Социально урезанный оборонный облик

Правительство притормаживает перевод армии на профессиональную основу и сокращает ее численность

В Госдуме РФ в первом чтении прошло обсуждение проекта Федерального закона № 143344-6 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Большинством голосов, как и ожидалось, депутаты одобрили документ. Хотя КПРФ и «Справедливая Россия» голосовали против.


Для военного лобби в ГД военный бюджет является в целом привлекательным. Главная особенность его состоит в том, что расходы на оборону в России ближайшие три года будут рекордными. Однако реальность такова, что многие проблемы в военной сфере, особенно социальные, на решение которых в своих первых программных указах от 7 мая нацелил правительство президент Владимир Путин, не будут ликвидированы, а возможно, и даже обострятся.


Такие выводы можно сделать из Заключения думского комитета по обороне № 28/1 по проекту финансового плана страны на ближайшую трехлетку.


Расходы рекордные, но…


Казалось бы, несмотря на возможность обострения мирового экономического кризиса, Россия в ближайшие три года продолжит поступательное увеличение своих расходов на национальную оборону. В то время, как урезаются бюджетные расходы на здравоохранение, культуру и спорт, на оборону страны в 2013–2015 годах будет затрачена рекордная за всю постсоветскую историю сумма – 7,5 трлн. руб. При этом, если в нынешнем году военный бюджет составил 3% от валового внутреннего продукта, то в 2015 году он возрастет до 3,7% от ВВП страны. В основном увеличение военного бюджета связано с выполнением Госпрограммы вооружений, рассчитанной до 2020 года, в которой в среднем за год надо истратить 2 трлн. руб. Хотя данные макропоказатели лишь отчасти характеризируют способность России совершенствовать свою оборону.


Как отмечают законодатели, «структурой бюджетных расходов, предусмотренных законопроектом, учтены не все требования законодательства и решения руководства страны по вопросам содержания Вооруженных сил и социальной защиты военнослужащих». Недовольны парламентарии и тем, что правительство намерено переводить Российскую армию на профессиональную основу в темпах гораздо меньших, чем это планировалось ранее. Фактически данная программа замораживается. О чем здесь идет речь?


В Заключении комитета по обороне ГД № 28/1 говорится, что исходя из «положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 планом строительства Вооруженных Сил предусмотрено увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в 2013, 2014 и 2015 годах более чем на 50,0 тыс. человек ежегодно. Однако проектом федерального бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования, направленные на денежное довольствие вновь призываемым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в сумме 16,4 млрд. рублей, что позволит провести увеличение численности только на 30,0 тыс. человек». При этом заметим, что в 2014–2015 годах дополнительные расходы на вновь прибывших контрактников, как требует того президентский указ, в проекте бюджета страны вовсе не предусмотрены.


Для того чтобы реализовать данные установки Владимира Путина, депутаты предлагают дополнительно в 2013 году предусмотреть расходы в количестве 16,4 млрд. руб., в 2014 и 2015 годах – 66,4 млрд. руб. и 100,4 млрд. руб. соответственно.


Расходы проекта федерального бюджета на 2013–2015 годы по разделу «Национальная оборона» (в млрд. руб.)
Показатель / год 2012 2013 2014 2015
Расходы по разделу «Национальная оборона» 1 864, 8 2141, 2 2501, 4 3078, 0
% к ВВП 3, 0 3, 2 3, 4 3, 7
Доля в общем объеме расходов, % 14, 5 16, 0 17, 6 19, 7


На первый взгляд экономическую ситуацию в России и в мире трудно прогнозировать, и здесь становятся вполне понятными планы правительства по урезанию программы по профессионализации армии. И, казалось бы, вопрос, кто заменит контрактников, тоже очевиден – солдаты-призывники. Это, конечно, не понравится российскому обществу, многим политическим силам (и не только оппозиционным) и простым семьям, имеющим сыновней. Но здесь правительство, судя по содержанию статей бюджета, направленных на содержание армии, и делает обществу своеобразный и сенсационный подарок. Судя по цифрам, в ущерб армейскому человеческому фактору оно отстаивает свои либеральные идеи, связанные не с увеличением призывников в армию, а сокращением ее штатной численности.


Денег не хватает


В проекте бюджета на ближайшую трехлетку отсутствуют многие средства. Нет необходимых денег на завершение жилищных программ, урезаются расходы по ГСМ, то есть на боевую подготовку, транспортные расходы войск и тому подобное. Но самое интересное, что в проекте бюджета нет средств, необходимых на ежегодную индексацию денежного довольствия военнослужащих и льгот для их семей и детей. Даже более того, суммы расходов по этой статье (323,99 млрд. руб.) в 2015 году меньше, чем это определено финансовым планом сейчас и на 2013 год (341,9 млрд. руб.). Это говорит о возможном сокращении штатной численности армии и других силовых структур, как еще летом предлагал Минфин и его предложения были закреплены подписью Дмитрия Медведева в «Основных направлениях бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».


О возможном сокращении штатной численности армии говорят и другие показатели проекта военного бюджета страны. Так, в бюджете на ближайшую трехлетку запланированные «ассигнования на оплату труда позволяют содержать только фактическую (списочную) численность гражданского персонала, которая на 13% ниже штатной, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2008 года № 1. Неучтенные расходы делают невозможным укомплектовать вакантные должности», – делают выводы депутаты думского комитета по обороне.


Открытые статьи раздела «Национальная оборона» проекта федерального бюджета на 2013–2015 годы (в млрд. руб.)
Показатель / год 2012 2013 2014 2015 Изменения к предыдущему году, %
2013 2014 2015
  Национальная оборона в том числе: 1 864,8 2 141,2 2 501,4 3 078,0 114,8 116,8 123
01 Вооруженные силы Российской Федерации 1 394,2 1 635,7 1 903,1 2 410,3 117,3 116,3 126,6
03 Мобилизационная и вневойсковая подготовка 7,3 6,79 6,88 6,89 92,8 101,3 100,1
04 Мобилизационная подготовка экономики 4,89 5,6 5,7 5,7 115,7 100,9 100,9
05 Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности 0,4            
06 Ядерно-оружейный комплекс 27,4 29,28 33,3 38,57 106,6 113,8 115,7
07 Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества 6,58 5,8 5,88 5,99 88,1 102,4 101, 8
08 Прикладные научные исследования в области национальной обороны 170,77 198,3 233,9 228,5 116,1 117,9 97,7
09 Другие вопросы в области национальной обороны 253,09 259,59 312,66 381,9 102,6 120,4 122,2


Согласно расчетам депутатов ГД, выделенные средства на продовольственное обеспечение позволяют обеспечить ежегодно только около 400 тыс. питающихся. Как известно, в основном питаются в военных столовых солдаты-призывники, контрактники, а также курсанты и слушатели вузов, летный состав, экипажи подводных лодок и надводных кораблей. Уже только данный показатель говорит о том, что при такой численности питающихся в армии и нынешнем количестве офицерского корпуса 220 тыс. человек и штатной численности Российской армии в 1 млн. военнослужащих ее некомплект составит около 40%. Это запредельная цифра. И она тоже, кроме всего прочего, говорит о том, что, возможно, штатная численность ВС РФ будет уменьшена до 0,7–0,8 млн. человек. Но согласится ли с этим руководство Минобороны и пойдет ли на это президент?


Если вспомнить, летом 2012 года начальник Генерального штаба Николай Макаров высказывался категорически против предложений Мифина уменьшить штатную численность Российской армии за счет уменьшения набора в нее солдат-призывников. Как сложится здесь ситуация – покажет время. Согласно «Основным направлениям бюджетной политики…» президентский указ об изменении штатной численности ВС РФ и других войск планируется подписать до конца 2012 года.


«Российский оборонный бюджет – это зеркало экономики страны. С одной стороны – мы видим непомерные военно-державные амбиции, с другой – фатальную зависимость экономики от нефтяной иглы. А значит, хрупкость всех намечаемых социальных программ очевидна. Профессиональной наша армия станет только тогда, когда Россия будет сильным индустриальным государством. Но это не значит, что модернизация армии должна быть отложена. И если учитывать территорию России, ее штатную численность вряд ли надо уменьшать. В Генштабе на это есть обоснования, и, думается, Владимир Путин примет на этот счет обоснованное решение», – считает член-корреспондент Академии военных наук Эдуард Родюков.


С ним солидарен председатель ЦК Общероссийского профессионального союза военнослужащих Олег Шведков. При этом как положительное отмечает тот факт, что в проекте бюджета страны не забыты военные отставники, пенсии которых в 2013 году будут проиндексированы два раза. «Я уверен, что при поддержке президента правительство найдет средства и на индексацию денежного довольствия военнослужащих».


Как записано в документе ГД, «приоритетными направлениями расходных обязательств государства по разделу 02 «Национальная оборона» являются оснащение Вооруженных сил новым и современным вооружением, военной и специальной техникой, боевая и мобилизационная подготовка, обеспечение необходимых условий для нормального функционирования войск, реализация социальных гарантий для военнослужащих, выполнение федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы. Вместе с тем в проекте федерального бюджета, как и в предыдущие периоды, в разделе 02 «Национальная оборона» не запланированы расходы по подразделу 0202 «Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований».


В Заключении думского комитета по обороне № 28/1 также отмечается, что «бюджетные ассигнования по подразделу 0203 «Мобилизационная и вневойсковая подготовка» в составе расходов федерального бюджета предусматривают: обеспечение деятельности военных комиссариатов в части проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию в связи с исполнением гражданами воинской обязанности в 2013–2015 годах в сумме 0,7 млрд. рублей ежегодно, что существенно ниже расходов 2012 года (1,27 млрд. рублей)»


Комитет по обороне отмечает, что реализация ведомственной целевой программы «Совершенствование инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ на 2012–2014 годы» предполагала выделение бюджетных средств с 2012 года. Однако финансирование в 2012 году не проводилось. Смещение сроков финансирования выполнения ее мероприятий, а также недостаточное количество выделенных бюджетных ассигнований (около 30% от потребности) в установленные сроки и в необходимых объемах может привести к срыву ее реализации.


Комитет по обороне считает, что для устранения угрозы безопасности сохранности ракет и боеприпасов как в мирное, так и военное время необходимо предусмотреть дополнительное выделение бюджетных средств в 2013 году в сумме 23,9 млрд. руб. и в 2014 году – 27,9 млрд. руб. для строительства современных хранилищ для ракет и боеприпасов.


По мнению комитета по обороне, для обеспечения военнослужащих, увольняемых с военной службы, постоянным жильем в плановом порядке потребуются дополнительные бюджетные ассигнования в 2013 году в сумме 1,2 млрд. руб. и в 2014 году – в сумме 8,5 млрд. руб.


Бюджетные ассигнования, выделяемые для формирования фонда служебного жилья, недостаточны для решения поставленных задач. С учетом имеющегося фонда, а также изысканных Минобороны России в 2012 году дополнительных 56,5 млрд. руб. за счет внутренних источников для закрытия потребности в служебном жилье потребуются дополнительные бюджетные ассигнования.


Отлучение от коллективной обороны


Но это еще не все, как видно из нижеприведенных таблиц, Россия прекращает финансировать мероприятия в рамках проектов Организации Договора о коллективной безопасности и миротворческой деятельности. Надо заметить, что подраздел 0205 «Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности» – была относительно новая статья расходов. Этот подраздел по инициативе руководства Минобороны и Совета Федерации появился в 2011 году. И тогда же финансовым планом страны вплоть до 2014 года включительно правительство стало предусматривать ежегодно на эти цели 0,4 млрд. руб. Теперь новый кабинет министров во главе с Дмитрием Медведевым предлагает деньги на эти цели не выделять.


Данное обстоятельство выглядит по меньшей мере очень странно, поскольку буквально на днях генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа заявил о скором создании в рамках ОДКБ единых войск с общей системой боевой подготовки, планирования и материально-технического обеспечения. Газета уже писала о данных идеях Бордюжи, и Минобороны РФ поддержало такие планы, выдвинув в руководители силами ОДКБ Героя России нынешнего командующего ВДВ Владимира Шаманова («НГ» от 20.09.12).


В рамках ОДКБ планируется активизация миротворческой деятельности. Заместитель генерального секретаря Организации генерал-полковник Валерий Семериков заявил 12 октября, что не исключено, что после завершения военной миссии НАТО в Афганистане, туда могут быть направлены Коллективные миротворческие силы ОДКБ. В Казахстане прошли первые в истории Организации учения «голубых касок» «Нерушимое братство-2012». Железнодорожным эшелоном из Поволжья в Алма-Ату переброшен целый батальон 15-й миротворческой бригады МО РФ.


Вот уже более 20 лет Российская армия принимает участие в операции по поддержанию мира в Приднестровье. Здесь задействованы 420 военнослужащих ВС РФ и 34 единицы боевой техники. По информации российского МИДа, в рамках сотрудничества с ООН по миротворческой деятельности наша страна подписала «предварительное соглашение», в соответствии с которым она в трехмесячный срок должна по решению Совета Безопасности ООН предоставлять в качестве миротворцев вертолетную группу, состоящую из восьми вертолетов (четыре из них – боевые, а четыре – транспортные), инженерно-саперную роту и госпиталь. Конечно, это требует затрат, и немалых. Но почему-то эти затраты на ближайшие три года в проекте бюджета страны не запланированы.


«Мы по бюджетным планам России ничего сказать не можем. Это не наша функция», – заявили «НВО» в секретариате ОДКБ. Было подчеркнуто, что бюджет ОДКБ складывается не только из российских взносов, а из вкладов всех стран, входящих в Организацию.


«Такое уже имело место в начале 90-х годов», – вспоминает президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, который долгое время возглавлял в Минобороны Главное управление международного военного сотрудничества. Данная структура в то время, помимо других важных военно-дипломатических функций, отвечала за организацию и подготовку мероприятий по линии коллективной безопасности и миротворческую деятельность. Ивашов обращает внимание, что в 1993–1998 годах РФ принимала участие в миротворческой операции в Таджикистане, создав там на базе 201-й мотострелковой дивизии штаб Коллективных миротворческих сил (КМС). «Российские подразделения вместе с воинскими контингентами Киргизии, Таджикистана и Узбекистана охраняли населенные пункты, перевозили продовольствие, прикрывали таджикско-афганскую границу, но ни копейки конкретно на эти цели в бюджете РФ тогда не планировалось», – вспоминает генерал. И что, теперь, похоже, такие времена возвращаются?


Данную ситуацию Ивашов объясняет объективными политическими разногласиями, которые имеются между командами тандема Путин–Медведев. «Глава государства заявляет о необходимости укрепления обороны, в том числе укрепления в рамках ОДКБ, о расширении и развитии евразийского пространства, а правительство эти инициативы почему-то гасит», – считает эксперт.


Во всем виноват Минфин


Об имеющихся разногласиях между Минфином и Минобороны РФ по поводу организации миротворческой деятельности заявлял недавно и глава комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров. Летом 2012 года он направил премьеру Дмитрию Медведеву письмо, в котором высказал озабоченность по поводу того, что «в результате реформ в Российской армии исчезла структура, которая в полной мере могла бы координировать миротворческую деятельность частей и соединений, действующих за пределами России». Не исключено, что именно с этим обстоятельством связан тот факт, что деньги на миротворческую деятельность на будущие годы правительство не запланировало. Сенатор считает это неправильным.


«Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН и в соответствии с Уставом организации наряду с другими ядерными державами несет основную ответственность перед мировым сообществом за поддержание мира и за его восстановление в случае вооруженных конфликтов, – говорит Озеров. – И когда заканчиваются методы политического и экономического характера, Совет Безопасности ООН иногда вынужден принимать резолюции, в соответствии с которыми в тот или иной регион мира направляются военнослужащие для того, чтобы развести там противоборствующие стороны или не допустить эскалации насилия. Естественно, в этих случаях Российская Федерация должна принимать более активное участие в этих миротворческих операциях». Он озабочен тем, что «Россия сейчас занимает место в седьмом десятке стран, участвующих в миротворческих операциях ООН». Ее опережают такие страны, как Франция и КНР. Это не соответствует международному статусу РФ, считает сенатор.


В свою очередь, член-корреспондент Академии военных наук Эдуард Родюков обратил внимание «НВО» на то, что малая заинтересованность Минобороны РФ в миротворческой деятельности объясняется еще и тем, что, участвуя в операциях «голубых касок», к примеру по линии ООН, РФ получает от Организации Объединенных Наций финансовые компенсации. Но эти компенсации идут не в доход военного ведомства, а в доход государства. «Совет Федерации и Минобороны не раз поднимали вопрос внести изменения в Бюджетный кодекс, чтобы те средства, которые получает России за миротворческие операции от ООН, сразу бы шли в доход Министерства обороны. Однако все эти попытки пока не находят поддержки в Министерстве финансов», – уточняет Родюков.



Владимир Мухин

Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Близкие по темам новости

22.04.2013 » Политика и национальная оборона (15)
15.12.2016 » Выбор РИА Новости: главные события 2016 года в сфере обороны и безопасности (13)
20.06.2016 » Стратегический партнер России (13)
04.03.2015 » 2015-й – в военном раскладе (13)
24.04.2014 » Россия - не НАТО. Минобороны пересматривает отношения с Североатлантическим блоком (13)
29.12.2012 » Претенденты на роль гарантов мира в Центральной Азии (13)
26.12.2012 » В Минобороны РФ подведены итоги в рамках международной деятельности в 2012 году и определены задачи на 2013 год (13)
24.09.2012 » Трансформация ОДКБ (13)
11.07.2012 » Место встречи выбрано не случайно (13)
15.12.2015 » Начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов встретился с представителями военно-дипломатического корпуса (12)
27.11.2015 » Новая армия Путина (12)
12.12.2014 » Глава российского Генштаба генерал армии Валерий Герасимов встретился с иностранными военными атташе (12)
02.12.2013 » Заместитель Министра обороны России Анатолий Антонов встретился с представителями ведущих СМИ (12)
03.07.2012 » Центральная Азия: военная мощь постсоветских республик (12)
31.12.2011 » ПРО НАТО сделает из Европы заградительный вал (12)
2006-2018, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна