Между выгодой и опасностью ("Новы час", Белоруссия)

Известие о размещении российских самолетов-истребителей в Белоруссии вызвало бурные обсуждения. Причем министр обороны России Сергей Шойгу и Александр Лукашенко заявили об этом как о свершившемся факте. Вроде бы и не нужно изучать общественное мнение, будто бы и не должно быть это соглашение утверждено парламентами двух стран. А если это уже «почти факт», то и относиться к этому нужно с точки зрения выгоды Белоруссии.


Первое, что следует подчеркнуть: российские истребители в Белоруссии - это авиация противовоздушной обороны. Иными словами, это не ударная авиация, которая при случае может бомбить Варшаву или Вильнюс. Это перехватчики, которые должны сбивать ракеты и самолеты, пересекающие границу Белоруссии. Вероятно, это будут самолеты Су-30. Самолет предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечения боевых действий других родов авиации, прикрытия наземных войск и объектов, уничтожения десанта в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей. Согласитесь, между Су-30 и стратегическими бомбардировщиками есть большая разница. В беседе Шойгу и Лукашенко говорилось о том, что в Белоруссии осядет целый полк «сушек». Сумеет ли Белоруссия принять такое количество самолетов?


Как говорит военный эксперт Александр Алесин, Белоруссия на многое способна, тем более что авиационный полк России, как правило, состоит из 24 боевых самолетов. «Белоруссия просто насыщена аэроузлами, доставшимися нам с советских времен. Это Барановичи, где у нас 61-я авиабаза, это Береза, где базировались истребители, а сейчас, кажется, центр беспилотной авиации, это Рось, где базировались бомбардировщики Су-24, Мачулищи, Бобруйск, Быхов, где базировалась морская авиация. Вопрос только в том, какой из объектов в лучшем состоянии», - говорит Алесин. По его словам, российские военные заинтересованы в том, чтобы база была вблизи Барановичей. Во-первых, это не «заброшенный объект времен СССР», а во-вторых - рядом авиаремонтный завод, где можно обслуживать и ремонтировать технику.


Многие оппозиционные круги увидели в этих планах некую «российскую агрессию», «угрозу независимости» и так далее. В Белоруссии и так существуют две российские базы. Это радиолокационные и станции связи в Ганцевичах и Вилейке. С военной точки зрения, именно они, а не российский авиаполк, представляют наибольшую угрозу для Белоруссии. Дело в том, что в случае вооруженного конфликта между Россией и Западом, именно РЛС в Ганцевичах и Вилейке будут первыми стерты с лица земли. Ведь они обеспечивают противовоздушную оборону Москвы (Ганцевичи) и через них до атомных подводных лодок доходят приказы (Вилейка). Где бы ни расположился российский авиаполк, он будет базой «второго удара». Удару даже будут подлежать не сами самолеты, а инфраструктура - взлетные полосы, склады с топливом и так далее. А такого добра в Белоруссии хватает. Существует, конечно, и экологическая опасность, так как топливо и смазка самолетов - это не шуточки.


Но, по мнению Алесина, «благодаря» наследию СССР, Белоруссия под экологическим ударом не окажется. Просто потому, что подготовленные для авиабаз площадки, со всеми взлетными полосами, хранилищами топлива и смазки, существуют практически в готовом виде: приходи и забирай. Только благоустройством и мелким ремонтом заняться, конечно, придется. Где больше, где меньше, но эти советские объекты сохранены.


К тому же, в последнее время Белоруссия значительно сократила свой «боевой авиапарк». Белоруссия вывела из эксплуатации 35 фронтовых бомбардировщиков Су-24, не летают 14 самолетов Су-27 той же 61-й авиабазы в Барановичах, и заменить их пока ничем не смогли. Дефицит белорусской армии сейчас - около 50 самолетов. Если летать будут 20 российских вместо 50 белорусских, большого вреда экологии не будет.


Самый же большой вопрос - цена авиабазы. Подобный объект НАТО находится в Кыргызстане. Это база «Манас». Первоначально США арендовали эту площадку за 15 миллионов долларов в год. В мае 2006-го Курманбек Бакиев заявил о намерении повысить арендную плату за авиабазу с 15 до 207 миллионов долларов. В результате долгих переговоров было подписано соглашение о том, что США будут оказывать ежегодную помощь Кыргызстану в размере 60 миллионов долларов США, включая плату за аренду авиабазы.


«Ганцевичи и Вилейка обходятся России по ставке «аренда ноль». То есть, она за них не платит», - говорит Алесин, и предполагает, что с авиационной базой будет то же самое. Дело в том, что между Россией и Белоруссией на военном поприще очень развит «бартер». Россия не платит за Вилейку, но в ответ позволяет белорусской армии бесплатно пользоваться полигоном «Ашулук», дает ракеты и мишени. Россия не платит за Ганцевичи, но Белоруссия имеет преференции в поставке российских нефтепродуктов, газа и так далее.


«Я не исключаю того, что с прилетом в Белоруссию первого звена российских истребителей вдруг решатся все проблемы по нефтяному балансу. Прилет авиаполка позволит Белоруссии на более выгодных условиях создать холдинг «МАЗ-КамАЗ» или кооперацию российских предприятий ВПК с Минским заводом колесных тягачей. То есть, отсутствие арендной платы Россия нам компенсирует неденежными преференциями. И это снова будет бартер», - считает Алесин.


Поэтому, если вопрос о базе уже решен, то надо думать, как получить от нее максимальный доход при минимальном взносе. И первые результаты уже есть - Россия согласилась поставить в Белоруссию четыре дивизиона ракетных комплексов С-300. Правда, с 2007 года Белоруссия надеется получить комплексы С-400. Но дареному коню в зубы не смотрят.



Перевод: Светлана Тиванова.

Права на данный материал принадлежат ИноСМИ
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2017, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна