Внезапный выход из прибрежной зоны

Китай почти уравнялся в морской силе с Японией, на очереди США

На примере флота радикальное перевооружение НОАК особенно заметно, поскольку данный вид ВС является самым технологически сложным, его строительство занимает времени больше, чем сухопутных войск и авиации.

Еще в середине 90-х ВМС НОАК состояли из массы крайне устаревших кораблей и катеров, причем преобладали именно последние – китайский флот по сути был прибрежным. Многочисленные подводные лодки отличались примитивным вооружением и очень высокой шумностью.


Акулы Тихого океана

За последнее десятилетие флот Поднебесной прошел путь, на который США понадобилось как минимум 30 лет, а Россию и Европу Китай за этот рекордно короткий срок сумел даже обойти, причем и качественно, и количественно.

[cloud]“Катера проекта 022 не только самые многочисленные в мире, но и наиболее мощные и современные в своем классе”[/cloud]

ВМС НОАК организационно делятся на три флота – Северный, Восточный и Южный (далее – СФ, ВФ и ЮФ) со штабами соответственно в Циндао, Нинбо и Чжаньцзяне. Географическое структурирование выглядит несколько искусственным, так как в отличие от США и РФ КНР имеет одно сплошное побережье. Впрочем, поскольку оно достаточно протяженное, деление на три, очевидно, облегчает управление ВМС. В начале 2016 года флоты были включены в состав одноименных командований – Северного, Восточного и Южного, созданных в ходе реформы вместо прежних округов.

Морской компонент китайских СЯС долгое время состоял из одной весьма примитивной ПЛАРБ проекта 092 "Ся" с 12 БРПЛ JL-1. В настоящее время построены четыре гораздо более современные ПЛАРБ проекта 094 "Цзинь" (каждая с 12 БРПЛ JL-2 и с ПКР YJ-8Q). Достраиваются две еще более современные ПЛАРБ проекта 094В, каждая будет нести по 16 БРПЛ JL-2.

На смену устаревшим ПЛА проекта 091 "Хань" (было построено пять, но две уже списаны, остальные в составе СФ) пришли шесть ПЛА проекта 093 "Шан" (в том числе две проекта 093А, две проекта 093В). Первые две входят в состав ЮФ, 2 А и 2 В – в состав СФ. Ведется строительство лодок проекта 095, сопоставимых по ТТХ с передовыми американскими и российскими ПЛА. Уже введены в строй одна-две субмарины этого типа.

Китайский флот дизельных ПЛ крупнейший в мире. Наиболее современны 15 ПЛ проекта 041А "Юань" (они же проект 039А/В) с ПКР YJ-8Q и воздухонезависимой энергетической установкой – как минимум две на СФ, не менее 10 на ВФ. Заложены еще более современные ПЛ проекта 043.

Достаточно новыми считаются 12 ПЛ российской постройки – две проекта 877, две проекта 636, 8 проекта 636ЭМ с ПКР 3М54Е. Кроме того, в начале 2000-х флот получил 13 ПЛ проекта 039 "Сун" – по четыре на СФ и ЮФ, пять на ВФ. Есть более старые, но еще боеспособные ПЛ проекта 035 "Мин". Их – 18: 12 на СФ, по три на ВФ и ЮФ. Возможно, остаются на вооружении до 8 старых ПЛ проекта 033.


Впереди Европы всей

Единственный на данный момент китайский авианосец "Ляонин" (входит в состав СФ) представляет собой бывший советский авианесущий крейсер "Варяг", приобретенный КНР на Украине в недостроенном состоянии. Он не является полноценным авианосцем из-за своих конструктивных особенностей. В первую очередь речь идет о носовом трамплине и отсутствии катапульты. Этот корабль навсегда останется учебно-экспериментальным, а не боевым, именно в таком качестве Китай его приобрел и спустил на воду. Но в КНР уже начато строительство собственных полноценных авианосцев.

Наиболее мощные корабли ВМС НОАК – эсминцы. Самые старые из них – типа "Люйда", построенные по советским проектам 50-х годов, постепенно списываются. В составе ВМС остаются три эсминца проекта 051, или "Люйда-1" (два на СФ, один на ВФ, еще два используются как учебные, пять в отстое), один проекта 051D ("Люйда-2" на СФ), два проекта 051G ("Люйда-3" на ЮФ).

В 90-е и начале 2000-х Китай приобрел в России четыре эсминца: по два проекта 956 и проекта 956ЭМ (все на ВФ). Еще семь тогда же построил самостоятельно, причем четырех разных проектов: два проекта 051С (СФ), один проекта 051В (ЮФ), два проекта 052В (ЮФ), два проекта 052 (СФ).

В конце концов в КНР началось строительство по-настоящему современных кораблей этого класса (проект 052С/D). В настоящее время в составе ВМС имеется шесть эсминцев проекта 052С (четыре на ВФ, два на ЮФ), четыре проекта 052D (ЮФ), еще четыре строятся (по два для СФ и ВФ). Всего же, как ожидается, будет не менее 12 кораблей этого типа. Следует отметить, что Китай уже технологически обошел Россию и все европейские страны в развитии крупных надводных кораблей, достигнув уровня трех наиболее передовых стран в этой сфере – США, Японии и Южной Кореи. Об этом свидетельствует наличие на эсминцах проектов 052С и 052D РЛС с ФАР и классических УВП типа американской Мk41. На предыдущих эсминцах проектов 051 и 052 устанавливались российские УВП барабанного типа, в которых к пуску готова лишь одна ракета из восьми, причем эти УВП были рассчитаны только на один тип боеприпаса (ЗУР для ЗРС С-300Ф). На новых китайских эсминцах устанавливаются УВП, в которых готовы к пуску одновременно все ракеты, причем на эсминцах проекта 052D они могут быть разных типов и классов. На этих кораблях УВП на 64 ракеты. Очевидно, в ней могут размещаться морские ЗУР HHQ-9, КРМБ DH-10 и, возможно, ПКР и ПЛУР. Это обеспечит эсминцам возможность наносить удары как по морским, так и по береговым целям, а также осуществлять ПВО корабельных соединений.

Наиболее многочисленный класс надводных кораблей ВМС НОАК – фрегаты. Из них 30 – корабли проекта 053Н, который строился в семи модификациях. Это 10 фрегатов проекта 053Н3 (два на СФ, по четыре на ВФ и ЮФ), четыре проекта 053Н2G (ВФ), шесть проекта 053Н1G (ЮФ), один проекта 053Н2 (СФ), шесть проекта 053Н1 (ЮФ), один проекта 053Н (ВФ, вооружен РСЗО, используется как корабль поддержки десанта). Один 053Н передан береговой охране, два используются как учебные, четыре находятся в отстое. Как учебный используется еще один фрегат проекта 053НТН. Корабли 053Н (кроме наиболее современной модификации 053Н3) постепенно выводятся из состава ВМС, часть из них продается другим странам. Им на замену построены два фрегата проекта 054 (на ВФ) и 22 проекта 054А (шесть на СФ, по восемь на ВФ и ЮФ). Наряду с традиционным для ВМС НОАК ударным вооружением (восемь ПКР С-803 в контейнерных ПУ) корабли проекта 054А стали первыми китайскими фрегатами, имеющими адекватную для кораблей такого класса ПВО – УВП на 32 ЗУР HHQ-16, созданные на основе российского ЗРК "Штиль". Благодаря этому данные фрегаты станут универсальными эскортными кораблями, которые можно будет использовать для охраны авианосцев вблизи своих берегов и для усиления эсминцев в открытом океане (подробнее – "Фрегаты новой волны").

В 2012 году в КНР начато строительство кораблей проекта 056, которые классифицируются либо как малые фрегаты, либо как корветы. В настоящее время их введено в строй 26 (семь на СФ, шесть на ВФ, 11 на ЮФ и еще два в гарнизоне Гонконга, относящемся к зоне ЮФ). Всего кораблей этого типа будет не менее 50 единиц.


Армада прибрежной зоны

Становясь океанским, китайский флот держит первое место в мире по числу боевых катеров. Это, в частности, до 112 ракетных: 83–86 проекта 022, шесть проекта 037-II, 20 проекта 037-IG. Катера проекта 022 не только самые многочисленные в мире, но и наиболее мощные и современные в своем классе. Они построены на основе скоростных катамаранов австралийской фирмы Austal, каждый несет по восемь сверхзвуковых ПКР YJ-83. В отстое находится до 75 старых ракетных катеров проекта 024. Сторожевых катеров в ВМС НОАК до 250: до 46 проекта 037-I, до 95 проекта 037, 17 проекта 062-I, до 98 проекта 062. Впрочем, последние активно списываются.

Минно-тральные силы представлены одним минзагом проекта 918, двумя новейшими тральщиками проекта 082-II, 16 проекта 082, четырьмя проекта 081 и шестью проекта 082А. Это, конечно, мало. Тральные силы – ахиллесова пята китайского флота.

Десантные силы ВМС НОАК включают четыре ДТД проекта 071 (один на ВФ, три на ЮФ), 33 ТДК проекта 072 четырех модификаций (11 проекта 072-III – три на СФ, семь на ВФ, один на ЮФ, 15 проекта 072А – два на СФ, семь на ВФ, шесть на ЮФ, четыре проекта 072-II – один на ВФ, три на ЮФ, три проекта 072 – на ВФ), 13 средних десантных кораблей проекта 073 (10 проекта 073А, один проекта 073-III, два проекта 073-II) и около 60 малых (8–10 проекта 074А, до 20 проекта 074, до 32 проекта 079-II, последние используются в основном как грузовые суда), а также четыре ДКВП проекта 12322, построенных на Украине.

В целом ВМС НОАК занимают первое место в мире по количеству дизельных ПЛ, фрегатов, ракетных и сторожевых катеров, десантных кораблей. Впрочем, по общему тоннажу и вместимости десантных кораблей ВМС НОАК уступают ВМС США. По количеству атомных подлодок и эсминцев китайский флот – третий в мире (по ПЛАРБ и ПЛА – после ВМС США и ВМФ РФ, по эсминцам – после американского и японского).


Морские танки

Морская авиация организационно состоит из шести авиадивизий. В СФ – 2-я (4, 5, 6-й авиаполки) и 5-я (13, 14, 15-й авиаполки); в ВФ – 4-я (10, 11, 12-й авиаполки) и 6-я (16, 17, 18-й авиаполки); в ЮФ – 8-я (22, 23, 24-й авиаполки) и 9-я (25, 26, 27-й авиаполки) авиадивизии.

За последние годы она радикально обновилась, а по количеству самолетов является второй в мире после американской.

Бомбардировщики ВМС НОАК – это 39–41 самолет Н-6 (в том числе три-четыре D, 27–28 G, еще три Н-6А, возможно, на хранении) и 116–121 JH7 (в том числе 66–70 JH-7А). Н-6 созданы на базе крайне устаревшего советского Ту-16, однако его современные китайские модификации способны нести КРВБ CJ-10, а также различные ПКР, поэтому представляют весьма значительную боевую силу. JH-7 – современные тактические бомбардировщики, их производство продолжается. На хранении до 15 штурмовиков Q-5.

Истребители представлены в первую очередь тяжелыми машинами семейства Су-27/30 и их китайскими вариантами. Сейчас на вооружении морской авиации НОАК 23 Су-30МК2 российского производства, до 52 J-11В (до 36 ВН, до 16 BSН), являющихся безлицензионной копией Су-27, а также не менее 20 палубных J-15, скопированных с купленного на Украине первого варианта Су-27К. Кроме того, на вооружении состоят 22 J-10 (15 АН, 7 SН) и до 46 J-8 (еще не менее 13 на хранении). Производство J-11 и J-10 продолжается, поэтому их количество будет увеличиваться. На хранении находятся примерно 70 истребителей J-7 (копия МиГ-21), выведенных из состава строевых частей.

Противолодочная авиация представлена тремя самолетами-амфибиями SH-5 и 49 вертолетами: 14 российских Ка-28, 35 китайских Z-9, созданных на основе французского AS365.

Имеется шесть самолетов ДРЛО KJ-200 (на базе транспортного Y-8), четыре заправщика H-6DU (на базе бомбардировщика Н-6).

На вооружении состоит 32 многоцелевых самолета Y-8. Из них восемь используется в варианте РЭР, четыре – как самолеты ДРЛО Y-8J, остальные – как транспортные. Еще три Y-8 находятся на хранении. Кроме того, в морской авиации есть девять транспортных самолетов Y-7 (еще до четырех на хранении) и восемь их учебных вариантов HY-7.

Имеется до 139 учебных самолетов: до 60 JL-8, 35 JL-9, до 38 CJ-6, шесть "кукурузников" Y-5.

В состав морской авиации НОАК также входит девять вертолетов ДРЛО Ка-31, 35 транспортных вертолетов (шесть Ми-8, 29 китайских Z-8, созданных на базе французского SA-321, восемь собственно SA-321 выведены на хранение), а также три спасательных вертолета Ка-27ПС.

Морская пехота включает две бригады (1, 164-я) в составе ЮФ. Китайские морпехи несут гарнизонную службу на контролируемых КНР Парасельских островах.

Этот род войск тоже проходит перевооружение. В частности, получает семейство боевых машин Туре 05, созданных на базе БМП ZBD-05, в том числе легкий танк ZTD-05. На данный момент на вооружение бригад морской пехоты поступило 124 ZTD-05 и 248 ZBD-05. Старые легкий танк Туре 63А, БМП Туре 86 и БТР Туре 63С (имелось по 62 единицы каждого из этих трех типов), видимо, списаны. Самоходная артиллерия насчитывает более 20 новейших САУ Туре 07 и примерно столько же старых САУ Туре 89 (калибр обоих – 122 мм). Кроме того, на вооружении морской пехоты НОАК имеются РСЗО Туре 63, ПТРК HJ-73 и HJ-8, ПЗРК HN-5.

Уже сегодня ВМС НОАК во взаимодействии с ВВС и амфибийными частями сухопутных войск способны обеспечить успешный захват Тайваня. Это не делается лишь по политическим соображениям. Китай практически достиг равенства на море с Японией и добился подавляющего превосходства в надводных силах над ТОФ РФ. В ближайшей перспективе в КНР начнется строительство авианосцев в количестве не менее четырех-пяти единиц, после чего китайский флот сможет составить серьезную конкуренцию ВМС США в северо-западной части Тихого и в Индийском океане.


Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа


Опубликовано в газете "Военно-проышленный курьер" в выпуске № 39 (654) за 12 октября 2016 года

Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2017, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна