Частный бизнес на военной службе

Военно-промышленная комиссия при правительстве в ближайшее время рассмотрит вопрос о создании в России частных военных компаний (ЧВК)

В начале года Владимир Путин заявил, что поддерживает создание в России системы ЧВК, которые могли бы предоставлять услуги по охране объектов и тренировке иностранных военных за границей без участия российского государства. Такие компании выгодны нашей стране по многим причинам.


ЧВК — весьма распространенные в международной практике структуры, уполномоченные государствами для решения специальных задач. На данный момент в мире существует более 3 тыс. таких компаний, действующих более чем в 60 странах. По оценкам экспертов, годовой оборот мирового рынка частных военных услуг составляет сегодня до 200 млрд долл. За последнее время наблюдается устойчивая тенденция по увеличению числа заказчиков, обращающихся к услугам ЧВК.


Данный вид деятельности является не только бизнесом, это еще и инструмент внешней политики, который в последнее время активно используется многими странами, и в первую очередь США. На Западе стало обычной процедурой привлечение на коммерческой основе ЧВК к работе за рубежом с целью установления контроля за сырьевыми рынками и зонами стратегических интересов.


Ни одна страна мира не разрешит работать на своей территории неконтролируемому вооруженному формированию, поэтому соблюдение международных норм и конвенций является обязательным требованием для частных военных компаний. 17 государств — Афганистан, Ангола, Австралия, Австрия, Канада, Китай, Франция, Германия, Ирак, Польша, Сьерра-Леоне, ЮАР, Швеция, Швейцария, Великобритания, Украина и США — сформулировали и подписали 17 сентября 2008 года так называемый документ Монтре — документ о соответствующих международных правовых обязательствах и надлежащей практике для государств, связанных с деятельностью частных военных и охранных компаний в вооруженных конфликтах.


Фактически данное соглашение является первым документом международного права, относящимся к деятельности частных военных компаний при их присутствии в зонах вооруженных конфликтов. Оно также содержит подборку хороших практик, направленных на содействие государствам по принятию национальных правовых норм с целью выполнения их обязательств по международному праву.


Для России, безусловно, выгодно создание собственных институтов ЧВК по целому ряду причин. Главная — мы обязаны уравновесить очевидное превосходство стран НАТО в этом вопросе и создать эквивалент боевых и стратегических возможностей. Кстати, в соответствии с американским законодательством главным условием выдачи лицензии любой частной военной компании является подписание соглашения, что она обязуется в своей деятельности реализовывать интересы правительства США.


Кроме того, не хочу пугать общественность, но после известной реформы МВД было упразднено подразделение специальных перевозок, которое занималось охраной и сопровождением особо опасных грузов. Безусловно, эта функция может быть делегирована ЧВК.


Одним из главных направлений реформы Министерства обороны является минимизация функций, не связанных с оперативно-тактическими задачами. Так, последним препятствием между солдатами-срочниками и боевой учебой остается караульная служба, отнимающая у призывника примерно треть времени и без того короткого срока нахождения в армии. Эту работу могут успешно выполнять частные военные компании.


Помимо этого, в ряде вопросов ЧВК имеют преимущества перед регулярными вооруженными силами, в частности, их использование не вызывает политического недовольства, они могут представлять реальный противовес иностранным армиям в государствах, где крупные российские компании имеют стратегический интерес. Нетрудно догадаться, что ЧВК идеально подходят для сбора разведывательной информации, вербовки агентуры, могут эффективно осуществлять функции конвоирования и содержания под стражей заключенных.


Благоприятный фактор для создания ЧВК — это сокращение численности силовых ведомств. Значительное число военных специалистов, оперативных работников, имеющих в том числе боевой опыт в горячих точках, остались не у дел. Они могут быть привлечены к работе в ЧВК без специальной профессиональной переподготовки.


Еще один важнейший аспект, где использование ЧВК настоятельно востребовано, — это работа в регионах с высокой террористической активностью. Интересен также опыт создания ЧВК в сфере военной логистики, где сосредоточены вопросы тылового обеспечения, строительства и технического обслуживания инженерных и компьютерных систем. Военные консалтинговые компании могут также успешно решать вопросы тактического и стратегического планирования, обучать действующих сотрудников силовых министерств по специальным программам.


Предвосхищая вопрос, в чем отличие частной военной компании от частного охранного предприятия, могу сказать, что при существующей схожести функций последние не могут легитимно работать в зонах локальных войн и вооруженных конфликтов. Поэтому сегодня важно определить четкие критерии и границы использования ЧВК. Для этого необходимо внести изменения в действующее законодательство и в частности отменить сдерживающие нормы, которые содержатся в Уголовном кодексе России.


Так, согласно статье 208 создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование являются преступлением. Кроме того, согласно статье 359 («Наемничество») УК РФ уголовно наказуемыми являются: вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, его использование в вооруженном конфликте; участие наемника в военных действиях. После правового урегулирования этих вопросов и принятия нового закона о частной военной деятельности, предусматривающего строгую систему лицензирования, станет возможным привлечение на военный, консалтинговый, охранный и технический аутсорсинг частного бизнеса.



Владимир Слепак, член Общественной палаты Российской Федерации

Права на данный материал принадлежат РБКdaily
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Близкие по темам новости

08.09.2014 » Страны Северной и Северо-Восточной Африки вышли в мировые лидеры по темпам роста военных расходов в 2006-2013 гг. (17)
14.04.2010 » Поможет ли нам оружием заграница? (16)
19.11.2012 » В тройку лидеров по поставкам вооружений в страны АТР по периоду 2005-2012 гг. входят США, Россия и Франция (15)
30.01.2013 » Коррупция в оборонном секторе стоит миру $20 млрд (14)
19.11.2012 » В тройку лидеров по поставкам ВиВТ в страны АТР в 2013-2016 гг. входят США, категория «неизвестный» (тендеры) и Россия (14)
21.02.2011 » «Айдекс-2011»: будут ли подтверждены планы стран Ближнего Востока по закупке вооружений в условиях нестабильности в регионе? (14)
09.06.2010 » Первый удар и гарантии безопасности (14)
08.10.2007 » НЕСКОНЧАЕМАЯ МИЛИТАРИЗАЦИЯ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ. Военные расходы всех стран мира продолжают расти, утверждают эксперты СИПРИ (14)
28.11.2016 » Зачем нам НАТО? (American Thinker, США) (13)
30.09.2016 » "Обама отдал Ближний Восток России, Ирану и ИГ" (Politiken, Дания) (13)
27.09.2016 » 5 самых смертоносных ВМС, сухопутных сил и ВВС на планете (The National Interest, США) (13)
20.06.2016 » Стратегический партнер России (13)
14.06.2016 » Террористам международные соглашения не в тягость (13)
09.03.2016 » Пентагон угрожает бюджетом (13)
25.05.2015 » Оружие для "холодной войны" (13)
2006-2018, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна