В небе над Россией появятся шпионы

Режим открытого неба в нашей стране введут до 2016 года

Первый заместитель генерального директора дирекции московского транспортного узла (МТУ) Виктор Еремин уточнил, что сроки введения режима открытого неба над территорией России обозначены на 2014-2015 годы, но европейцы во всех документах указывают, что по самым пессимистическим прогнозам открытое небо должно быть не позднее 1 января 2016 года.


Еремин также сообщил, что сегодня «все понимают, что рано или поздно это случится». В настоящее время режим открытого неба действует для аэропорта Владивостока и прорабатывается для воздушной гавани Калининграда.


Договор по открытому небу — многосторонний международный договор, подписанный 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 государств-членов ОБСЕ. Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого — обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга. К настоящему времени участниками Договора являются 33 государства. Россия ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 года.


Впервые концепция открытого неба была предложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на встрече с председателем Совета министров СССР Булганиным в Женеве в 1955 году. Эйзенхауэр предложил договориться о наблюдательных полетах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки. Генсек СССР Никита Хрущев отклонил это предложение. Однако в 1989 это предложение повторил президент США Джордж Буш.


В 2008 году в рамках Договора российская авиация выполнила 46 наблюдательных полётов над территориями государств-участников Договора. Подобные полёты позволяют ознакомиться с военной инфраструктурой других стран и отслеживать изменения в целях поддержания мира.


Полеты российской стороны над территориями США и Канады выполняются на самолете Ty-154М Лк-1. Американская сторона для полетов по программе «Открытое небо» в основном использует самолеты типа OC-135B (модификация самолета-заправщика КС-135, он же Боинг-707.


На минувшей неделе Ан-30Б с российскими контролерами на борту облетает Германию и страны Бениклюкса - Бельгию, Нидерланды и Люксембург. Старты были назначены с немецкого аэродрома «Кельн-Бонн». Причем маршруты в Германии оказались длиннее иных. Нашим инспекторам разрешено было в общей сложности «отсканировать» 1300 километров немецкой земли. В три других странах - только 945 километров.


«Смысл воздушных инспекций сводится к предотвращению внезапных атак на сопредельные территории. Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года договор разрешает инспекторам снимать передвижения войск и кораблей, а также любые объекты армейской и флотской инфраструктуры», - пояснили журналистам в Министерстве обороны РФ.


В прошлом году в КАПО им. С. П. Горбунова и ЛИИ им. М. М. Громова проходил испытания самолет Ту-214ОН, созданный в рамках опытной конструкторской работы АСН-ОН (авиационная система наблюдения «Открытое небо»). Также изготавливается второй самолет наблюдения Ту-214ОН.


По мнению российских экспертов, данный Договор является одним из основополагающих документов, способствующих укреплению международных мер доверия. В частности, эксперты отмечают, что реализация договора позволит России создать эффективный механизм противовеса стремлению НАТО монополизировать сферу контроля и безопасности в мире. Использование возможностей мониторинга военных объектов стран Североатлантического альянса с помощью российской авиации позволит Министерству обороны уменьшить расходы на космическую разведку, благодаря чему появится возможность направить сэкономленные финансовые средства на программы в рамках реформы Вооруженных Сил России.


Другой важный аспект заключается в том, что в рамках договора страны снимают ограничения по количеству маршрутов и авиакомпаний на рейсах между государствами. В таком случае во многом будут уравнены возможности отечественных авиакомпаний и европейских.



Михаил Прибыловский

Права на данный материал принадлежат Гудок
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2018, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна