ВМФ России: состоится ли возрождение — часть IV

В условиях господства подводно-ракетного лобби



Окончание. В газете уже опубликованы первая, вторая и третья части (копии статей на ВПК.name: часть 1, часть 2, часть 3).


Еженедельник «ВПК» завершает публикацию статьи, посвященной нынешнему состоянию и перспективам развития российского ВМФ.


Амфибийные силы


ДК. В амфибийных силах ВМФ РФ насчитывается 21 десантный корабль (ДК) – 15 БТДК проекта 775, четыре БТДК проекта 1171, два МТДК ВП проекта 12322 – и 19 десантных катеров (ДКА). Программа развития амфибийных сил вначале реализовывалась по старой советской концепции путем строительства БТДК проекта 11711 (головной «Иван Грен», сдача флоту планировалась на текущий год). Всего намечалось иметь шесть таких кораблей. Однако выполнение проекта по универсальным десантным кораблям (УДК) типа «Мистраль» может сильно скорректировать эти планы.


Начавшийся было процесс списания достаточно грузоподъемных БТДК проекта 1171 затормозился. Дело в том, что участие ВМФ России в миротворческой операции на Балканах показало огромную ценность именно этих кораблей, которые использовались как транспорты и способны проводить прием и выгрузку войск на необорудованном побережье. Вот почему приступили к их ремонту, а также восстановлению брошенных БТДК.


После 1991-го и вплоть до 2008 года в ВМФ господствовали старые концептуальные взгляды на развитие ДК и на десантные действия. Они всегда считались второстепенными, в связи с чем теория и практика морских десантных операций (МДО) имели ограниченное развитие, а зарубежный опыт их проведения в локальных войнах игнорировался. Поэтому схема десантирования полностью повторяла каноны Второй мировой войны: высадка прямо на берег, а не «вертикальный охват», к которому стали прибегать ВМС ведущих морских держав. Кроме того, не было планов по организации крупномасштабных десантов, а планируемые операции носили тактический характер.


Однако победоносное «принуждение Грузии к миру» в августе 2008 года наконец заставило командование российского ВМФ круто поменять концепцию развития ДК на близкую к той, что предлагалась еще в начале 80-х.


Поскольку требовались быстрые и эффективные решения, руководители страны и флота решили закупить модернизированный вариант французского УДК типа «Мистраль». Конечно, он несколько хуже, чем разрабатывавшийся ранее в СССР УДК проекта 11780, но время для разработки усовершенствованного корабля данного типа за 15-летний период повторения старой советской концепции развития ДК упущено.


Контракт на первую пару УДК французской постройки был подписан 17 июня 2011 года в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума. Стоимость первого корабля, который был заложен 1 февраля 2012 года, определена в 720 миллионов евро, а второго и последующих – в 650. Головной УДК будет поставлен России в конце 2014 года, через 36 месяцев после подписания соглашения, а второй – в 2015-м. Сроки постройки двух кораблей на отечественных ССЗ пока не определены.


Все три БДК (ДВКД) проекта 1174 были выведены из боевого состава. В настоящее время один сдан на слом, а два последних пока находятся в небоеготовном состоянии и, по некоторым данным, в 2008 году выставлены на продажу. По мнению многих специалистов, это серьезная ошибка. Капитальный ремонт кораблей данного типа даже за значительные деньги больше отвечает новым взглядам на проведение морских десантов ВМФ России.


Надо отметить, что ДК являются в определенной степени многоцелевыми кораблями, а потому участвуют не только в десантных операциях, но могут участвовать в постановке мин, использовать свои вертолеты в целях противоминной (ПМО) и противолодочной (ПЛО) обороны. Задачи, решаемые ДК нашего флота, приведены в соответствующей таблице. Кроме того, в мирное время десантные корабли осуществляют коммерческие перевозки различных грузов.



В новой концепции развития отечественного ВМФ прочие ДК признавалось целесообразным получать довооружением по специальному решению из соответствующих гражданских судов, при проектировании и строительстве которых должны учитываться определенные требования флота, но это предложение пока не реализуется.


ДКА. В настоящее время в составе российского ВМФ осталось всего 19 ДКА (один проекта 21820, семь проекта 11770 и 11 проекта 1176). Развитие катеров пока идет по упрощенной схеме, связанной с постройкой обычных водоизмещающих высокоскоростных ДКА на воздушной каверне проекта 21820 шифр «Дюгонь» (намечено в первую очередь построить шесть единиц) и проекта 11770 шифр «Серна» (предполагается серия из 10–12 единиц). Планы создания новых десантных катеров на воздушной подушке (ДКА ВП) для перспективных УДК и ДВКД отсутствуют, хотя делались проработки нового варианта проекта 1206 под 60-тонный перспективный основной боевой танк (ОБТ).


На экспорт предлагаются катера проектов 11711 и 21820, но конкретные предложения по закупке отсутствуют.

Многоцелевые силы


Отечественный Военно-морской флот располагает 78 боевыми надводными кораблями (БНК) основных классов (крейсер – КР, эсминец – ЭМ, фрегат – ФР, корвет – КРВ).


КР-ЭМ. В составе ВМФ насчитывается шесть крейсеров (проектов 11442, 1164, 1134Б) и 18 эсминцев (проектов 956, 11551, 1155, 01090). Пока не решена судьба двух КР проекта 1144 и одного ЭМ проекта 956, выведенных из боевого состава. По некоторым сведениям, предполагается отремонтировать (возможно, модернизировать) эти корабли и ввести их в боевой состав флота.


Планов строительства КР нет, а проектирование нового ЭМ велось с начала 80-х годов. При этом предполагалось создание многоцелевого корабля (МЦК) путем объединения вооружения ЭМ проектов 956, 1155 (11560). Однако из-за отсутствия в то время многофункциональной комплексной системы (МФКС) и универсальной вертикальной пусковой установки (УВПУ) корабль получался несбалансированным, уступающим аналогу ВМС США, в связи с чем проект закрыли.


В начале 90-х годов работы по созданию такого корабля продолжались (проект 11000). Исследования были подчинены главной задаче – определению путей создания ЭМ с водоизмещением 7000–8000 тонн, в полной мере удовлетворяющего заявленным тактико-техническим требованиям. С этой целью проведен анализ совместимости требований к кораблю, обоснован состав его системы вооружения, проработан архитектурный облик. Рассматривались варианты с водоизмещением от 7000 до 10 000 тонн, имеющие МФКС и УВПУ. Помимо этого прорабатывалось решение на базе проекта 11551 с несколько измененным составом вооружения и улучшенной архитектурой.


В процессе исследований выяснено малое влияние на стоимость эсминца его водоизмещения при фиксированном наборе РЭС. Вновь подтвердилось, что для ВМФ России лучше строить ЭМ водоизмещением 7000–8000 тонн и не тратить средства на строительство ФР в 4000 тонн, имеющих по сравнению с первыми меньшее количество боезапаса, а следовательно, и эффективность при практически одинаковом наборе РЭС.


Однако эти выводы не были приняты во внимание командованием ВМФ. Оставаясь в плену старых представлений о развитии корабельного состава по всем направлениям, оно решило свернуть планы развития ЭМ и начать реализацию программы строительства ФР.


ФР. В составе российского флота имеется пять фрегатов проектов 11540, 1135, 1135М. В настоящее время ведется строительство трех ФР проекта 22350 (головной – «Адмирал Горшков», срок сдачи – после 2012-го) и трех – проекта 11357 (головной – «Адмирал Григорович», срок сдачи – 2014-й).


Наконец, в 2009-м закончена постройка второго фрегата проекта 11540 «Ярослав Мудрый». На ССЗ «Янтарь» находился в постройке с 1993 года еще один ФР этого типа – «Туман» (готовность – более 50 процентов), а с 1997-го – и «Новик» проекта 1244 (переименован в «Бородино» и достраивается как учебный корабль по другому проекту).


Надо отметить, что фрегат проекта 11540 был в СССР первым многоцелевым кораблем и его разработка проходила в тяжелой борьбе, так как в классификации ВМФ СССР место для него не предусматривалось. В итоге он стал классифицироваться как «сторожевой корабль». Военно-экономическое обоснование вариантов этого корабля впервые осуществлялось в 1-м ЦНИИ МО с применением системы автоматизированного проектирования (САПР). В окончательном виде вместо научно-обоснованной системы ПВО в составе ЗРК «Ураган» и двух ЗРАК СО «Кортик» (позже индийские ФР проекта 11356 получили именно такую систему ПВО) волевым решением на корабль установили опять ЗРК СО «Кинжал» с его мизерной дальностью стрельбы, а вместо ПКР «Оникс» (или «Бирюза» из комплекса «Калибр») разместили ракеты «Уран».


Новые ФР проекта 22350 при полном водоизмещении 4500 тонн наконец оснастили сбалансированным вооружением (УВПУ для ПКР, КРМБ, ПЛУР и ЗУР с большой дальностью стрельбы, 130-миллиметровую АУ и один вертолет). Вместе с тем по ряду причин и на этот корабль, как и на НАПЛ проекта 677, было «повешено» много НИОКР, которые остались от прошлого, что, естественно, затормозило процесс строительства. Особенно долго решался вопрос с российскими морскими газотурбинными двигателями (ГТД). Всего планировалось построить 20 ФР, из них четыре – к 2015 году.


Быстрое старение боевых надводных кораблей Черноморского флота и налаженное серийное строительство фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии привело к решению о постройке к 2015–2016 годам для отечественного ВМФ шести ФР по несколько измененному проекту 11356, получившему неофициальный номер 11357. Перемены коснулись ПВО и РЭС: ЗРК «Ураган» с ВПУ на 48 ЗУР, ГАК «Заря». Кроме того, в УВПУ 3С-14 будут размещены ПКР и КРМБ комплекса «Калибр». Поражение наземных целей становится и для БНК все более приоритетной задачей, что понимает руководство ВМФ. Первые три фрегата планируют сдать в 2014 году.


Может быть, в процессе ремонтов и заменят наконец бесполезный «Кинжал» на ЗРК «Ураган» с ВПУ хотя бы на всех еще достаточно новых эсминцах проектов 1155 и 11551 и фрегатах проекта 11540. Целесообразно будет поменять устаревшие ПЛРК и бесполезный комплекс ПКР «Уран» на «Калибр».


КРВ. В составе ВМФ имеется 49 корветов (проектов 20380, 12341, 1124, 1124М, 1239, 11661К, 1331М, 21630).


БНК, проектирование и строительство которого впервые осуществлялось в новой России, стал КРВ «Стерегущий» проекта 20380. В настоящее время два корабля построены, а пять – в постройке. При водоизмещении 2000 тонн и дизельной ГЭУ, обеспечивающей скорость полного хода 27 узлов, первые корабли имеют несбалансированное вооружение и, как выяснилось, не очень надежные дизели Коломенского завода.


Головной корвет «Стерегущий» оснащен восемью ПКР «Уран» и ЗРАК «Кортик» с малой дальностью стрельбы, не обеспечивающей защиту корабля от современного как управляемого, так и неуправляемого авиационного оружия. Вместе с тем на КРВ в максимальном объеме применены новые технологии, в том числе обеспечивающие малозаметность (в частности надстройка и мачты выполнены из стеклопластика).


Правда, и разработчики понимали, что этот слабый вариант никому не нужен, и уже на защите проекта представили варианты последующего развития c ударным ракетным комплексом «Калибр» и новейшим ЗРК «Редут». Осознало слабость проекта довольно быстро и руководство ВМФ. Поэтому уже на серийном корвете «Сообразительный» (проекта 20381) вместо ЗРАК «Кортик» разместили ЗРК «Редут» с дальностью стрельбы до 135 километров.


С пятого КРВ («Гремящий», проект 20385) комплекс «Уран» заменят на «Калибр». Кроме того, по некоторым данным, на проекте 20385 будут стоять надежные и мощные немецкие дизели фирмы MTU. Таким образом, в варианте проекта 20385 закончился тянувшийся более 15 лет спор о том, какой корабль нужен ВМФ и на экспорт. Всего предполагается к 2020 году построить до 25 КРВ всех модификаций. Кроме того, модификация «Тигр» проекта 20382, вероятно, будет построена для Алжира.


В составе ВМФ пока имеется два корвета-патрульных корабля (КРВ-ПК) проекта 21630 (в постройке один корабль первоначального проекта и три – по проекту 21631).


Особая геополитическая обстановка на Каспийском море потребовала создать принципиально новую боевую единицу (КРВ-ПК), классифицируемую и как малый артиллерийский корабль (МАК) проекта 21630. Головной МАК «Астрахань» вступил в строй в 2006 году, а второй – в 2011-м. В постройке находятся еще два корабля. При водоизмещении несколько больше 500 тонн МАК вооружен 100-миллиметровой АУ, двумя МЗАК АК-630М и РСЗО «Град». Дизельная ГЭУ и водометные движители обеспечивают скорость полного хода 26 узлов. По мнению ряда специалистов, вместо РСЗО предпочтительнее было бы иметь крылатые ракеты для поражения наземных целей. В модификации проекта 21631 РСЗО «Град» заменят ракетным комплексом «Калибр» с УВПУ, но водоизмещение при этом увеличится почти в два раза. Всего предполагается построить около 15 КРВ-ПК проектов 21630 и 21631 для Каспийской флотилии и Черноморского флота. Кроме того, модификация проекта 21632 «Торнадо» будет поставляться на экспорт (вероятнее всего, в Казахстан).


Остальные КРВ были спроектированы как специализированные корабли (МРК, МПК и СКР) еще в эпоху СССР и в настоящее время морально устарели. Например, два СКР проекта 11661К были достроены специально для Каспийской флотилии не только без ГАК, но даже без ВПП для вертолета, что в современной обстановке становится недостатком. Например, группа спецназа быстро может прибыть к цели только на вертолете Ка-29.


Россия оказывает помощь Индии и Китаю в проектировании ЭМ проектов 15А, 052С, 052B и ФР проекта 17.


Патрульные силы


Традиционно сильный «москитный флот» СССР в ВМФ России представлен весьма скромно – 36 единиц проектов 12411, 12421, 206МР, 1204, 1400М. В основном это ракетные катера (РКА) проекта 12411 и его модификации (26 единиц). Сейчас уже практически все специалисты признают низкую эффективность РКА. Поэтому развиваются только патрульные катера (ПКА) в БОХР. Планы строительства боевых катеров (БКА) для ВМФ отсутствуют. Вместе с тем ведется строительство на экспорт РКА проекта 12418 для Туркменистана и Вьетнама.

Минно-тральные силы


Весьма многочисленный в ВМФ СССР класс минно-тральных кораблей (МТК) в настоящее время представлен в российском флоте 57 тральщиками (ТЩ). При этом больше всего базовых тральщиков (БТЩ) проектов 1265 и 12650 (22 единицы) и морских тральщиков (МТЩ) проекта 266М – 13 единиц.


В 2008 году закончена постройка одного МТЩ «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668, являющегося развитием тральщика проекта 266М прежде всего в части внедрения подводных самоходных аппаратов различного назначения. Поэтому проект 02668 стал первым отечественным МТЩ-искателем мин (МТЩИ).


Итоги


Кораблестроительная промышленность России, несмотря на значительный потенциал, пока еще не избавилась от основного недостатка – отсутствия крупнотоннажного строительства. К тому же до сих пор не налажено серийное производство отечественных морских газовых турбин. Однако показатели действующей программы военного кораблестроения по сравнению с предыдущим периодом (90-е годы) увеличились в разы и имеют дальнейшие перспективы роста. Начался реальный процесс обновления корабельного состава.


Но если по «железу» процесс пошел, то в идеологии еще много завалов. Прежде всего это касается доныне действующей советской классификации кораблей и судов ВМФ, подготовленной в начале 60-х годов и периодически подновляемой. Ее авторы – адмирал С. Г. Горшков и плеяда подчиненных многолетнего главкома ВМФ СССР. Все они находились под впечатлением важности ПЛ, противолодочной задачи и ракетного вооружения. Так появились и здравствуют различные «крейсера» – подводные (РПКСН – ракетный подводный крейсер стратегического назначения) и надводные. Появились ПЛКР – противолодочные крейсера, БПК – большие противолодочные корабли, МПК – малые противолодочные корабли, БРК – большие ракетные корабли, МРК – малые ракетные корабли.


А позже, когда разрабатывался проект 11435, родилось и это чудо – ТАВКР (тяжелый авианесущий крейсер). Специалисты даже в адмиральских чинах подшучивали над работниками ГШ ВМФ, намертво державшимися за сей анахронизм: «Что будем делать с «Ульяновском»? Ведь придется его классифицировать ОТАВКР – очень тяжелый авианесущий крейсер». Однажды данная классификация возмутила даже советский МИД, когда начались переговоры с американцами по ограничению вооружений, поскольку никак не удавалось составить таблицу соответствия кораблей ВМФ СССР и ВМС США. Тогда впервые и появились АВ, КР, ФР и другие классы БК, которые сейчас в обиходе у специалистов.


Без разработки новой классификации разруха в умах будет продолжаться, так как под каждый существующий ее элемент кто-нибудь потребует создать новый корабль.



Владислав Никольский, доктор технических наук, профессор

Николай Новичков, кандидат технических наук


Опубликовано в выпуске № 30 (447) за 1 августа 2012 года

Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2018, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна