ОДКБ не спешит с переменами

Создание полноценного Объединенного штаба коллективной обороны оставлено на будущее

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) может оказаться неготовой к отражению угроз, которые возникнут после вывода из Афганистана в 2014 году Международных сил содействия безопасности (МССБ). Как следует из недавних заявлений начальника Объединенного штаба (ОШ) ОДКБ генерал-лейтенанта Александра Студеникина, никаких ранее объявленных реформ и реорганизаций в ОДКБ не произошло, а совершенствование военных структур Организации займет как минимум два года. По оценкам экспертов, это значительный срок. Ведь после вывода из Афганистана в 2014 году войск МССБ ситуация в Центральной Азии может обостриться. Так что почему военно-политическое руководство ОДКБ медлит, непонятно.


Со времени проведения прошлогоднего декабрьского саммита глав государств Организации, где были намечены перспективы развития системы коллективной обороны, прошло уже более полугода. Проводя неформальный саммит в Бишкеке, руководители государств – участников ОДКБ обратили внимание на возможность обострения ситуации в ЦА уже в ближайшее время. Поэтому вполне естественно было ожидать каких-то решительных и оперативных действий по совершенствованию и наращиванию военной компоненты организации. И в первую очередь – совершенствования Объединенного штаба ОДКБ, который должен руководить создаваемыми едиными войсками Организации. Однако этого пока не произошло. Александр Студеникин с армейской прямолинейностью на днях заявил: «Для нас сегодня абсолютно ясно, что в действующей организационно-штатной структуре Объединенному штабу решать вновь поставленные задачи будет проблематично». Из его слов следует, что «уточнение полномочий и функций этого органа управления» будет проходить в два этапа. Правда, на первом этапе, который должен быть завершен до конца 2013 года, изменения в штате Объединенного штаба пройдет «без увеличения численности персонала и объемов финансирования». А на втором этапе, в 2014–2015 годах, только «предлагается внести изменения в документы, регламентирующие деятельность ОШ» и расширить его функции. «Результатом должно стать создание полноценного штаба, способного в любых условиях обстановки эффективно осуществлять координацию действий по оперативному управлению едиными войсками ОДКБ, а при необходимости – взять на себя управление отдельными компонентами Коллективных сил».


Один из российских генералов, создававших ОДКБ, на условиях анонимности заявил «НГ», что формирование полноценного штаба ОДКБ только через два года – это уже перебор. «Подобные недоработки уже имели место, когда после распада СССР функционировал в рамках СНГ Штаб по координации военного сотрудничества (ШКВС). В основном он выполнял военно-политические функции. И на время военных учений коалиционных войск оперативное руководство ими брало на себя одно из министерств обороны стран Содружества», – вспоминает военачальник. Он допускает, что «в рамках ОДКБ такое тоже может происходить. Но на самом высоком уровне было заявлено, что Организация коллективной обороны создает единые войска с авиационными компонентами, силами специальных операций. И, конечно же, этими войсками должен управлять Объединенный штаб», – считает генерал.


«Без увеличения штата и объемов финансирования реформирование ОШ ОДКБ – это профанация. Положение, расширяющее его функции, только предполагается создать. И оно, конечно же, должно быть утверждено советом глав государств ОДКБ. Но на это уйдет время. А обострение ситуации в Афганистане и экспорт нестабильности в Центральную Азию могут произойти уже сейчас. В этих условиях реформировать военную компоненту ОДКБ нужно быстро и эффективно», – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. Он не исключает, что в случае обострения ситуации в ЦА неформальные функции по оперативному управлению коалиционными войсками стран – участниц ОДКБ возьмет на себя Генштаб России, а нынешний ОШ ОДКБ будет выполнять вспомогательные функции.


«За всю постсоветскую историю ОДКБ эта организация так и не стала действенным инструментом коллективной обороны. Именно по этой причине ОДКБ покинули несколько государств, которые первоначально в нее входили. Для того чтобы коллективная оборона стала эффективной, необходимы значительные материальные и финансовые ресурсы. Но более всего необходима добрая воля руководителей государств ОДКБ, и прежде всего России, совместными усилиями укрепить ее, создав действенные механизмы военного управления. Пока такого настроя и воли не наблюдается», – считает член-корреспондент Академии военных наук Эдуард Родюков.



Владимир Мухин

Права на данный материал принадлежат Независимая газета
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
Темы новости
АфганистанВоенные ученияОДКБРоссия

Близкие по темам новости

01.02.2017 » Южный авиационный форпост Казахстана (4)
13.01.2017 » Стратегия устрашения России провалена, на подходе - инициатива сдерживания (4)
15.12.2016 » Выбор РИА Новости: главные события 2016 года в сфере обороны и безопасности (4)
31.08.2016 » Профилактика хаоса (4)
26.04.2016 » Зона особого влияния (4)
18.04.2016 » Учения, учения и еще раз учения (4)
12.04.2016 » США расширяют военную помощь Средней Азии (4)
30.03.2016 » Потешная гвардия (4)
23.03.2016 » Лицензия на стабильность (4)
08.02.2016 » Замминистра обороны Анатолий Антонов встретился с представителями ведущих СМИ (4)
19.01.2016 » Уровень сотрудничества армий России и Сирии можно назвать образцовым (4)
15.12.2015 » Начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов встретился с представителями военно-дипломатического корпуса (4)
16.09.2015 » Итоги сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ (4)
15.09.2015 » Коллективную безопасность разворачивают на юг (4)
21.04.2015 » Замминистра обороны РФ Анатолий Антонов подвел итоги работы IV Московской конференции по международной безопасности (4)
2006-2018, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна