НАТО зачищает контакты с Москвой

Генсек НАТО заявил о важности контактов с Россией

Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил о важности поддерживать контакт с Москвой в период напряженных отношений. Вместе с тем альянс продолжает рассматривать Россию в качестве одной из основных угроз и действовать вопреки интересам Кремля. Этой же линии придерживаются США, которые, несмотря на предвыборную риторику Трампа, не только не пересматривают свое участие в НАТО, но и форсируют принятие Черногории в состав альянса, против чего выступает Москва.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил о важности контактов с Россией, особенно в период разногласий.

«На фоне высокой напряженности еще более важным становится, что мы говорим друг с другом, имеем открытые каналы для контактов между военными и политиками», — цитирует Столтенберга агентство Reuters.

Кроме того, он отметил, что недавно прошел телефонный разговор Военного комитета НАТО Петра Павла с начальником Генштаба ВС России генералом Валерием Героасимовым. Reuters подчеркивает, что это был первый разговор представителей НАТО с российскими военными за последние два года.

При этом риторика официальных представителей Североатлантического альянса по отношению к России остается не столь доброжелательной. В 2016 году НАТО назвала Россию одной из главных угроз альянса.

При этом страны-члены НАТО продолжают предпринимать действия, которые вызывают раздражение Москвы. В частности, накануне стало известно о письме государственного секретаря Рекса Тиллерсона американским сенаторам, в котором он призвал ратифицировать членство Черногории в НАТО, против чего неоднократно выступала Россия.

«Ратификация членства Черногории в НАТО вполне в интересах Соединенных Штатов», — цитирует письмо агентство Reuters.

Вместе с тем госсекретарь выразил уверенность, что членство Черногории в Североатлантическом альянсе положительно скажется на стабильности в регионе, хотя именно этот аспект вызывает наибольшие сомнения не только у Москвы, но и у ближайших соседей черногорцев — Сербии.

Несмотря на то, что возможность включения Черногории в состав НАТО уже одобрена комитетом сената по международным делам, некоторые сенаторы-республиканцы выступают против формализма в данном вопросе. В частности, против быстрого рассмотрения данного вопроса выступили Майк Ли и Рэнд Пол.

При этом Пол подчеркнул, что принятие Черногории в альянс будет означать появление «новых финансовых обязательств США» при и без того большом внешнем долге. За это сенатора уже обвинил его влиятельный коллега Джон Маккейн в том, что он «работает на [президента России] Владимира Путина».

В стороне не остался и сам Пол, который отметил, что Маккейн, которому уже 80 лет, «слегка свихнулся» и «уже не в расцвете сил».

Не такая уж и устаревшая организация

Черногория официально получила приглашение начать переговоры о вступлении в альянс еще в конце 2015 года, а уже в мае 2016-го в штаб-квартире НАТО в Брюсселе был подписан протокол о присоединении Черногории к Организации Североатлантического договора.

Страна сможет стать частью альянса после того, как все остальные 28 стран-участниц НАТО ратифицируют ее членство.

Однако ситуация, казалось, несколько изменилась после победы на выборах президента США в ноябре 2016 года кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа. На протяжении всей своей избирательной кампании Трамп заявлял, что НАТО — устаревшая организация и что в случае своего избрания он планирует пересмотреть вовлеченность США в деятельность альянса, прежде всего, в вопросах финансирования общих оборонных расходов.

Основной претензией со стороны республиканца был тот факт, что США тратят на оборону европейских государств денег больше, чем сами члены Евросоюза.

Подобные заявления заставляли нервничать европейских политиков. При этом казалось, что с приходом Трампа к власти в жизни альянса наступит некоторая неопределенность, из-за которой вопрос вступления Черногории в НАТО может отойти на второй план.

Тем не менее, с момента инаугурации нового американского президента и сам Трамп, и Рекс Тиллерсон, и глава Пентагона Джеймс Мэттис уже успели подтвердить, что сохраняют приверженность ценностям альянса, однако требуют, чтобы каждая страна платила «справедливую долю» в формировании бюджета НАТО.

«Политически токсичная страна»

«В ходе своей предвыборной кампании Трамп активно продвигал идею сокращения американского экспансионизма, в том числе говорил о более расчетливом подходе к НАТО, что союзникам по альянсу нужно брать больше обязательств в рамках организации», — утверждает Георгий Энгельгардт, сотрудник Института славяноведения РАН. – Кстати, в каком-то из предвыборных роликов Трампа говорилось в довольно пренебрежительных тонах в том числе о Черногории. Ее называли страной с коррумпированным и криминализированным правительством, которое, тем не менее, НАТО собирается взять к себе».

Теперь же, когда администрация действующего президента США сталкивается с мощнейшим давлением со стороны конгресса, Трамп решил сделать ряд уступок американскому истеблишменту, считает собеседник «Газеты.Ru».

«Самый очевидный шаг назад — это решение Трампа заморозить пророссийскую повестку. Россия сегодня является политически токсичной страной, из-за которой президент США сталкивается со все новыми обвинениями», — рассуждает Энгельгардт.

По его словам, Черногория сегодня в этой связи тоже увязывается с Россией.

«Дело в том, что история вокруг попытки госпереворота, с которой были связаны российские граждане, до сих пор является самой горячо обсуждаемой темой в стране», — рассказал эксперт «Газете.Ru».

В настоящий момент прокуратура Черногории расследует дело в отношении представителей оппозиции в связи с тем, что они якобы были причастны к неудачному государственному перевороту, произошедшему в ходе парламентских выборов в октябре 2016 года. 16 октября прошлого года черногорские власти заявили, что предотвратили попытку госпереворота, которую якобы пытались совершить граждане России и Сербии. А организатором этих событий Подгорица назвала гражданина РФ Эдуарда Широкова, которого объявила в международный розыск.

«Нынешние власти по понятным причинам раскручивают эту историю по-максимуму, представляя ее как пример экспансионистской политики Москвы, которая чуть было не довела страну до гражданской войны — добавил эксперт. — Недавно в Черногории прошли местные выборы, и на них очень активно раскручивалась эта мысль.

В этом же ключе идут дебаты относительно интеграции в НАТО, который в этом контексте выглядит защитником от российских притязаний».

Вместе с тем Энгельгардт подчеркивает, что консенсуса по вопросу интеграции в НАТО внутри черногорского общества нет.

«Население и политические элиты Черногории расколоты относительно интеграции в НАТО. Большинство населения, по последним данным, выступают против сближения. В том числе поэтому нынешние власти выступили против идеи провести референдум по поводу интеграции в альянс.

Парламент страны тоже расколот, но на данный момент у сторонников интеграции в НАТО есть хоть и некритическое, но большинство», — рассказал эксперт в беседе с «Газетой.Ru».

Вопрос о вступлении в НАТО решается в парламенте Черногории простым большинством. Всего в нем 81 место. У правящей Демократической партии социалистов — 35 кресел. Коалиция партий, представляющих права национальных меньшинств, также солидарных в идее сближения с НАТО, контролирует четыре места в парламенте. Иными словами, для положительного голосования этим силам не хватает голосов еще троих депутатов.

Вероятнее всего, найти этих людей труда не составит. Целый ряд представителей оппозиционного блока ранее заявляли, что готовы проголосовать за интеграцию в Североатлантический альянс.

Бухгалтерия НАТО

При этом Черногория вполне соответствует критериям, которые выдвигаются к странам-кандидатам на вступление со стороны НАТО. Хотя если следовать логике Трампа, который требует, чтобы каждая страна вносила «справедливую долю» на нужды альянса, то здесь

Подгорица недотягивает по уровню затрат на оборону. Черногория тратит 1,6% ВВП на эту статью расходов.

Еще в 2006 году страны-члены НАТО согласились достичь расходов на оборону минимум 2% от ВВП. «Это руководство служит принципиальным индикатором политической воли страны вносить свой вклад в общие оборонные усилия альянса», — так обосновывается именно эта цифра на сайте организации.

Вместе с тем данная доля является лишь рекомендацией, поэтому никаких штрафных санкций за ее несоблюдение в НАТО не предусмотрено.

Кроме того, экономический кризис 2008-2009 годов не позволил государствам-членам НАТО достичь этого порогового значения. К этому вопросу вернулись лишь в 2014 году, когда на саммите снова рекомендовали выкладывать в оборону те же самые 2% от ВВП.

Тем не менее, с этой задачей в настоящий момент справляются лишь пять государств: США (3,6%), Греция (2,38%), Великобритания (2,21%), Эстония (2,16%) и Польша (2%).

При этом пять государств тратят на оборону меньше 1% от ВВП, среди них Канада (0,99%), Словения (0,94%), Испания (0,91%), Бельгия (0,85%) и Люксембург (0,44%).

Именно на это обращал внимание Дональд Трамп во время своей предвыборной кампании, поскольку даже на сайте НАТО подчеркивается, что европейские страны и Канада тратят на оборону меньше, чем США. Объем затрат Соединенных Штатов на оборону в реальном выражении составляет порядка 72% от бюджета всего альянса в целом.

Сенатор-республиканец Рэнд Пол, говоря о «новых финансовых обязательствах США» в случае принятия Черногории в НАТО, имел в виду именно потенциальную неспособность Черногории руководствоваться этими финансовыми рекомендациями.

Другим важным аспектом финансирования являются затраты на основные виды вооружения. Признавая тот факт, что «распределение финансов по статьям бюджета на оборону является суверенным решением каждого государства», НАТО рекомендует тратить на те самые основные виды вооружения 20% от оборонного бюджета. По версии составителей подобных гайдлайнов такие траты являются важным показателей скорости модернизации армии.

Люксембург, который является аутсайдером по показателю «процент от ВВП на оборону», в этом случае лидирует. Из общих затрат по этой статье страна выделяет 32,82% на перевооружение.

Всего с поставленной задачей справляются 10 стран. Помимо Люксембурга, это Литва (27,65%), Румыния (26,13%), Польша (25,79%), Норвегия (25,6%), США (25,03%), Франция (24,51%), Турция (23,58%), Великобритания (23,41%) и Италия (20,24%).

Есть и те страны, которые тратят на переоборудование меньше 10% — Португалия, Хорватия, Албания, Чехия, Бельгия и Словения.

Вместе с тем, несмотря на недовольство Трампа, он продолжает высказывать свою приверженность НАТО и не отказывается от участия США в проектах альянса. Однако дискуссии о необходимости расширения НАТО путем включения в состав Черногории вызывает двойственные опасения. С одной стороны, вхождение балканской страны в состав Североатлантического альянса может привести к дальнейшей эскалации отношений с Москвой, а с другой — такие действия вызывают прагматические сомнения в их целесообразности. Поэтому, вероятно, даже внутри Республиканской партии продолжатся дискуссии относительно необходимости данного шага.


Валентин Логинов, Игорь Крючков

Права на данный материал принадлежат Газета.ru
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Близкие по темам новости

08.09.2014 » Страны Северной и Северо-Восточной Африки вышли в мировые лидеры по темпам роста военных расходов в 2006-2013 гг. (23)
26.09.2011 » Военная импотенция НАТО: победа, ставшая поражением (23)
25.11.2013 » Невидимый фронт вооруженной борьбы (20)
15.02.2012 » ДОВСЕ умер и не надо его реанимировать (20)
01.08.2016 » Военные новости: что США поставляют украинским военным (19)
21.05.2015 » Инструмент гибридной войны (19)
02.11.2011 » Против кого евроПРО? — часть III (19)
17.07.2007 » Россия приостановила участие в ДОВСЕ, но дала Западу время на раздумья (19)
19.10.2015 » Вашингтон играет с огнем (18)
16.10.2008 » Мощь НАТО сильно преувеличена (18)
20.11.2015 » 25 лет ДОВСЕ: как всеобщая безопасность оказалась не нужна (17)
10.07.2013 » НАТО издали и изнутри (17)
25.01.2012 » Машин все меньше, они все старше — часть II (17)
16.06.2016 » Варшавский саммит НАТО – театр одного актера (16)
09.06.2012 » Саммит НАТО в Чикаго: векторы трансформации альянса (16)
2006-2018, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна