 43 заказанных самолетов составляет 4,7 миллиарда долларов. 29 машин будут переданы американским вооруженным силам, а 14 поставят пяти иностранным покупателям. Американская армия получит 19 базовых F-35A, шесть истребителей с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП) F-35B и четыре палубных F-35C. Два F-35A предполагается передать Израилю, четыре F-35A – Японии, два F-35A – Норвегии, два F-35A – Италии, четыре F-35B – Великобритании. Контракт на поставку ТРДД F135 выполняется отдельно. Для восьмой партии приобретено 48 двигателей общей стоимостью 1,05 миллиарда долларов. Глава программы Пентагона по созданию F-35 генерал-лейтенант Кристофер Богдан отметил, что ТРДД стали дешевле на 4,5 процента.


Ожидается, что головной подрядчик – компания «Локхид Мартин» начнет поставки истребителей F-35 восьмой производственной партии с середины 2016 года. Официальный представитель программы Джо Деллаведова сообщил, что после завершения поставок самолетов этой партии в строю будет находиться около 200 F-35.


Стоимость F-35, главный аспект критики программы истребителя 5-го поколения, за последнее время существенно снизилась. Цена F-35A/B/C пятой производственной партии в 2011-м составляла соответственно 106, 113 и 126 миллионов долларов. Стоимость одного истребителя модификаций A, B и C восьмой предсерийной партии – 94,8, 102 и 115,7 миллиона. В цену самолетов не входит стоимость ТРДД F135.


В декабре «Локхид Мартин» отчиталась о выполнении плана поставок истребителей за 2014 год. Речь о 36 самолетах трех модификаций. Из этого числа 23 F-35A будут переданы ВВС США, два F-35A – ВВС Австралии, четыре F-35B – КМП США, семь F-35C – американским ВВС и КМП. В общей сложности с момента начала работ по программе F-35 «Локхид Мартин» передала заказчикам 109 истребителей. Компания планирует произвести в общей сложности 3083 F-35, 2443 из которых будут переданы вооруженным силам США. Первое число может измениться в зависимости от увеличения или сокращения зарубежных заказов.


По ходу программы создания и производства F-35 выявлены серьезные недостатки. Одним из крупнейших разочарований прошлого года стало возгорание двигателя одного из F-35 на авиабазе «Эглин» (Флорида), случившееся 23 июня. Оно послужило основной причиной, по которой не состоялась демонстрация самолета на международном авиасалоне «Фарнборо-2014».


По мнению экспертов, силовая установка F135, разработанная компанией «Пратт энд Уитни» (Pratt and Whitney), является одной из главных проблем новейшего истребителя. В сентябре стало известно о том, что производитель временно приостановил передачу готовых двигателей заказчику. Это было связано с применением титана, который, как считают в Пентагоне, был подозрительного качества. Но в октябре Минобороны США заказало новую, седьмую по счету производственную партию F135. Контракт стоимостью около 519,9 миллиона долларов был принят в форме поправки к заключенному ранее соглашению. По обновленному соглашению предполагается поставить 19 ТРДД F135-PW-100 для ВВС США и еще четыре – для ВМС, шесть двигателей F135-PW-600 (для модификации F-35B) получит корпус морской пехоты.


Незадолго до объявления об очередном контракте следственная комиссия провела заседание по окончательному определению причины возгорания истребителя F-35 на авиабазе «Эглин». Ответственный за программу представитель Пентагона информировал, что причиной пожара стало трение в статоре двигателя, которое привело к перегреву титанового винта, вызвало трещины в корпусе силовой установки, из-за чего отказал вентиляторный ротор третьего каскада.


F-35 существенно проигрывает более старым самолетам при поражении наземных целей. Эксперты отмечают, что он не будет эффективен при непосредственной поддержке войск, а его оптоэлектронное оборудование не позволит осуществлять полный контроль поля боя. Как следствие новейший истребитель не сможет передавать сухопутным подразделениям зафиксированные видеоданные в реальном времени.


Предполагается, что F-35 заменит в ВВС, ВМС и КМП США более ранние модели авиатехники, включая самолеты, непосредственно предназначенные для авиационной поддержки СВ (в том числе штурмовик A-10).


«На мой взгляд, после достижения состояния начальной боевой готовности F-35 по ряду аспектов будет отставать от более старых самолетов на десять лет, – признал представитель ВВС США, принимающий участие в программе. – Он не будет обладать вооружением или набором датчиков, предназначенными для непосредственной поддержки войск на поле боя, которыми обладали многоцелевые истребители более ранней разработки уже к середине 2000-х».


По мнению экспертов, одна из причин в том, что технологии основного набора датчиков F-35 для применения вооружения класса «воздух-поверхность», использованные в расположенной в носовой части EOTS (Electro-Optical Targeting System), были разработаны более 10 лет назад и поэтому существенно устарели. Система EOTS, схожая по принципу работы с крупными телевизионными и инфракрасными камерами высокого разрешения, предназначена для опознавания и отслеживания наземных целей. Она также может отмечать цели для управляемых авиабомб с наведением по лазерному лучу.


«Применение EOTS – большой шаг назад. Технологиям, реализованным в системе, более 10 лет, они не могут задействовать все преимущества модернизированных подвесных контейнеров. С целью сокращения размеров оборудования и обеспечения малозаметности пришлось пойти на некоторые уступки, – сообщил источник в ВВС США, знакомый с программой по созданию F-35. – В данном аспекте авионика самолета станет разочарованием».


Как полагают эксперты, подобные недостатки могут служить причиной того, что конгресс США намерен сохранить в строю часть штурмовиков A-10C «Уорсог» (Warthog).


Дмитрий Федюшко


Опубликовано в выпуске № 4 (570) за 4 февраля 2015 года

Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2018, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна