В русле двойных стандартов

Правительство США 23 октября внесло российскую компанию "Рособоронэкспорт" и все ее дочерние фирмы в "черный список", заявив о введении против них экономических санкций сроком на два года.

"Под раздачу" попали еще 12 фирм и организаций из Венесуэлы, Сирии, Ирана, Китая, КНДР, Южной Кореи, Судана и ОАЭ. Санкции введены в соответствии с действующим в США законом под названием "Акт о нераспространении в Иран, Северную Корею и Сирию". Речь идет о якобы имевших место поставок в эти страны "оборудования и технологий, контролируемых в соответствии с международными списками контроля.., или имевших потенциал по внесению вклада в разработку оружия массового уничтожения (ОМУ) или систем крылатых или баллистических ракет".

Санкции, рассчитанные на два года, предусматривают, что правительству США запрещено вступать в какие-либо контрактные соглашения с этими организациями, запрещено продавать им какие-либо товары военного назначения, а также выдавать какие-либо новые лицензии на экспорт товаров, подпадающие под требования экспортного контроля в США.

Администрация Буша санкции против Рособоронэкспорта вводила дважды - в июле и декабре 2006 года. В обоих случаях речь шла о поставках в Иран "оборудования и технологий, находящихся в многосторонних списках для экспортного контроля", а также "за потенциал внесения материального вклада в создание (уже в Иране и Сирии) оружия массового уничтожения или систем крылатых или баллистических ракет".

СПРАВКА

13 мая 1992 года правительство США ввело санкции против госорганизации "Главкосмос", которая заключила контракт на 400 млн. долларов США о продаже Индии ракетных двигателей. В августе 1995 года санкции были сняты после перезаключения индийского контракта на новых условиях (продажа готовых двигателей без передачи технологий).

В 1998 году в "черный список" США были включены Всесоюзный НИИ технической физики (Челябинск-70), НИИ экспериментальной физики (Арзамас-16) и все организации, институты и центры системы Минатома РФ, расположенные в Снежинске (Челябинская область) и Кремлеве (Нижегородская область). Причиной этого послужила "несанкционрованная" продажа американской компанией Silicon Grafics нескольких компьютерных систем одной российской лаборатории, которая якобы использовала их для компьютерной имитации ядерных взрывов.

В январе 1999 года список пополнил Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники НИКИЭТ (обвинялся в сотрудничестве в области производства тяжелой воды).

25 февраля 1999 года США ввели санкции против российских компаний "Европалас-2000" (посредник при поставках технологий в Иран), "Главкосмос" (посредник при заключении ракетных контрактов), НИИ "Графит" (поставлял Ирану базальтовое волокно), научно-производственного центра ИНОР (поставлял спецсплавы), компании МОСО (осуществляла транспортировку спецсплавов) и научно-производственной ассоциации "Полюс" (поставляла в Иран лазерные гироскопы).

В апреле 2000 года санкции были сняты с ИНОРа и "Полюса", в марте 2004 года - с "Графита", НИКИЭТа, "Европаласа-2000" и МОСО.

2 апреля 1999 года США ввели санкции против Тульского конструкторского бюро приборостроения, Климовского центрального научно-исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИТочмаш) и Вольского механического завода за поставку Сирии противотанковых ракетных комплексов "Корнет-Э" и "Метис-М". С ЦНИИТочмаша и Вольского мехзавода санкции сняты 1 апреля 2004 года.

В 2000 году и в сентябре 2002 года в адрес "Тульского КБ приборостроения" повторно были выдвинуты обвинения в снабжении оружием агрессивных режимов, в частности Ирака. В связи с необоснованностью санкций они были сняты. В сентябре 2003 года США вновь ввели экономические санкции против российской государственной компании "Тульское конструкторское бюро приборостроения", обвинив его в продаже Ирану в 2002 году новейших видов вооружения (ракеты для систем ПВО, высокоточное оружие). Санкции против российского оборонного предприятия действовали до 25 августа 2004 года.

3 апреля 2004 года США ввели санкции против ФГУП "Омское моторостроительное предприятие имени Баранова". По мнению госдепартамента США, компания поставила в Иран оборудование и технологии, которые могли использоваться в производстве оружия массового поражения. Срок действия санкций истек 31 марта 2006 года.

15 июля 2004 года США ввели санкции против федерального научно-производственного центра "Алтай", обвинив его в нарушении режима нераспространения ракетных технологий. Какой стране передавались технологии, не сообщалось. Срок действия санкций истек в ноябре 2006 года.

23 сентября 2004 года США объявили о введении санкций против российской компании Khazra Trading, которая обвинялась в продаже Тегерану оружия и ракетных технологий. Санкции действовали до 23 сентября 2006 года.

28 июля 2006 года санкции сроком на два года были введены против Рособоронэкспорта и компании "Сухой". В официальном сообщении управления госдепартамента США по международной безопасности и нераспространению указывалось, что компании виновны в нарушении требований принятого конгрессом США закона о предотвращении распространения в Иран в связи с тем, что они были замечены в причастности к поставкам в Иран "оборудования и технологий", которые потенциально могли внести "вклад в разработку оружия массового уничтожения, крылатых или баллистических ракет" в Иране. В ноябре 2006 года администрация американского президента отменила ранее введенные санкции против компании "Сухой", но аналогичные карательные меры, примененные тогда же и под тем же предлогом в отношении Рособоронэкспорта, остались в силе.

5 января 2007 года официальный Вашингтон обнародовал распоряжение о введении администрацией Джорджа Буша на два года санкций против трех российских компаний и организаций - Рособоронэкспорта, Тульского КБ приборостроения и Коломенского КБ машиностроения. Санкции были введены за поставки в Иран в течение периода с 1 января 1999 года по декабрь 2006 года и за поставки в Сирию в течение периода с 1 января 2005 года по декабрь 2006 года "оборудования и технологий, находящихся в многосторонних списках для экспортного контроля", а также "за потенциал внесения материального вклада в создание (в Иране и Сирии) оружия массового уничтожения или систем крылатых или баллистических ракет".

Как заявил официальный представитель Рособоронэкспорта Вячеслав Давиденко, уже не первый раз вводимые госдепартаментом США санкции против единственного государственного посредника Российской Федерации по экспорту за рубеж вооружения и военной техники в компании расценивают как проявление недобросовестной конкуренции.

"США целенаправленно пытаются использовать административный ресурс для того, чтобы помешать России в реализации своей внешнеторговой и внешнеполитической деятельности, в частности в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Причины для беспокойства США действительно есть. Российская Федерация, неукоснительно соблюдая все международные документы и нормативные акты Совета безопасности ООН, активно развивает военно-техническое сотрудничество со всеми странами, не подпадающими под действие санкций Совбеза ООН. При этом, по данным Международного института исследований проблем мира в Стокгольме (SIPRI), по объемам поставленных Рособоронэкспортом за рубеж в последние годы вооружений Российская Федерация выходит на лидирующие позиции.

В этой связи примечателен тот факт, что госдепартамент США объявил свое непопулярное дискриминационное решение о введении санкций против Рособоронэкспорта практически сразу после того, как были обнародованы данные исследований, согласно которым Российская Федерация за 9 месяцев 2008 года еще на 23% увеличила поставки разрешенных к экспорту образцов вооружения и военной техники за рубеж. Безусловно, такая расстановка сил не устраивает США, нарушает их планы и исключает попытки увязать их со сферой военно-технического сотрудничества", - отметил он.

В ФГУП "Рособоронэкспорт" считают также, что, проводя политику двойных стандартов и закрывая глаза на недавно действительно имевшие место поставки вооружения и техники своими союзниками в "горячие точки", с нарушением не только международного, но и национального законодательства, США стремятся в очередной раз ввести в заблуждение мировое сообщество надуманными претензиями к российской компании. Однако, несмотря на попытки Вашингтона диктовать свои правила в сфере международного военно-технического сотрудничества, Рособоронэкспорт, как и ранее, будет выполнять все взятые на себя обязательства.

Чем же вызвано недовольство правительства США на этот раз? Решение Госдепартамента вызвано прежде всего тем, что РФ поставила в Иран ЗРС "Тор-М1" и тем самым якобы нарушила баланс сил в регионе, образуя в том числе угрозу американским вооруженным силам.

Между тем ЗРС "Тор-М1" - оборонительное средство ПВО малой дальности, предназначенное для борьбы с современными средствами воздушного нападения на дальностях до 12 км и на высотах до 6 км и в большей степени для борьбы со средствами высокоточного оружия (крылатые ракеты, управляемые и неуправляемые авиабомбы) в полете. Так что утверждения о том, что поставка ЗРС заметно меняет сложившееся соотношение сил в регионе, вряд ли состоятельны.

Появление ЗРС "Тор-М1" в системе ПВО Ирана позволяет усилить лишь защиту наиболее важных малоразмерных объектов государственного и военного управления, объектов инфраструктуры (объекты ядерной энергетики, химические производства, электростанции и т.п.) от ударов высокоточным оружием (ВТО). А усиление защиты указанных объектов от ВТО - логичное и обоснованное требование к любой национальной современной системе ПВО - возникновение которого обусловлено созданием и ускоренным совершенствованием средств высокоточного оружия в США.

МИД России назвал решение Госдепа США о введении санкций против ФГУП "Рособоронэкспорт" попыткой "учить жизни" по чужим правилам. При этом в официальном заявлении внешнеполитического ведомства также подчеркивается, что "особенно циничной в этой связи выглядит декларированная "забота" о стабильности и безопасности в тех или иных регионах на фоне периодически доносящихся из Вашингтона угроз применить силу против того же Ирана или же массированных поставок Соединенными Штатами наступательных вооружений в международно-признанные зоны конфликтов, таких как грузино-югоосетинский и грузино-абхазский".

По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, очередной рецидив применения против российской организации односторонней санкционной политики США негативно скажется на диалоге Москвы и Вашингтона, в том числе в контексте дискуссий в "шестерке" международных посредников по поиску путей дипломатического урегулирования иранской ядерной проблемы.

МНЕНИЯ

Председатель подкомитета по военно-техническому сотрудничеству Комитета Госдумы РФ по обороне Михаил НЕНАШЕВ:

- Санкции США в отношении Рособоронэкспорта связаны с военно-техническим сотрудничеством России с Ираном, но Россия не нарушает ни одного международного договора. Они направлены на защиту американских корпораций на мировом рынке вооружений и являются продолжением политики двойных стандартов. Однако они никак не могут сказаться на деятельности ФГУП "Рособоронэкспорт", так как Россия не торгует с США вооружением и военной техникой.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан ПУХОВ:

- США выражают свое недовольство развитием военно-технического сотрудничества между РФ и Ираном, с другой стороны, демонстрирует остальным странам возможные последствия для компаний этих стран в случае их сотрудничества с Ираном. В отличие от России страны, например, Западной Европы очень заинтересованы в торговле по линии ВТС именно с США, так как внутренний американский оружейный рынок самый богатый. Для этих стран санкции могли бы иметь очень серьезные негативные последствия.


/Виталий ДЕНИСОВ/

Права на данный материал принадлежат Красная звезда
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Близкие по темам новости

06.11.2008 » СДАТЬ ОРУЖИЕ! Кто пострадает от санкций США против "Рособоронэкспорта" (19)
28.10.2008 » Иран, титан и "Торы" (17)
20.06.2016 » Стратегический партнер России (16)
16.02.2015 » Стратегия национальной безопасности ("The White House", США) (15)
24.01.2011 » Записка бывшего посла США в России об экспорте российских вооружений – WikiLeaks (15)
15.06.2010 » Оружейный заморозок (15)
07.11.2008 » "Рособоронэкспорт" продаст вертолеты Ираку, несмотря на санкции США (15)
27.10.2008 » США ввели новые санкции против "Рособоронэкспорта" (15)
15.03.2013 » Доклад Национальной разведки США: у Путина будут большие проблемы (14)
27.10.2008 » Опасный конкурент. США ввели новые санкции против "Рособоронэкспорта" (14)
27.10.2008 » "Рособоронэкспорт" посчитал санкции США проявлением конкуренции (14)
29.07.2008 » Формальное санкционирование. Госдеп США готов отменить санкции против российских компаний (14)
08.10.2007 » НЕСКОНЧАЕМАЯ МИЛИТАРИЗАЦИЯ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ. Военные расходы всех стран мира продолжают расти, утверждают эксперты СИПРИ (14)
30.05.2007 » Мюнхенская РЕЧЬ Владимира Путина (14)
30.08.2016 » В воздухе витает Третья мировая… (13)
2006-2018, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна