Механизм давления. Россия готова разорвать ВТС с военными поставщиками Саакашвили

В конце декабря президент Ассоциации оборонной промышленности Чехии Иржи Гинек заявил, что армия страны останется без запчастей для военной техники в том случае, если Россия действительно введет санкции в отношении государств, которые снабжали оружием Грузию. Напомним, что несколькими днями ранее президент России Дмитрий Медведев подписал указ, запрещающий поставки в Грузию российской продукции военного и двойного назначения, а также поручил правительству представлять предложения об ограничении или прекращении военно-технического и военно-экономического сотрудничества с теми странами, которые будут поставлять Грузии оружие и технику, произведенные или разработанные на территории нашей страны.


Надо сказать, что Чехия была одной из тех стран, которые наиболее активно работали на наращивание военного потенциала Тбилиси. Напомним, что из этой страны грузинская армия получила 120 танков, более ста образцов самоходных и буксируемых артиллерийских орудий и РСЗО, 200 ПЗРК, десятки тонн боеприпасов. За исключением самоходных гаубиц DANA и систем залпового огня RM-70 (хотя RM-70 создавалась по образу и подобию БМ-21 "Град") все остальное оружие имеет советское происхождение. В свою очередь, на вооружении армии Чехии состоят бронетехника, системы ПВО советского происхождения, а также произведенные в нашей стране вертолеты и самолеты. По словам Иржи Гинека, в случае введения санкций со стороны России больше всех пострадают именно национальные ВВС.


В целом сотрудничество с европейскими государствами, участвовавшими в вооружении режима Саакашвили, является далеко не самым приоритетным для российского ОПК, поскольку традиционные партнеры России в сфере ВТС расположены совсем в других регионах планеты. Хотя работа на рынке восточноевропейских государств, ставших членами НАТО, традиционно подается как своего рода серьезное достижение, вопрос престижа российской "оборонки". Вспомним хотя бы завершившуюся в начале 2008 года работу по модернизации двенадцати истребителей МиГ-29 ВВС Словакии до уровня МиГ-29СД, проведенную РСК "МиГ".


Если остановиться именно на самолетах этого типа, то, помимо Словакии, МиГ-29 имеются в составе ВВС Польши (45 машин этого типа), Венгрии (26 МиГ-29), Болгарии (20 МиГ-29) и Румынии (18 МиГ-29). Наиболее вероятный кандидат на проведение модернизации истребителей по словацкому образцу - Польша. Также РСК "МиГ" заключила соглашение о капитальном ремонте и ограниченной модернизации 12 болгарских машин. В целом руководство РСК "МиГ" оценивает мировой рынок работ по модернизации истребителей семейства МиГ-29 в 7-8 млрд. долларов, но Европа в этом сегменте бизнеса корпорации отнюдь не приоритетный регион. Так что, если контракт с Польшей не состоится, а работы по болгарским МиГ-29 будут остановлены, РСК "МиГ" не понесет существенных финансовых потерь.


Надо отметить, что санкции в отношении поставщиков Тбилиси какое-либо негативное влияние могут оказать прежде всего на доходы тех российских компаний, которые имеют право на самостоятельное ведение внешнеэкономической деятельности в части поставок запасных частей и сервисного обслуживания. Например, определенные потери могут ожидать корпорацию "Оборонпром", в состав которой входит холдинг "Вертолеты России". Машины семейств Ми-8/17 и Ми-24/35 имеются у всех поставщиков вооружения Грузии из Восточной Европы. Та же Чехия в 2003-2006 годах в счет погашения советского долга получила десять вертолетов Ми-35М и 16 Ми-171Ш.


Однако в этих условиях именно у эксплуатантов российской техники будут наиболее серьезные проблемы. Ведь без сервиса и своевременной поставки ЗиП авиационная техника в недалекой перспективе останется на приколе. Полностью отказаться от оружия, имеющего российское происхождение, Восточная Европа сможет не ранее чем лет через 20, а нынешний кризис скорее всего еще более затянет эти сроки. И тут руководству наших бывших союзников по ОВД придется выбирать, что для них является большим приоритетом: получать не столь уж крупные финансовые средства от поставок вооружения Тбилиси или сохранять боеспособность собственных Вооруженных Сил.


Ситуация в целом весьма напоминает недавний "газовый" конфликт. Да, он нанес определенный урон имиджу России в Европе, однако события последних лет показывают, что союзников в этом регионе у нас фактически нет и вряд ли они когда-нибудь появятся. Так что во взаимоотношениях с ЕС гораздо целесообразнее ориентироваться прежде всего на собственную выгоду, оставив какие-либо попытки завоевания симпатий Старого Света. И относится это как к энергоносителям, так и к продукции военного назначения, то есть к тем областям, которые традиционно являются наиболее прибыльными в структуре российского экспорта.


Что касается схемы поставок запчастей в целом, то на сегодняшний день правом самостоятельной продажи ЗиП и предоставления сервисных услуг наделен как основной российский спецэкспортер - компания "Рособороэкспорт", так и 22 других предприятия, среди которых все лидеры российской "оборонки": АХК "Сухой", РСК "МиГ", Концерн ПВО "Алмаз-Антей", УОМЗ, "Уралвагонзавод", корпорация "Оборонпром", корпорация "Тактическое ракетное вооружение", КБП, КБМ, ГНПП "Базальт", ГНПП "Сплав", ЦКБ морской техники "Рубин", "Адмиралтейские верфи", "Звездочка", ММПП "Салют" и некоторые другие.


Бизнес, связанный с поставками запчастей и предоставлением услуг по сервисному обслуживанию, последние годы неуклонно возрастает. За первые три года после того как первые предприятия получили право самостоятельно торговать запчастями (в 2002-м), объемы доходов по этой статье увеличились в пять раз, достигнув в 2005 году 300 млн. долларов. Они продолжают расти, в последние годы лучшие показатели демонстрирует АХК "Сухой". По результатам 2007 года холдинг заработал на запчастях и сервисе около 200 млн. долларов. По оценкам экспертов, мировой опыт свидетельствует, что сектор поставки запчастей и сервисного обслуживания может составлять до 30 процентов оружейного экспорта. Так что у российских компаний в этом отношении есть существенный задел для роста.


Географическая структура экспорта запчастей в целом аналогична географии поставок готовой продукции. Основными потребителями остаются Индия и Китай, в числе приоритетных регионов - Юго-Восточная и Южная Азия, Африка, Ближний Восток, Латинская Америка.


Можно сказать, что структура обеспечения зарубежных партнеров в целом сложилась и российской "оборонке" необходимо вести дальнейшую работу по ее развитию: открывать и развивать сервисные центры, создавать склады запасных частей, совершенствовать логистику. То есть и дальше "привязывать" зарубежных партнеров по ВТС к нашему ОПК. Если обратиться к опыту компании "Вертолеты России", то сейчас там стараются окончательно перейти от экспорта техники как таковой к продаже жизненного цикла изделия. При таком подходе отпускная стоимость вертолета умножается на пять. В среднем вертолет "живет" 35-40 лет, в течение этого времени необходимо производить его обслуживание и ремонт, а также модернизацию. В результате вертолетостроительная компания оказывается обеспечена работой практически на полстолетия вперед. Таким образом, когда система поставок запчастей и сервиса будет окончательно сформирована, у покупателей российской техники появится весьма серьезный повод для раздумий, стоит ли им сотрудничать с теми режимами, которые проводят явно враждебную политику в отношении России. В современных условиях такой способ обретения союзников представляется вполне логичным, если не единственно допустимым.


Илья Кедров

Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2018, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна