В последние три года наметилась тенденция сокращения темпа роста мировых военных расходов

ЦАМТО, 2 октября. Темп роста мировых военных расходов после кризиса 2008-2009 гг. существенно снизился, хотя в абсолютных величинах военные расходы в 2010 и 2011 гг. достигли максимальных значений за последний 8-летний период, соответственно, 1601,491 млрд дол и 1639,972 млрд дол (в текущих ценах).

Усредненный показатель мировых военных расходов в процентах к мировому ВВП за последние 8 лет (2004-2011 гг.) составил, по оценке ЦАМТО, 2,44%. Минимальное значение за рассматриваемый период было зафиксировано в 2007 году – 2,33%.


В целом соотношение мировых военных расходов в процентах от мирового ВВП в 2004-2011 гг. колебалось в пределах от минимального значения 2,33% в 2007 году до максимального значения 2,64% в 2009 году.


Для сравнения: в 2004 году этот показатель составил 2,37%, в 2005 году – 2,38%, в 2006 году – 2,40%, в 2007 году – 2,33%, в 2008 году – 2,48%, в 2009 году – 2,64%, в 2010 году – 2,55% и в 2011 году – 2,36%.


Следует отметить, что показатель соотношения мировых военных расходов в процентах от мирового ВВП достиг максимальных значений в кризисный период (2008-2010 гг.). Причем максимальное соотношение имело место в разгар мирового экономического кризиса. Это связано с тем, что в 2009 году мировой ВВП существенно снизился по сравнению с 2008 годом (57,538 трлн дол против 60,937 трлн дол), а объем мировых военных расходов в 2009 году по сравнению с 2008 годом практически остался на том же уровне (1,521 трлн дол против 1,511 трлн дол). То есть при существенном снижении мировой экономики расходы на военные ассигнования пострадали в наименьшей степени.


Тем не менее, можно отчетливо наблюдать наметившуюся тенденцию сокращения темпа роста мировых военных расходов в посткризисный период. Особенно четко эта тенденция проявилась, начиная с 2009 года.


Процентный номинальный рост мировых военных расходов в 2005 году к уровню 2004 года составил 8,4%, в 2006 году к 2005 году – 9,53%, в 2007 году к 2006 году – 9,43%, в 2008 году к 2007 году – 16,89% (максимальный показатель за рассматриваемый период), в 2009 году к 2008 году – 0,67% (минимальный показатель за рассматриваемый период), в 2010 году к 2009 году – 5,28% и в 2011 году к 2010 году – 2,36%.


В абсолютных величинах (в ценах каждого конкретного года) в 2004 году объем мировых военных расходов составил 994,965 млрд дол, в 2005 году – 1078,575 млрд дол, в 2006 году – 1181,324 млрд дол, в 2007 году – 1292,732 млрд дол, в 2008 году – 1511,101 млрд дол, в 2009 году – 1521,227 млрд дол, в 2010 году – 1601,491 млрд дол и в 2011 году – 1639,972 млрд дол.


В целом за 8-летний период (2004-2011 гг.) мировые военные расходы составили 10821,347 млрд дол.


Мировой ВВП, по данным МВФ, за тот же период характеризуется следующими цифрами (в ценах каждого конкретного года): 41,962 трлн дол в 2004 году, 45,385 трлн дол в 2005 году (номинальный рост на 8,16%), 49,143 трлн дол в 2006 году (рост на 8,28%), 55,459 трлн дол в 2007 году (рост на 12,85%), 60,937 трлн дол в 2008 году (рост на 9,88%), 57,538 трлн дол в 2009 году (сокращение на 9%), 62,836 трлн дол в 2010 году (рост на 9,2%) и 69,464 трлн дол в 2011 году (рост на 10,55%).


В целом за 8-летний период мировой ВВП составил 442,723 трлн дол.


За рассматриваемый период ежегодный процентный номинальный рост мирового ВВП опережал темп прироста военных расходов в 2007 году (12,85% против 9,43%), в 2010 году (9,2% против 5,28%) и в 2011 году (10,55% против 2,36%). Последние два года отчетливо подтверждают наметившуюся тенденцию опережающего роста мировой экономики по сравнению с темпом ростом мировых военных расходов.


В докризисный период (за исключением 2007 года), то есть в период устойчивого экономического роста и в разгар кризиса (2009 год) темп роста военных расходов опережал темп роста ВВП: в 2005 году (8,4% против 8,16%), в 2006 году (9,53% против 8,28%), в 2008 году (16,89% против 9,88%) и в 2009 году (0,67% против сокращения мирового ВВП на 9,2%).


2010- 2011 гг. можно охарактеризовать как период постепенного преодоления последствий мирового экономического кризиса, причем полностью кризисные явления в мировой экономике не преодолены вплоть до настоящего времени. Этот «переходной» период характеризуется снижением темпов роста военных расходов. Даже масштабные потрясения в регионе Северной Африки и на Ближнем Востоке, а также военная операция коалиции стран НАТО в Ливии и продолжающиеся военные действия стран коалиции в Ираке и Афганистане, не оказали влияния на тенденцию снижения темпа роста мировых военных расходов в целом.


На основе анализа ситуации за последние 8 лет можно утверждать, что увеличения темпа роста мировых военных расходов можно ожидать после полного «выздоровления» мировой экономики при условии, что уровень «конфликтности» в мире останется на текущем уровне, который достаточно высок. Только в случае возникновения новых военных конфликтов, в первую очередь на Ближнем и Среднем Востоке с задействованием вооруженных сил западных стран и значительно превосходящих по масштабам «ливийский сценарий», темп роста мировых военных расходов может ускориться до момента полного «выздоровления» мировой экономики.


В исследовании ЦАМТО речь идет о военных расходах, то есть по возможности учтены как финансовые средства, выделяемые каждым государством по линии Министерства обороны (оборонный бюджет), так и те расходы, которые по статье «Национальная оборона» перекладывается на другие статьи бюджета. К примеру, по многим странам расходы на пенсии военнослужащим не включены в оборонный бюджет, а это составляет немалую долю в общих затратах на военные нужды того или иного государства. Кроме того, расходы по военному строительству, финансированию НИОКР также зачастую распределяются по другим статьям бюджета. По НИОКР это особенно характерно, если речь идет о двойных технологиях (военного и гражданского назначения). В США отдельной статьей предусмотрены расходы на ядерные разработки министерства энергетики в интересах Пентагона. Расходы на финансирование обеспечения ведения боевых действий США в Афганистане и Ираке также не включены в оборонный бюджет и выделяются с одобрения конгресса по отдельной статье. По ряду стран военные расходы ввиду отсутствия транспарентности практически невозможно проконтролировать, поэтому многие аналитические агентства пользуются оценочными данными.


Кроме того, к примеру, не всегда средства, выделенные в рамках оборонных бюджетов в части закупок вооружений, исполняются в полном объеме. К примеру, за последние годы одобренный оборонный бюджет России ни разу не был полностью реализован в полном объеме, что связано с проблемами выполнения гособоронзаказа последних лет. Ситуация, когда бюджетные ассигнования по линии оборонных ведомств исполняются не в полном объеме, характерна не только для России, но и многих других стран.


Все это приводит к тому, что при анализе военных расходов можно говорить лишь о большем или меньшем приближении к «реальным» цифрам.


В расчете использовались данные ЦАМТО, представляющие собой систематизацию официальных сообщений министерств финансов, министерств обороны и правительств тех стран, по которым такая информации имеется, а также данные Международного валютного фонда, ООН, НАТО, оборонного агентства EDA, JSCRA (Janes’Sentinel Country Risk Assessment) и сообщения мировых СМИ по тематике военных расходов.


Полностью материал по военным расходам стран мира за период с 2004 по 2011 гг. с большим количеством табличных статистических данных будет опубликован в готовящемся к изданию Ежегоднике ЦАМТО-2012.

Права на данный материал принадлежат ЦАМТО
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2018, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна