Арсений Брыкин: «Повысить эффективность оборонных компаний поможет кардинальная смена правил игры»

Правила контрактации и ценообразования в оборонно-промышленном комплексе необходимо менять, так как они давно устарели и не соответствуют современным экономическим реалиям. С таким заявлением выступил на расширенном заседании Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации РФ председатель координационного совета разработчиков и потребителей РЭА, ЭКБ и продукции машиностроения «Союзмаша России», заместитель генерального директора АО «Росэлектроника» Арсений Брыкин.


В докладе он обратил внимание на слишком длинные сроки размещения государственного оборонного заказа и дальнейшего заключения контрактов с предприятиями, участвующими в работах. При этом действующая практика ценообразования не учитывает инвестиции компаний в науку и освоение новых производств, фактически приравнивая разработку новых уникальных технологий к поставкам серийных изделий, отметил докладчик.


«На сегодняшний день бюрократические процедуры, связанные с реализацией гособоронзаказа, занимают полгода и более, - рассказал Арсений Брыкин, – то есть на протяжении минимум 6 месяцев производство фактически простаивает. Все это время идут «бумажные» мероприятия, связанные с размещением госзаказа, закупочными процедурами и заключением контрактов, денежными вопросами, снятием разногласий по договорам. Такая практика ставит под угрозу сроки выполнения ГОЗ и чревата снижением качества продукции, так как предприятия вынуждены экстренными темпами потом наверстывать упущенное время».


Согласно исследованиям, проведенным координационным советом разработчиков и потребителей РЭА, ЭКБ и продукции машиностроения «Союзмаша России», только процесс привлечения заемных денежных средств предприятиями для обеспечения работ в соответствии с ФЗ-44 и ФЗ-223 может занимать до 4 месяцев. Согласительные процедуры с заказчиком по цене и срокам могут длиться от 1 до 7 месяцев. Еще 3-4 месяца требуется на заключение контрактов с предприятиями 1,2 и 3 уровня кооперации. В итоге сроки выхода на испытания и сдачи работ массово сдвигаются «вправо», что закономерно порождает претензии со стороны заказчиков и правоохранительных органов.


Отдельной корректировки требуют правила ценообразования на продукцию ГОЗ, которые действуют с 2006 года и не соответствуют реалиям рынка, напомнил участникам заседания Арсений Брыкин. Сейчас цены на передовые разработки и серийную продукцию продолжают формироваться по одним и тем же нормативам, хотя очевидно, что создание новых технологий – процесс более трудоемкий и затратный. В результате рентабельность НИОКР становится почти нулевой, что создает препятствия для разработок по-настоящему инновационных продуктов.


Проведенный анализ также свидетельствует, что оборонно-промышленные компании существенно ограничены в возможностях инвестирования в науку и производство – по действующим нормативам эти затраты не могут учитываться при формировании цен на услуги и продукцию. При этом формула расчета плановой прибыли фактически заставляет предприятия наращивать издержки - чем они выше, тем прибыльнее становится работа, отметил автор доклада.


«Повысить эффективность оборонных компаний поможет кардинальная и согласованная всеми сторонами выполнения ГОЗ смена правил игры. Для этого положение о государственном регулировании цен в рамках ГОЗ, которое сейчас разрабатывает ФАС России, необходимо закрепить на уровне Постановления Правительства РФ. Следующим шагом должна стать гармонизация многочисленных локальных нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которые регламентируют сферу гособоронзаказа», - подытожил Арсений Брыкин.


Как прозвучало в ходе заседания, прежде всего, должны быть пересмотрены процедуры, регулирующие закупки при выполнении ГОЗ. Необходимо ввести дифференцированное ценообразование на серийную продукцию и разработки высокосложных технологий в рамках НИОКР. При этом формирование цен должно осуществляться с учетом инвестиционных затрат предприятий, а также инфляционных и других рисков, которые могут приводить к изменению стоимости контрактов в ходе их исполнения.


Сбор предложений и разработку нормативных изменений ведет сейчас Федеральная антимонопольная служба. Нововведения после детальной проработки могут быть закреплены специальным правовым актом - Постановлением Правительства РФ по регулированию цен на продукцию военного назначения.

Права на данный материал принадлежат ОАО «Росэлектроника»
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Близкие по темам новости

18.12.2015 » В Москве состоялась Первая конференция «Вопросы экономического управления в оборонно-промышленном комплексе России» (4)
01.02.2017 » ФЗ «О гособоронзаказе» в 2017 году. Игра по-новому? (3)
11.01.2017 » Сирийская калькуляция (3)
02.11.2016 » Гособоронзаказ для финансовых служб: проблемы, решения, перспективы. (3)
05.05.2016 » ВПК США: Милитаризация гражданской промышленности или развитие на основе военных технологий (3)
11.01.2016 » Армия и оборонная промышленность-2015: не только Сирия (3)
11.12.2015 » Экономическое управление в ОПК: цели, задачи, проблемы и перспективы (3)
19.11.2015 » Первая научно-практическая конференция "Вопросы экономического управления в оборонно-промышленном комплексе России" пройдет в Москве 10-11 декабря 2015 года (3)
18.08.2015 » Где же наши пушки? (3)
01.04.2015 » Планом по кризису (3)
31.12.2014 » «При снижении типажности вооружения на 36% сэкономим 30 трлн рублей» (3)
17.11.2014 » Чтобы не рухнула оборона в час "икс" (3)
05.03.2014 » Госзакупки защитят от шпионов (3)
23.12.2013 » Угроза пятого элемента (3)
16.12.2013 » МиГ-31 будет сбивать вражеские спутники (3)
2006-2017, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна