Об основных аспектах влияния реформирования и развития ОПК на обеспечение национальной безопасности

Проблема обеспечения национальной безопасности страны в её комплексном, многоаспектном преломлении становится на современном этапе, пожалуй, одной из самых актуальных

Она затрагивает интересы как государства и определенных сфер экономики и областей жизнедеятельности общества (транспорта, связи и телекоммуникаций, промышленного, оборонно-промышленного, топливно-энергетических комплексов, здравоохранения, обеспечения продовольствием, состояния окружающей среды и т.д.), так и конкретного региона, мегаполиса, компании и каждой отдельной личности. Игорь Караваев представил журналу «Промышленник России» вопросы развития ОПК на современном этапе.


При этом акценты в решении указанной проблемы существенным образом смещаются в сторону обеспечения разработки и реализации предметных мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационного и управленческого характера. Они также связаны с активизацией создания и поставок средств и систем безопасности различной направленности и развитием соответствующих услуг. Сегодня можно констатировать, что на наших глазах происходит становление собственно «индустрии безопасности» и её инфраструктуры.


Ведущее место в обеспечении национальной безопасности, решении оборонных и социально-экономических задач страны занимает оборонно-промышленный комплекс России (ОПК).


Общая характеристика


В настоящее время в состав сводного реестра организаций ОПК включены 1383 организации, расположенные в 64 субъектах Российской Федерации.


ОПК является наукоемкой высокотехнологичной сферой отечественного машиностроения. В ОПК, так исторически сложилось, сосредоточены высококвалифицированные кадры, большая часть передовых технологий военного и гражданского назначения. ОПК сохраняет значительный научно-технический задел, позволяющий по ряду направлений совершить технологический прорыв (ядерные, лазерные, авиакосмические технологии, специальные материалы и сплавы и др.).


Организации ОПК вносят значительный вклад в реализацию военно-экономической стратегии государства. Развитие ОПК объективно стимулирует инновационную активность в гражданских отраслях промышленности, способствует развитию научной и образовательной сферы страны, оказывает существенное влияние на развитие регионов России, где сконцентрированы организации ОПК.


Вместе с тем, накопленные структурные диспропорции и проблемы пока сохраняются, что негативно сказывается на качестве и конкурентоспособности выпускаемой продукции.


Значимость ОПК для обеспечения национальной безопасности страны предопределяет то внимание, которое оказывается вопросам его развития Президентом РФ и Правительством РФ. Следует подчеркнуть, что 2010 год отмечен важными событиями и принятыми на государственном уровне документами, открывающими перспективы качественно нового этапа развития ОПК, которому придается инновационный характер.


В марте 2010 года Президентом России утверждены Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации ОПК на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, определившие основные стратегические ориентиры, приоритеты и задачи развития ОПК. По поручению Правительства России выполняется трехлетний план мероприятий по их реализации, предусматривающий, в том числе, формирование необходимой нормативно-правовой базы для обеспечения безопасного функционирования и развития ОПК.


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации определены задачи в области обороны и безопасности страны. Одной из важнейших задач является переход к новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Вооруженные Силы). Новому облику Вооруженных Сил должен соответствовать и новый конкурентоспособный облик ОПК.


Интегрированные структуры


В целях повышения конкурентоспособности организаций ОПК производится концентрация технологических, производственных, финансовых и кадровых ресурсов организаций. К началу 2011 года практически завершено организационное реформирование ОПК. Создано 53 интегрированные структуры, выпускающие около 60% продукции ОПК.


Всего таких компаний, выпускающих как военную, так и профильную гражданскую продукцию, с учетом холдингов, создаваемых в составе Госкорпорации «Ростехнологии», будет около 70. К 2015 году в них будет сосредоточен практически весь основной объём продукции ОПК.


В ряде отраслей уже осуществлен переход ко второй стадии интеграции - созданию мощных системообразующих интегрированных структур, объединяющих существенную часть потенциала организаций целых отраслей (подотраслей), таких как «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и ряд других.


С целью повышения эффективности имеющихся активов и снижения издержек проводятся мероприятия по реструктуризации и оптимизации производственных мощностей и других основных фондов в интегрированных структурах, входящих в состав ОПК.


Организована работа по подготовке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий.


Реализация корпоративных программ интегрированных структур в тесной увязке с долгосрочными государственными программами должна позволить ОПК в условиях глобализации преодолеть технологическое отставание от ведущих зарубежных стран для создания нового поколения конкурентоспособной высокотехнологичной техники.


Целевые программы


В целях обеспечения технологического развития в ОПК реализуется более 10-ти федеральных программ, ключевыми из которых являются ФЦП развития ОПК, направленные, в первую очередь, на обеспечение реализации государственных программ вооружения.


Для переоснащения Вооруженных Сил новым поколением вооружения и военной техники предусматривается коренная технологическая модернизация ОПК. Это задача нового технологического уровня, требующая иных подходов и управленческих решений, значительных инвестиций и значимого государственного участия. Решение этой задачи предусматривается осуществить в рамках новой ФЦП развития ОПК на период до 2020 года.


В настоящее время Минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти завершается формирование проекта данной программы. Запуск указанной программы (до её утверждения в установленном порядке) уже начался в пределах средств, предусмотренных на реализацию программы в федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, в составе гособоронзаказа.


Из федерального бюджета осуществляется финансирование и другой важной базовой ФЦП по стратегическим материалам, в рамках которой создается адекватная современным экономическим условиям отечественная материаловедческая и сырьевая база промышленности.


Меры государственной поддержки


Безусловно, важнейшими мерами господдержки являются государственные закупки, НИОКР и госкапвложения в рамках гособоронзаказа и ФЦП, реализуемых в ОПК. Наряду с этим, используются и другие меры господдержки. Среди них: взносы в уставный капитал организаций; различного вида субсидии, направленные на развитие производства, экспорта продукции, поддержку текущей деятельности организаций ОПК и на стимулирование спроса на выпускаемую продукцию; субсидии с целью предупреждения банкротства и федеральным казенным предприятиям (таких предприятий сейчас в ОПК – 24); государственные гарантии по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями ОПК.


В частности, в 2009-2010 годах общий объём государственной адресной поддержки антикризисного характера организациям ОПК составил около 130 млрд руб. Также приняты решения о предоставлении государственных гарантий по кредитам по 24 организациям ОПК на общую сумму около 76 млрд руб.


Кроме того, за эти два года во исполнение решений Правительственной комиссии приняты и реализованы распоряжения Правительства РФ о предоставлении субсидий с целью предупреждения банкротства в отношении 54 стратегических организаций ОПК на общую сумму более 11,7 млрд руб.


Активное участие государства в оснащении Вооруженных Сил, рост государственного оборонного заказа позволили достичь высокого позитивного тренда военной продукции, а в кризисном 2009 году, удержать ситуацию. В 2009 году объём производства промышленной продукции ОПК увеличился на 4,3% к уровню 2008 года, в основном за счет роста военной продукции. При этом уровень гражданского производства в целом по ОПК был существенно ниже 2008 года в связи с сужением спроса на её отдельные виды. В 2010 году объём промышленной продукции ОПК возрос на 13% к 2009 году. В целом в период с 2007 года по 2010 год он увеличился более чем в 1,4 раза.


Гражданская продукция ОПК


Следует отметить, что важным для нас является удержание установленного стратегического ориентира - паритетного соотношения военной и гражданской продукции (50 на 50) в общих объемах продукции ОПК. Это позволит организациям ОПК путем диверсификации производства более устойчиво функционировать в условиях рынка.


Наибольший объём продукции в ОПК производится организациями авиационной и судостроительной промышленности. В перспективе ожидается повышение доли гражданской продукции, в первую очередь, за счет реализации программ и проектов по выпуску гражданской авиационной техники и продукции гражданского судостроения, что, безусловно, будет оказывать положительное влияние на обеспечение безопасности в сфере транспорта.


Организации ОПК целенаправленно участвуют в создании энергосберегающих и энергоэффективных технологий и базовых технологий энергетики, направленных на повышение эффективности выработки, хранения и передачи энергии. В частности, в рамках совершенствования технологий перспективных двигательных установок выполняются работы по созданию новых конструктивно-технологических решений, как для авиационных двигателей, так и для газотурбинных энергоустановок нового поколения. Внедрение результатов этих работ позволит создать конкурентоспособные газотурбинные электростанции нового поколения.


Предприятия ОПК производят около четверти российской медицинской техники. Вся медтехника, выпускаемая предприятиями ОПК, появившаяся на рынке в последние десять лет имеет разрешения на клиническое использование и серийный выпуск, реализует современные медицинские методики и соответствует медико-техническим характеристикам зарубежной техники, что подтверждается дипломами и медалями международных выставок-салонов изобретений в Брюсселе и Париже.


В рамках реализации проектов в области телекоммуникаций и освоения космического пространства осуществляется выполнение, в том числе, следующих основных задач: разработка технологий, обеспечивающих мировые стандарты скорости и качества передачи информации и создание условий для их внедрения; развитие цифрового теле- и радиовещания и мобильной связи в стране; освоение новых диапазонов частот; развитие системы ГЛОНАСС, прежде всего, в том спектре услуг, которые важны для массового потребителя.


Основной объём инвестиций в ОПК (более 75%) направляется на приобретение нового оборудования для замены устаревшего и изношенного, модернизацию и совершенствование экспериментально-стендового и испытательного оборудования, для создания новых производственных мощностей на основе передовых технологий.


Подготовка и закрепление кадров


Благодаря внедрению новых технологических решений и оптимизации численности работников в ОПК отмечается позитивная динамика роста производительности труда. В 2010 году она возросла почти на 17% по сравнению с 2009 годом.


Особое внимание уделяется вопросам обеспечения ОПК квалифицированными кадрами. В частности, бюджетные средства, выделяемые в рамках государственного оборонного заказа и федеральных программ, являются значимой формой государственной поддержки трудовых коллективов и научных школ ОПК. Нельзя не отметить устойчивый рост средней заработной платы работников во всех отраслях ОПК.


С 2010 года выполняются мероприятия Плана по реализации Стратегии создания в ОПК системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года.


Совместно с ВУЗами проводилась работа по выполнению государственного плана подготовки научных работников и специалистов для организаций ОПК на 2007-2010 годы. В 2010 году принято постановление Правительства РФ о государственном плане подготовки научных работников и специалистов для организаций ОПК на 2011-2015 годы.


В соответствии с Указом Президента России ученым, конструкторам, технологам и другим инженерно-техническим работникам организаций – исполнителей гособоронзаказа, выделяются ежемесячные стипендии в размере 20 тыс. руб. за выдающиеся заслуги в области вооружения, военной и специальной техники. Такую стипендию получили и получают свыше 1300 человек.


Кроме того, с 2010 года для закрепления в организациях ОПК молодых (до 35 лет) перспективных работников, разрабатывающих и изготавливающих оборонную и инновационную продукцию, Указом Президента России установлена ежемесячная стипендия также в размере 20 тыс. рублей. Общее число стипендиатов определено в количестве 1000 человек.


Реализуются мероприятия по развитию системы дополнительного профессионального образования. В 2009-2010 годах проведено ряд экспериментов по созданию центров ДПО на промышленно-технологической и экспериментальной базе организаций ОПК различных типов. За два года эксперимента в этих центрах прошли переподготовку и повысили свою квалификацию около 6 тысяч человек, в том числе более 3 тысяч рабочих.


На базе девяти вузов, лидирующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для научных организаций ОПК и предприятий высокотехнологичных секторов экономики, в качестве структурных подразделений созданы и оснащаются современным специальным научно-технологическим оборудованием ресурсные центры коллективного пользования.


Заключение


О качестве экономического роста свидетельствует увеличение доли инновационной продукции и экспорта в общих объемах производства ОПК и рост доли продукции ОПК в общем объеме промышленного производства страны.


Выполнение поставленных задач по технологической модернизации ОПК, реализация новой государственной программы вооружения и продуктовой политики по выпуску гражданской техники, ориентированной на рыночный спрос, предусмотренной в стратегиях развития отраслей ОПК, позволяют прогнозировать в долгосрочной перспективе устойчивые темпы развития ОПК, что будет способствовать укреплению национальной безопасности и обороноспособности государства.


В среднесрочной перспективе прирост общих объемов производства ОПК может составить в 2011 году около 17%, а в 2012-2013 годах на уровне не менее 13% ежегодно.


Караваев Игорь Евгеньевич - Директор Департамента развития оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России

Права на данный материал принадлежат Промышленник России
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Близкие по темам новости

06.07.2009 » Дайджест журнала «Военный парад» № 3 (93), Май - Июнь 2009 года (9)
25.12.2014 » Дмитрий Рогозин: "Вооружаем армию, чтобы не воевать" (8)
14.11.2012 » Дмитрий Рогозин: то, что мы задумали и уже делаем, врагу не понравится (8)
22.12.2016 » Выбор РИА Новости: самые ожидаемые события в военной сфере в 2017 году (7)
15.12.2016 » Выбор РИА Новости: главные события 2016 года в сфере обороны и безопасности (7)
04.04.2016 » Российский ВПК: от автоматов до убийц спутников (7)
19.11.2015 » Первая научно-практическая конференция "Вопросы экономического управления в оборонно-промышленном комплексе России" пройдет в Москве 10-11 декабря 2015 года (7)
25.02.2015 » Носители мира — часть II (7)
29.12.2014 » Олег Бочкарев: "Госпрограмма вооружений сокращаться не будет" (7)
18.12.2013 » Строить – не ломать (7)
17.06.2013 » Болезни роста и курс на Цусиму (7)
21.02.2013 » ФСБ раскинет сеть (7)
13.08.2012 » Первый заместитель Министра обороны Российской Федерации А. П. Сухоруков ответил на вопросы журнала «Оборона России» (7)
26.12.2016 » Основы несокрушимости (6)
23.12.2016 » Чем вооружилась армия России в 2016 году (6)
2006-2018, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна