Индия делает ставку на ВВС

Индийцы планируют превратить страну в одну из самых мощных и современных в мире сил с сетевой архитектурой взаимодействия

Индийские ВВС подготовили всестороннюю долгосрочную программу перспективного развития LTPP (Long Term Perspective Plan) до 2027 года с целью возможного противостояния с воздуха всем прогнозируемым угрозам. Правительство ассигнует на это соответствующие средства. Амбициозные задачи решаются при реализации трех основных программ: закупки новой авиатехники для обновления авиапарка, модернизации строевой техники и полного укомплектования авиационных частей персоналом самого высокого уровня и его непрерывного обучения.


В свое время журнал «Индиан авиэйшн» (Indian aviation) сообщил о том, что ВВС Индии планировали потратить на закупки новой техники и модернизацию своего парка 70 миллиардов долларов с 2012 по 2021 год. А по данным издания «Пакистан дифенс» (Pakistan Defense), директор комиссии по проверке и безопасности полетов маршал авиации Редди в ноябре 2013 года заявил на открытии 8-й Международной конференции по ускорению развития индийской аэрокосмической промышленности о том, что в предстоящие 15 лет индийские ВВС затратят 150 миллиардов долларов на оборонные закупки.


Многие десятилетия индийские ВВС были ограничены в основном одним источником поставок – СССР/Россией. Большая часть приобретенной у нас техники к настоящему моменту устарела. Сегодня индийские военные встревожены снижением боевой эффективности своего авиапарка и ряда других показателей. Между тем длительные и достаточно энергичные усилия Организации оборонных исследований и разработок Индии DRDO (Defence Research and Development Organisation) и местной авиакосмической промышленности пока не в состоянии обеспечить индийские военно-воздушные силы возможностями, на которые они рассчитывают. Практически полная зависимость от иностранных поставщиков перспективных технологий и передового оборудования потенциально является основным фактором, который может угрожать боеспособности национальных ВВС.


Закупки новой авиатехники


Основная задача, которая стоит перед ВВС Индии в настоящее время, заключается в приобретении и интеграции военных платформ, основанных на новейших технологических принципах и модернизации строевой техники. Список подлежащих закупке военно-воздушными силами вооружений и военной техники (ВиВТ) впечатляет. В ближайшее десятилетие только самолетов истребительной авиации планируется ввести в строй 460 единиц. В их числе легкий боевой LCA (light combat airctaft) «Теджас» (148 единиц), 126 французских истребителей «Рафаль» (Rafal), победивших в тендере MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft), 144 истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), которые планируется получать с 2017 года, дополнительно 42 многоцелевых истребителя Су-30МК2, на их производство для местной компании «Хиндустан аэронотикс лимитед» (Hindustan Aeronautics Limited, HAL) уже выданы требования. Также на вооружение ВВС будут приняты 75 учебно-тренировочных самолетов (УТС) базовой подготовки «Пилатус» (Pilatus), еще два – дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) на базе российского транспортного самолета Ил-76, десять военно-транспортных C-17 производства «Боинга», 80 вертолетов среднего класса, 22 ударных вертолета, 12 вертолетов VIP-класса.


Как пишет газета «Файнэншл экспресс», в ближайшее время ВВС Индии могут подписать крупнейшие в истории своего военно-технического сотрудничества с зарубежными странами военные контракты на общую сумму 25 миллиардов долларов. В планах – давно ожидаемая сделка на поставку 126 истребителей по программе боевого самолета MMRCA (12 млрд долл.), контракт на приобретение трех самолетов C-130J для сил специальных операций, 22 ударных вертолетов AH-64 «Апач Лонгбоу» (1,2 млрд долл.), 15 тяжелых военно-транспортных вертолетов CH-47 «Чинук» (1,4 млрд долл.), а также шести самолетов-заправщиков A330 MRTT (2 млрд долл.). Как заявил главком ВВС Индии главный маршал авиации Браун, пять основных сделок на сумму 25 миллиардов долларов близки к подписанию в текущем финансовом году (до марта 2014-го).


Что касается ракетного вооружения, то в арсенале индийских ВВС находятся 18 пусковых установок зенитных управляемых ракет (ЗУР) средней дальности MRSAM (Medium-Range Surface-to-Air Missiles), четыре установки «Спайдер» (Spider) для 49 ракет малой дальности SRSAM (Short-Range Surface-to-Air Missiles) и восемь установок для ракет «Акаш» (Aakash). ВВС разработали многоступенчатый план поступления на вооружение ракет разных классов для создания многоуровневой системы обороны. Помимо этого, ВВС располагают возможностями ДРЛО и У и на основе договоренности между правительствами США и Индии ведут переговоры с представителями американской компании «Рейтеон» (Raytheon) о закупке двух систем, предназначенных для разведки, наблюдения, обнаружения и целеуказания (ISTAR) общей стоимостью 350 миллионов долларов. Аналитики считают, что индийский интерес к подобным системам возрос по окончании операции в Ливии.


После поставки в ВВС Индии системы ISTAR будут интегрированы с уже существующей системой воздушного командования и контроля индийской разработки IACCS (India's Air Command and Control System). Она основана на аналогичной системе стандарта НАТО и позволяет управлять движением самолетов и координировать его, контролировать выполнение боевых задач авиацией, производить разведывательную деятельность. В IACCS интегрируются самолеты ДРЛО и У и радары различного назначения, что позволяет осуществлять передачу полученных данных в центральную систему управления войсками. По словам представителей Министерства обороны Индии, основное отличие между самолетами ISTAR и ДРЛО и У в том, что первый предназначен для отслеживания наземных целей и управления войсками на поле боя, а второй – для целеуказания воздушных целей и обеспечения работы ПВО.


Что касается радиолокационных возможностей, то в арсенале ВВС имеются РЛС «Рохинис» (Rohinis), небольшие аэростатные радары, которые являются уменьшенной версией авиационных систем ДРЛО и У и не помогают в обнаружении наземных целей, РЛС средней мощности, легкие тактические РЛС нижнего уровня, сеть передачи данных AFNET (Air Force Network) и модернизированная инфраструктура аэропорта MAFI (Modernisation of Airport Infrastructure), которая формируется в настоящее время. Изначально системой MAFI будет оборудован аэродром Бхатинда (штат Раджастхан). Первый радар средней мощности в Налие (штат Гуджарат) начал работу в 2013 году. Помимо этих систем в арсенале страны находятся БЛА, предназначенные для выполнения разведывательных задач, но их возможности являются ограниченными.


Модернизация авиапарка


Программа усовершенствования авиапарка ВВС затрагивает 63 истребителя МиГ-29, 52 «Мираж-2000», 125 «Ягуар». Три из 69 индийских истребителей МиГ-29Б/С прошли модернизацию в России в рамках контракта стоимостью 964 миллиона долларов, подписанного в 2009 году. Еще три самолета прибыли в Индию в конце 2013-го. Оставшиеся 63 истребителя МиГ-29 пройдут модернизацию на заводе корпорации HAL в Насике и на 11-м авиаремонтном заводе ВВС Индии в 2015–2016 годах. Эти самолеты будут оснащаться новыми двигателями РД-33МК компании «Климов», БРЛС с фазированной антенной решеткой «Жук-МЭ» корпорации «Фазотрон-НИИР» и авиационными ракетами класса «воздух-воздух» «Вымпел» Р-77 для поражения воздушных целей за пределами дальности прямой видимости.


Усовершенствование состоящих на вооружении многоцелевых истребителей «Мираж-2000» до стандарта пятого поколения обойдется в 1,67 миллиарда рупий (30 млн долл.) за единицу, то есть дороже, чем приобретение этих самолетов. Об этом уведомил парламент министр обороны Аракапарамбил Куриан Энтони в марте 2013 года.


В 2000-м Индия закупила у Франции 52 истребителя «Мираж-2000» по цене 1,33 миллиарда рупий (около 24 млн долл.) за единицу. В ходе модернизации истребители получат новые БРЛС, авионику, бортовые компьютеры и системы прицеливания. Как ожидается, шесть самолетов доведут до ума во Франции, а оставшуюся часть – в Индии на предприятии HAL.


Контракт на доведение самолетов «Ягуар» до конфигурации «Дарин-3» (Darin III) стоимостью 31,1 миллиарда индийских рупий подписан в 2009 году. Работы на предприятиях корпорации HAL планируется завершить в 2017-м. Первый обновленный самолет успешно выполнил испытательный полет 28 ноября 2012 года.


Самолет оснащен новым бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) и многорежимной БРЛС. В перспективе он будет ремоторизован, что сделает «Ягуар» всепогодным, с высокой боевой эффективностью, а также значительно увеличит его рабочий ресурс.


Для оснащения парка модернизированных «Ягуаров» Индия выбрала усовершенствованные ракеты средней дальности ASRAAM (Advanced Short-Range Air-to-Air Missile) разработки французской компании MBDA и намерена приобрести 350–400 ракет этого типа.


Недавно «Ханиуэлл» (Honeywell) подала заявку индийскому Министерству обороны на поставку 270 силовых установок F125IN, разработанных компанией «Сипикэт» (Sepecat) и построенных на мощностях индийской HAL, для модернизации двигателей 125 истребителей «Ягуар».


Обучение персонала


Важным аспектом реструктуризации индийских ВВС является увеличение числа военнослужащих и их обучение эксплуатации новой техники. ВВС планируют довести численность эскадрилий истребительной авиации до 40–42 к концу 14-го пятилетнего периода (2022–2027) и, возможно, до 45 единиц к моменту реализации 15-го периода (2027–2032). В настоящее время в составе ВВС Индии имеется 34 эскадрильи. Предполагается достигнуть высшей боеготовности после принятия на вооружение всех запланированных к серийному лицензионному производству истребителей – Су-30МКИ, MMRCA, FGFA. Очевидно, это потребует притока огромного числа строевых летчиков, что является сложнейшей проблемой.


P.Lall – индийский пилот Су-30МКИ. Источник: www.aex.ru


Хотя положение дел в области подготовки летного состава улучшилось в последние годы, до желаемых стандартов ВВС Индии все еще далеко. Предпринимаются различные меры для решения этой проблемы, например принимают на службу кандидатов и проводят их дополнительное обучение прежде, чем присвоить звание в ВВС. Многое делается для того, чтобы сохранить ряды своих летчиков, в частности постоянно совершенствуются учебно-тренировочные средства.


За прошедшие три финансовых года военно-воздушным силам ассигновано больше средств на оборонные закупки, чем остальным двум видам ВС. По всей видимости, в последующие несколько лет эта тенденция сохранится.


Тем не менее ВВС удалось достигнуть и произвести впечатление могущественной силы, способной защитить суверенитет индийского воздушного пространства. Похоже, в перспективе у индийских ВВС нет другого выбора, кроме приобретения перспективных технологий и техники за рубежом. Существует и возможность совместных разработки и производства, а также развивающихся в последнее время офсетных программ. Это направление является самым целесообразным с точки зрения получения военной техникой статуса отечественного продукта.


Срок службы современной авиатехники обыкновенно составляет около 30 лет. Затем он, как правило, продлевается еще на 10–15 лет после модернизации на стадии среднего срока службы. Таким образом, приобретенная ВВС новая техника останется на вооружении до 2050–2060 годов. Но поскольку характер ведения войн также меняется с течением времени, помимо приобретения современных вооружений требуется проводить всестороннюю переоценку плана вероятных операций, с которыми ВВС придется столкнуться и соответственно реформировать свои вооружения.


Для этого на современном этапе ВВС должны принять во внимание статус региональной державы Индии и оценить ее возможную роль и ответственность в новой геополитической и геостратегической обстановке.


Гордость индийского ОПК


Общая стоимость закупки самолетов «Теджас» составила примерно 1,4 миллиарда долларов. Программа LCA является большим достижением индийского ОПК, его гордостью. Это первый полностью индийский боевой самолет. И хотя некоторые аналитики указывают на то, что двигатели, радары и другие бортовые системы «Теджас» имеют иностранное происхождение, перед индийским ОПК поставлена задача доведения самолета до полностью индийского производства.


Министр обороны Индии Энтони объявил 20 декабря 2013 года о том, что легкий истребитель «Теджас» Mk.1 (Tejas Mark I) достиг начальной оперативной готовности, то есть передается на финальные испытания летчикам ВВС. По его словам, до полной оперативной готовности истребитель дойдет к концу 2014 года, когда он может быть принят на вооружение.


«ВВС введет в строй первую эскадрилью самолетов «Теджас» в 2015 году, а вторую – в 2017-м. В ближайшее время начнется производство самолетов, – отметил Энтони, добавив, что каждая эскадрилья будет базироваться на авиабазе «Сулур» около города Коимбатур в южном штате Тамилнад и состоять из 20 истребителей, предназначенных для замены устаревших МиГ-21. Всего потребности ВВС в этих самолетах оцениваются более чем в 200 единиц.


Самолет LCA Tejas MK-1
Источник: globalmilitaryreview.blogspot.com


«Теджас», реализуемый в рамках программы LCA, является одним из рекордсменов по срокам конструкторских работ, которые осуществляли HAL и DRDO. Работы по созданию этого полностью индийского истребителя начались в 1983 году, первый полет он совершил в январе 2001-го, а сверхзвуковой барьер преодолел в августе 2003-го.


Параллельно ведется разработка новой модификации истребителя «Теджас» Mk.2 (Tejas Mark II) с более мощным и топливоэффективным двигателем производства американской «Дженерал электрик» (General Electric), усовершенствованными радиолокационными и другими системами. «Позднее ВВС введут в строй четыре эскадрильи этой модификации истребителя, а военно-морские силы примут на вооружение 40 палубных истребителей «Теджас», – говорит министр обороны Индии Энтони.


Индия планирует полностью заменить истребители МиГ-21 к 2018–2019 годам, однако процесс может затянуться до 2025-го.


Су-30МКИ, «Рафаль», «Глоубмастер-3»


Контракт стоимостью 1,6 миллиарда долларов на поставку технологических комплектов для лицензионного сборочного производства Су-30МКИ корпорацией HAL подписан в ходе визита Владимира Путина в Индию 24 декабря 2012 года. После реализации этого контракта общее количество выпущенных на мощностях HAL самолетов Су-30МКИ достигнет 222 единиц, а итоговая стоимость приобретенных у России 272 истребителей этого типа составляет 12 миллиардов долларов. На сегодня Индия приняла на вооружение более 170 истребителей Су-30МКИ из 272 заказанных у России. К 2017 году на индийских авиабазах будут базироваться 14 эскадрилий этих самолетов.


К настоящему моменту HAL уже производит боевые самолеты Су-30МКИ и «Теджас». В перспективе компания также станет выпускать «Рафаль», выигравший тендер MMRCA, и истребитель пятого поколения FGFA совместной российско-индийской разработки.


Истребитель Су-30МКИ. Источник: army-news.ru


Индия и Франция уже которой год не могут договориться об условиях поставки истребителя «Рафаль», победившего в тендере MMRCA в январе 2012 года. В октябре 2013-го заместитель командующего ВВС Индии маршал авиации Сукумар заявил, что соответствующее соглашение будет подписано до конца текущего финансового года, завершающегося в марте 2014-го.


По условиям конкурса половину оплаченной за самолеты суммы победитель инвестирует в производство истребителей на территории Индии. Около 110 самолетов «Рафаль» должны быть изготовлены HAL, в то время как первые 18 – непосредственно компанией-поставщиком и доставлены заказчику в собранном виде. Сумма сделки первоначально оценивалась в 10 миллиардов долларов, однако на сегодня, по разным данным, уже может превышать 20–30 миллиардов. Первоначально первый истребитель «Рафаль» ВВС Индии планировали принять на вооружение в 2016 году, теперь эта дата переносится как минимум на 2017-й.


Министерство обороны Индии подписало в 2011 году с правительством США соглашение о поставках методом LOA (Letter of Offer and Acceptance) 10 тяжелых стратегических военно-транспортных самолетов (ВТС) С-17 «Глоубмастер-3» (Globemaster III) на сумму пять миллиардов долларов. На данный момент ВВС получили четыре С-17: в июне, июле-августе и октябре 2013-го. Все самолеты будут поставлены до 2015 года. Остальные ВТС «Боинг» обещает передать заказчику в 2014-м, завершив реализацию контракта. По аналогии с тактическими военно-транспортными самолетами C-130J ВВС Индии планируют увеличить парк С-17 еще на 10 самолетов.


Учебно-тренировочная техника


С августа 2009 года ВВС отстранили от полетов парк устаревших учебно-тренировочных самолетов (УТС) HPT-32. Впоследствии Минобороны объявило тендер на поставку самолетов базовой летной подготовки (Basic Trainer Aircraft – BTA) для индийских ВВС, который выиграла швейцарская компания «Пилатус» (Pilatus).


В мае 2012 года комитет по безопасности кабинета министров правительства Индии одобрил закупку для ВВС страны 75 самолетов PC-7 Mk.2 (PC-7 Mark II) на сумму 35 миллиардов индийских рупий (более 620 млн долл.). С февраля по август 2013-го индийским ВВС были переданы первые три машины. Минобороны планирует с «Пилатус» новый контракт на поставку 37 дополнительных УТС.


УТС Hawk AJT ВВС Индии
Источник: pilotsandplanesmilitary.com


Для осуществления продвинутой летной подготовки ВВС приобретают машины AJT (Advanced Jet Trainers) «Хоук» (Hawk). В марте 2004 года индийское правительство подписало контракт с компаниями «БАе Системз» (BAE Systems) и «Турбомека» (Turbomeca) на поставку 24 «Хоук», а также с HAL – на производство по лицензии еще 42 УТС. Суммарная стоимость контрактов – 1,1 миллиарда долларов.


Все первые 24 самолета были полностью построены на мощностях «БАе» и поставлены индийским ВВС, еще 28 из 42 самолетов, выпускаемых HAL из готовых машинокомплектов, переданы заказчику до июля 2011 года.


В июле 2010-го Минобороны подписало контракт стоимостью 779 миллионов долларов на приобретение 57 дополнительных УТС «Хоук»: 40 самолетов для ВВС и 17 для ВМС Индии. Компания HAL начала их производство в 2013 году и должна завершить к 2016-му.


Стратегические воздушные перевозки


Одна из главных задач ВВС Индии в перспективе будет состоять в осуществлении стратегических воздушных перевозок. Но для участия Нью-Дели в обеспечении международной безопасности требуется постепенное развитие ВВС в направлении сил быстрого реагирования, в то время как внутри страны на повестке дня стоит создание регулярных сил безопасности.


Принимая во внимание закрепленный недавно за Индией статус региональной державы, растущую роль и ответственность страны в новой геополитической и геостратегической обстановке, а также возобновление партнерских отношений с США, к Нью-Дели может быть предъявлено требование по переброске многочисленных войск в любой регион. Силы и средства стратегических воздушных перевозок ВВС должны формироваться практически с нуля, поскольку срок службы соответствующего парка заканчивается.


На тактическом уровне ВВС должны быть обеспечены парком средних тактических военно-транспортных самолетов и вертолетов, способных совместно с силами специального назначения к быстрому реагированию на меньшей дальности.


Очевидно, Индии необходимо расширять парк заправщиков, если она намерена обладать значительными возможностями в переброске войск и военной техники и оказывать влияние в этом сегменте.


ВВС также следует увеличивать боевые возможности некоторой уже состоящей на вооружении техники. На стратегическом уровне ВВС должны быть в состоянии обеспечить вероятное ядерное сдерживание Пакистана и Китая. Также им нужно иметь возможность военного присутствия в регионах очевидных интересов национальной безопасности и на территории союзников с боевыми самолетами, заправщиками и стратегическим транспортом. Для нанесения стратегических ударов по территории противника ВВС необходимо держать на вооружении авиационные ракеты, размещенные на платформах с мощной аппаратурой радиоэлектронной борьбы. При этом тактические роли могут быть переданы БЛА и вертолетам.


Эти силы обязаны обладать способностью обеспечить быстрый ответ в кризисной ситуации и иметь логистическую поддержку с целью выполнения задач в течение длительного промежутка времени.


Для эффективного обеспечения национальной безопасности ВВС следует приобрести дополнительный парк самолетов ДРЛО и У с целью повышения возможности наблюдения на небольших высотах. Имеющиеся в настоящее время на вооружении страны системы ПВО необходимо заменить ЗРК зональной и объектовой ПВО нового поколения. ВВС следует запастись собственными спутниковыми системами и парком БЛА с широким спектром датчиков для обеспечения круглосуточной и всепогодной стратегической и тактической разведки. БЛА необходимо обеспечить соответствующей наземной инфраструктурой для автоматизированной и быстрой обработки разведывательной информации, а также парком тактических транспортных самолетов, вертолетов и войсками специального назначения для быстрого реагирования на возможные угрозы.



Любовь Милованова


Опубликовано в выпуске № 4 (522) за 5 февраля 2014 года

Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2017, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна