Подводный флот стран НАТО: состояние и перспективы

Растущий европейский подводный флот создает возможности для производителей. Однако жесткая конкуренция вскоре может привести к соперничеству за контракты между развивающимися странами, полагает британский военный эксперт. Блог bmpd предлагает вашему вниманию перевод статьи сотрудника Международного института стратегических исследований (IISS) Тома Уолдвина «After Norway’s submarine selection: challenges in a crowded market».

Февральское объявление о том, что Норвегия выбрала проект подводной лодки компании ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS), принесло некоторое облечение немецкому судостроительному предприятию, которое недавно потерпело поражение в столь желанном австралийском тендере по программе SEA 1000 Future Submarine.


В настоящее время портфель заказов германского производителя включает в себя третью неатомную подводную лодку типа Tanin для Израиля, а также две подводные лодки проекта 218SG для Сингапура, первая из которых должна быть поставлена в 2020 году. В дополнение к норвежскому заявлению появились новости о том, что Германия так же приобретет две новые подлодки – улучшенной версии проекта 212A, известной как проект 212NG (Next Generation/Norway–Germany).


Источник: bmpd


Как и во многих других странах НАТО, размер подводного флота Германии уменьшился с 1990-х годов, отчасти из-за отсутствия инвестиций и предполагаемых угроз безопасности. Совсем недавно противолодочная борьба (anti-submarine warfare – ASW) ворвалась в повестку дня, поскольку увеличилась частота патрулирования российских подводных лодок. Кроме того, многие страны по всему миру, особенно в Азии, приобретают передовые технологии в данной сфере. Будет ли этот новый энтузиазм в области ASW способствовать росту размера флотов других европейских стран, еще предстоит выяснить.


В настоящее время существует пять европейских компаний, предлагающих неатомные подводные лодки (conventionally powered submarine) на экспорт:

• DCNS – Франция

• TKMS – Германия

• Fincantieri – Италия

• Navantia – Испания

• Saab – Швеция


Также, в европейском контексте, стоит обратить внимание на южнокорейскую компанию DSME, которая участвовала в норвежском тендере, пусть и безуспешно. Между тем, экспортный потенциал японских образцов еще предстоит испытать за пределами австралийских конкурсов. Более дешевые варианты сегодня предлагают российские и китайские судостроители. К странам, которые осуществляют лицензионное производство для собственного флота, относятся Бразилия, Индонезия, Пакистан и Турция, не исключено, что они смогут составить конкуренцию другим производителям в будущем.


Экспортный рынок является высоко конкурентным, поэтому поражение даже в одном тендере может иметь серьезные негативные последствия для компании-производителя. Как видно из приведенной ниже таблицы, несколько стран-участниц НАТО приобрели новые подводные лодки за последние 15 лет, другие в настоящее время находятся в процессе замены устаревших единиц. Польша и Нидерланды являются следующими организаторами тендеров на закупку подводных лодок.




Неатомные подводные лодки стран НАТО на 2017 год
Страна Тип Количество Начало эксплуатации
Германия Проект 212А 6 2004
Греция Проект 209/1100 3 1972
Проект 209/1200 4 1979
Проект 214 4 2010
Италия Pelosi 4 1988
Проект 212А 4 2006
Нидерланды Walrus 4 1992
Норвегия Ula 6 1989
Польша Sokol (проект 207) 4 1967
Orzel (проект 887Е) 1 1986
Португалия Проект 214 2 2010
Испания Galerna 3 1983
Турция Проект 209/1200 5 1976
Проект 209/1400 8 1994
Всего 58




Польские требования включают в себя возможность оснащения подводных лодок крылатыми ракетами для поражения наземных целей (land-attack cruise missile), что может сделать заявку DCNS более привлекательной, хотя отношения между двумя странами являются «холодными» после отмены соглашения по вертолетам H225M в 2016 году. Нидерланды пока не объявили о начале тендера и находятся в процессе продления службы своих подводных лодок типа Walrus до 2025 года. Тем не менее, Saab опередила потенциальных конкурентов, еще в 2015 году подписав соглашение с голландской верфью Damen Schelde о выработке предложения для замены подводных лодок типа Walrus.

Права на данный материал принадлежат bmpd.livejournal.com
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Близкие по темам новости

05.11.2014 » Глубже, тише, дальше и надежнее (23)
08.09.2014 » Страны Северной и Северо-Восточной Африки вышли в мировые лидеры по темпам роста военных расходов в 2006-2013 гг. (21)
18.12.2012 » Непобедимое оружие слабых (21)
30.01.2013 » Коррупция в оборонном секторе стоит миру $20 млрд (20)
19.11.2012 » В тройку лидеров по поставкам вооружений в страны АТР по периоду 2005-2012 гг. входят США, Россия и Франция (20)
19.11.2012 » В тройку лидеров по поставкам ВиВТ в страны АТР в 2013-2016 гг. входят США, категория «неизвестный» (тендеры) и Россия (19)
08.10.2007 » НЕСКОНЧАЕМАЯ МИЛИТАРИЗАЦИЯ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ. Военные расходы всех стран мира продолжают расти, утверждают эксперты СИПРИ (18)
19.12.2012 » Китайский фактор АСЕАН (17)
17.06.2009 » Зачет автоматом (17)
07.06.2016 » Торпеды из Киргизии и самолет с Багам (16)
27.03.2015 » Польша бьет в барабаны и гонит волну (16)
17.06.2013 » Пентагон поставил на саудитов (16)
27.02.2013 » Тенденции становятся реальностью (16)
30.10.2012 » Как Вашингтон не утрачивал позиций на рынке вооружений (16)
02.07.2012 » ООН берет оружие на мушку (16)
2006-2017, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна