Опасная работа

ВМФ России вновь включился в сирийскую операцию

Боевые корабли ВМФ России снова участвуют в операции против террористов в Сирии. Удары по позициям боевиков нанесли фрегат "Адмирал Григорович" и палубная авиация с "Адмирала Кузнецова". Начало боевой работы, однако, было омрачено аварией истребителя МиГ-29К.


Длинная палуба

Эксплуатация палубной авиации, к сожалению, связана с более высокой аварийностью, чем у "наземных" ВВС. За возможности мобильного аэродрома, позволяющего оперативно перемещать самолеты и наносить внезапные удары, приходится расплачиваться значительно большим риском, присущим летным операциям на малоразмерной подвижной платформе.

Потерянный МиГ-29 (точная модификация — одноместный МиГ-29КР или двухместный КУБР — пока официально не называлась) — второй самолет, потерпевший крушение в ходе полетов с "Кузнецова". В сентябре 2005 года в Атлантике после неудачной посадки выкатился и упал в море истребитель Су-33. Как и "сушка", МиГ был потерян в ходе тренировочных полетов, и в обоих случаях пилоты остались живы. Оценивая это происшествие, необходимо иметь в виду, что аварии палубных машин, в том числе с жертвами, считаются рутиной для всех флотов, регулярно эксплуатирующих авианесущие корабли.

Вместе с тем, конечно, потеря самолета в отлаженной системе с активно эксплуатирующимися кораблями и десятками (в случае США — сотнями) постоянно летающих палубных самолетов воспринимается совершенно иначе, чем авария одного из четырех впервые отправленных на боевую службу новых истребителей. Если из данного инцидента и можно сделать выводы безотносительно точных причин аварии самолета, то они заключаются в необходимости определиться с судьбой российской палубной авиации. Если она нужна флоту, то ее поддержка требует заметно больших вложений и организационных усилий по сравнению с тем, что мы наблюдаем сегодня. Это касается и закупки техники, и подготовки личного состава, и сооружения необходимой инфраструктуры, и, наконец, решения вопроса о строительстве нового авианосца (авианосцев) для ВМФ России.

Так или иначе, потеря МиГа не остановила операцию флота — 15 ноября министр обороны Сергей Шойгу доложил президенту Владимиру Путину о том, что самолеты "Кузнецова" задействованы в сирийской операции. К сожалению, детали не уточнялись. Судя по имеющейся информации, истребители Су-33 и МиГ-29КР наносили удары по наземным целям с использованием свободнопадающих авиабомб.

Сам по себе незначительный, этот вклад в операцию тем не менее можно назвать историческим: впервые российский авианосец участвует в боевых действиях. Хотя корабельная авиация как таковая отметилась еще в боях Первой мировой — в 1915-1917 годах гидроавиатранспорты русского флота применялись в ряде операций на Балтике и Черном море. Гидросамолеты, базировавшиеся на них, использовались для разведки, корректировки огня корабельной артиллерии, бомбовых ударов и противовоздушной обороны. Развитие корабельной авиации было прервано последовавшей революций и гражданской войной. Следующий шаг — переход к строительству кораблей, предназначенных для взлета и посадки самолетов непосредственно с палубы, — был сделан уже много десятилетий спустя.

На этом фоне пуск крылатых ракет 3М14 комплекса "Калибр" с фрегата "Адмирал Григорович" привлек меньше внимания. Ракеты этого типа раньше уже применялись в ходе кампании. Вместе с тем этот пуск доказывает, что "Калибр" прочно вошел в арсенал ВМФ. Малозамеченным осталось и первое боевое применение береговых ракетных комплексов "Бастион", обстрелявших объекты террористов сверхзвуковыми ракетами "Оникс".


Самолеты судного дня

Еще одно интересное событие нового этапа сирийской кампании — возможное появление на авиабазе Хмеймим истребителей-перехватчиков МиГ-31. Официально развертывание этих самолетов в Сирии пока не подтверждается, но если данная информация соответствует действительности, то это означает качественное усиление российской группировки с формированием полноценного (хотя и не очень крупного) района ПВО в прибрежных районах Сирии, объединяющего возможности наземных зенитных ракетных систем и радиолокационных станций, корабельной ПВО и специализированных истребителей-перехватчиков.


Посадка истребителя-перехватчика МиГ-31БМ ВКС России на авиабазе Хмеймими (Сирия)
Источник: facebook.com/barya.salam


Задачи МиГ-31 в этом районе вызывают вопросы. Эти самолеты, в свое время разработанные специально для перехвата стратегических бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и крылатых ракет, не вписываются в картину операции против бандформирований, не имеющих авиатехники в принципе (если не считать эпизодическое использование легких коммерческих дронов для тактической разведки). Появление в Сирии самолетов данного типа может означать либо опасения насчет возможного удара по российским военным объектам в этой стране со стороны кого-то обладающего боевыми самолетами, либо желание прикрыть от такого удара непосредственно сирийские военные объекты. Учитывая, что в сложившейся политической ситуации нанести такой удар могут либо США, либо кто-то из их сателлитов, можно предположить, что в Москве опасаются резких движений со стороны уходящей американской администрации.

Есть, впрочем, и другое объяснение. МиГ-31 могут применяться в качестве самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, благо данный функционал прописан в их оборудовании с самого начала. По мнению специалистов, использование этих машин в условиях достаточно ограниченного числа задействованных в боевых действиях в регионе самолетов более оправданно, чем боевое дежурство специализированных "летающих радаров" А-50, регулярно наведывающихся в сирийское небо. "Потенциал А-50, обеспечивающего одновременное отслеживание и сопровождение многих сотен воздушных целей, в Сирии просто избыточен, а регулярно гонять с российских аэродромов тяжелые четырехмоторные машины не слишком дешево", — отметил в беседе с корреспондентом "Ленты.ру" источник в российских силовых структурах.


Игры под водой

Одна из главных загадок похода корабельной авианосной группы Северного флота к сирийским берегам — состав ее подводного сопровождения. В его наличии сомневаться не приходится: крупные отряды боевых кораблей всегда сопровождаются атомными субмаринами, хотя военные ведомства и России, и США традиционно и принципиально не комментируют операции подводных сил флота.

Относительно возможных подводных участников похода высказывались различные предположения. В частности, СМИ сообщали о вероятном выходе в Средиземное море АПЛ К-119 "Воронеж". Этот "охотник за авианосцами" может действовать и против наземных целей — что показали недавние стрельбы крылатыми ракетами П-700 комплекса "Гранит" однотипного К-410 "Смоленск" по Новоземельскому полигону. Разумеется, то же нужно учитывать в связи с тяжелым атомным ракетным крейсером "Петр Великий" и самим "Адмиралом Кузнецовым" — по крайней мере, официальных подтверждений демонтажа ракетного комплекса на этом корабле пока нет.


Атомные подводные лодки Северного флота «Смоленск» и «Воронеж» на штатной стоянке
Источник: Лев Федосеев/ТАСС


Возвращаясь к собственно подлодкам, можно отметить, что наиболее логичные предположения сводятся к "тактической паре" в составе ракетоносца проекта 949А ("Воронеж"?) и сопровождающей его многоцелевой АПЛ, а также еще одной многоцелевой атомной субмарины, сопровождающей собственно надводные корабли. Не исключено и прибытие на театр военных действий одной-двух модернизированных дизельных субмарин проекта 877, оснащенных ракетным комплексом "Калибр". Подлодки проекта 636 новой постройки с этим оружием уже находятся либо в Черном море, либо еще проходят испытания на Балтике, и их перемещение в Средиземноморье не прошло бы незамеченным.

Интриги в происходящее добавила британская новость о масштабной противолодочной операции Королевского флота к западу от Шотландии с задействованием надводных кораблей, береговой авиации и атомных подлодок. По сообщениям СМИ, британцы ведут охоту за группой в составе нескольких (!) российских атомных субмарин. Верить СМИ в данной ситуации на слово не приходится, однако компетентные источники в российском военном ведомстве отмечают, что одна (или несколько) подлодок могли быть развернуты в Северной Атлантике как для прикрытия отряда на переходе (с учетом непростой политической обстановки в предшествовавшие месяцы), так и для последующих демонстративных действий с целью оттягивания на себя "свободных" сил НАТО.


***

Происходящее в Средиземном море вновь заставляет обратить внимание на ограниченные возможности ВМФ России в его нынешнем состоянии. Нехватка кораблей и старение боевых единиц советской постройки могут в обозримом будущем лишить флот возможности действовать вдали от побережья и критически отразиться на обороноспособности страны в целом. Учитывая длительность процессов в военном кораблестроении и строительстве ВМФ как структуры и их инерционность (флот — вид вооруженных сил с самыми длительными сроками планирования), для того чтобы в 2040-х годах у России было чем защищать свои интересы на море, действовать нужно уже сейчас.


Илья Крамник

Права на данный материал принадлежат Lenta.ru
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Близкие по темам новости

16.11.2016 » Чем вооружена Средиземноморская группировка ВМФ РФ (20)
03.01.2017 » Новые ракеты и самолеты: что произошло в ОПК России в 2016 году (15)
15.12.2016 » Выбор РИА Новости: главные события 2016 года в сфере обороны и безопасности (13)
01.08.2016 » День ВМФ России: время подвести итоги обновления российского флота (13)
30.11.2010 » ВМФ готовится защищать российскую нефть (13)
09.02.2017 » Сирийский опыт "Кузнецова" ляжет в основу требований к новым авианосцам (12)
26.12.2016 » Десять наиболее важных событий 2016 года (12)
24.10.2016 » Для чего Путин пускает в ход свой единственный авианосец (Reuters, Великобритания) (12)
24.01.2014 » Военные возможности России в Арктике (12)
31.12.2011 » Российский флот сегодня: итоги 2011 года (12)
22.02.2017 » Этот союзник не подведет (11)
22.12.2016 » Выбор РИА Новости: самые ожидаемые события в военной сфере в 2017 году (11)
14.12.2016 » Средиземное море: пять российских подводных лодок "теневого" патруля (Il Giornale, Италия) (11)
21.11.2016 » Российские бомбы и крылатые ракеты летят на Алеппо (Defence24, Польша) (11)
10.11.2016 » Новейший вертолет делает возможным массовый ракетный удар в Сирии (11)
2006-2017, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна