Первые победы российских инструкторов — часть II

Проправительственные войска начинают ломать стереотипы


Окончание. Начало


Одна из самых острых проблем Сирийской арабской армии – традиционно низкая культура обслуживания и ремонта военной техники. Невысокий общий уровень подготовки личного состава не позволял правильно эксплуатировать достаточно разномастный парк ВВТ.


От технической безграмотности эксплуатантов страдали не только такие сложные образцы, как зенитно-ракетные комплексы, но и куда более простые – танки, буксируемые артиллерийские орудия, боевые машины пехоты. По словам представителя российского Минобороны, знакомого с довоенной ситуацией, из-за неправильного хранения и эксплуатации артсистем на большей части из них постоянно наблюдалась утечка противооткатной жидкости, на бронетехнике не работали стабилизаторы вооружения и радиостанции. Аккумуляторы постоянно расхищались, а те, что оставались в наличии, практически не держали заряд. Не только экипажи танков, БМП, БТР, расчеты САУ, но и командиры частей и подразделений, а также их заместители по технической части не следили за уровнем масла в двигателях, доливка осуществлялась не вовремя. Несмотря на большую запыленность, фильтры не менялись, в лучшем случае их очищали вручную.


В конце 1990-х – начале 2000-х годов Сирия провела модернизацию около двух сотен танков Т-72, установив на них итальянские системы управления огнем TURMS-T с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем.


Такими «семьдесят вторыми» были вооружены элитные подразделения Республиканской гвардии, отличающиеся от Сирийской арабской армии более подготовленным и технически грамотным личным составом, и тем не менее до начала гражданской войны дожили не более двух десятков машин. Причем итальянские СУО TURMS-T из-за неправильной эксплуатации и плохого обслуживания выходили из строя первыми.


Одноразовый подход


С началом полномасштабных боев между верными правительству Асада формированиями и антиправительственными отрядами наши специалисты продолжили выполнять свои задачи, хотя значительная часть вернулась на родину. Численность военспецов несколько увеличилась с того момента, как в 2012 году активно заработал «сирийский экспресс». Речь идет о масштабных поставках российских ВВТ правительственным войскам. Название дано по аналогии со знаменитым «Токийским экспрессом» (доставкой императорским флотом помощи воюющим на Гвадалканале войскам в 1942-м), так как для перевозки различных грузов в Сирию использовались большие десантные корабли, совершавшие переходы из наших черноморских портов в Латакию и Тартус. Дамаску передавались Т-72, БМП-1, бронетранспортеры, автомобили ГАЗ-3308 «Садко», РСЗО «Град» и другие образцы.


По информации «ВПК», после передачи проправительственным силам реактивных систем залпового огня «Смерч» и «Ураган» российские специалисты обучали военных не только применять эти сложные комплексы, но и осуществлять их обслуживание, проводить текущий ремонт. Правда, низкий уровень технической подготовки личного состава САА, а также зачастую неоправданное применение машин в бою, которыми командиры компенсировали нехватку пехоты, привели к большим потерям.


В большинстве случаев танки, БМП и БТР, получившие минимальные повреждения, просто бросались на поле боя без попыток их эвакуировать. При этом в запасе САА все также оставалось огромное количество неисправных еще с довоенных времен единиц техники, которую после восстановления можно было направить против террористов. По известным «ВПК» оценкам наблюдателей, у сирийских военнослужащих сложился своего рода стереотип: зачем жалеть оружие и военную технику, если все равно пришлют новое.


Надуло с севера


В конце лета 2015 года у проправительственных формирований появились вооруженные 30-мм автоматической пушкой новейшие российские БТР-82. Не совсем понятно, кто управлял бронетранспортерами – сирийские военнослужащие или российские инструкторы. На распространенных в Сети видеосюжетах иногда отчетливо слышна русская речь.


Если применение БТР-82 было все же эпизодическим, то появление в САА танков Т-90 привлекло пристальное внимание отечественных и зарубежных СМИ. Точное количество переданных Дамаску «девяностых» неизвестно, но по данным «ВПК», их пока не больше двух десятков. Новейшие танки поступили из наличия российского оборонного ведомства, о чем, в частности, говорит характерная трехцветная деформирующая схема окраски боевых машин.


Почему выбор сделан в пользу именно Т-90, а не активно поставляющихся в настоящее время в Сухопутные войска ВС РФ модернизированных Т-72Б3, однозначного объяснения нет. По словам источника «ВПК», знакомого с ситуацией, предпочтение отдано «девяностому» вследствие его лучшей защищенности в условиях городского боя, а также при применении противником противотанковых средств. Элементы комплекса динамической защиты «Контакт-5», установленного на Т-90, в сочетании с толщиной и формой брони позволяют более эффективно по сравнению с Т-72Б3 обезопасить башню от поражения из ручных гранатометов. В то же время комплекс «Штора» может не только предупредить экипаж танка о лазерном нацеливании на него и поставить дымовую завесу, но и поразить источник излучения, развернув башню в режиме «Переброска» с высокой скоростью в нужное направление.


Правда, по словам собеседника «ВПК», в условиях городского боя танк не всегда поражается огнем РПГ в башню, зачастую и в борта. В этом случае боковая защита и Т-90, и Т-72Б3 одинаково слаба. Но как показывает опыт городских боев в Сирии, при относительно узких улочках и многоэтажной застройке террористы в основном ведут огонь с верхних этажей, стремясь поразить танк в наименее защищенную, с их точки зрения, часть – верхний лист, место, как раз надежно прикрываемое на Т-90 элементами динамической защиты.


Интересно, что часть переданных Сирии «девяностых» – более старые машины с так называемой литой башней, хотя есть и современные образцы со сварной броней. Если сопоставить все факты, можно предположить, что с частью своих «девяностых», вероятнее всего, распрощалась 20-я мотострелковая бригада из Волгограда. Она была единственной, где еще оставались «литые» Т-90. В Интернете уже появились видеоролики, где один из оппозиционных отрядов будто бы уничтожает «девяностый» противотанковым комплексом «Тоу-2». Опрошенные «ВПК» представители Минобороны, знакомые с ситуацией, не опровергли, но и не подтвердили этот факт. И все же с большой долей уверенности можно утверждать, что в видеосюжете поражается старый сирийский Т-72.


Подготовка российскими военными специалистами танкистов на Т-90, в частности освоение СУО и комплекса «Штора», потребовала несколько месяцев. Помимо использования бортового оборудования сирийские экипажи обучались техническому обслуживанию и ремонту всех элементов машины. Как сказал собеседник «ВПК»: «В объемах, установленных регламентирующими документами».


Помимо Т-90 САА получила и тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, также из запасов Российской армии. Обучение сирийских расчетов «Солнцепеков» заняло гораздо меньше времени, чем экипажей на Т-90, за счет того, что ТОС решено применять только для стрельбы с закрытых позиций. Соответственно курс боевой подготовки был значительно сокращен. К тому же сложившаяся на момент поставки в Сирию ТОС ситуация требовала ввести «Солнцепеки» в бой как можно быстрее, поэтому расчеты комплектовались из опытных артиллеристов, дообучить которых не составило особого труда.


С началом операции ВКС РФ еще одной важнейшей задачей для наших военных специалистов стала организация системы восстановления ВВТ, в том числе находившихся долгое время на хранении. По расчетам, известным «ВПК», довоенных запасов в сочетании с ранее доставленными «сирийским экспрессом» машинами более чем достаточно для борьбы с террористами. Но если правительственные войска продолжат руководствоваться принципом «Не жалей, все равно еще дадут», то никакие поставки, особенно сейчас, когда интенсивность боев возросла многократно, не спасут ситуацию.


Ремонт в промышленных масштабах


По некоторым данным, в Сирии уже восстановлены несколько заводов, где ремонтируют не только танки и БМП, но и артиллерию и даже системы ПВО. Созданы и обучены эвакуационные подразделения, вывозящие подбитую и вышедшую из строя технику с поля боя. Появились и маневренные группы, направляемые в сирийские подразделения для ремонта и техобслуживания ВВТ.


В процессе восстановления сирийской бронетехники осуществляется и ее модернизация, в частности для увеличения защищенности. Правительственные силы и ранее в ходе войны наращивали ее кустарными способами, закрепляя на танках, БМП, БТР и даже самоходных артиллерийских и зенитных установках дополнительные мешки с песком, наваривая различные элементы, в том числе столь полюбившиеся украинским военным противокумулятивные «кроватные» решетки.


В настоящее время дополнительное бронирование перестало быть хаотическим и перешло в разряд централизованной работы, когда на боевую технику устанавливаются стандартные защитные элементы. Но инициативные бойцы правительственных отрядов зачастую самостоятельно дозащищают свои танки, БМП, БТР и САУ так, что превращают их в истинные произведения искусства.


Созданная с помощью российских военспецов система технического обеспечения работает пока не всегда эффективно, хотя ситуация с подбитыми и эвакуированными машинами улучшается. Общей проблемой остается слабая техническая грамотность личного состава, особенно бывших ополченцев, которые, как и до войны, не всегда хотят заниматься сложной и порой нудной работой.


Сложность стоящих перед военспецами задач трудно переоценить – это и восстановление техники, и переобучение подопечных на новые образцы ВВТ. Жаль, что на фоне масштабных боев такая работа зачастую фактически не видна. Но без нее победа в продолжающейся гражданской войне недостижима.


Алексей Рамм


Опубликовано в выпуске № 06 (621) за 17 февраля 2016 года

Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2018, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна