России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Блеск и нищета Международного Военно-морского салона в Санкт-Петербурге

Блеск и нищета Международного Военно-морского салона в Санкт-Петербурге

С 4 по 8 июля 2013 года в Санкт-Петербурге проходил очередной Международный Военно-морской салон, который обычно чередуется с гражданским салоном морской техники. Международный Военно-морской салон проходит в Санкт-Петербурге уже в шестой раз и позиционирует себя, как выставка достижений российского военного кораблестроения, вспомогательного флотского судостроения, а также, представление новейших разработок в области корабельного оборудования, систем корабельной навигации и вооружений.


Однако, знакомство с тематикой экспозиционно-выставочного раздела Военно-морского салона и посещение стендов и экспозиций участников морского форума показывает нерадостную картину застоя и вчерашнего дня на основных направлениях российской кораблестроительной промышленности и науки, а также, военно-морской мысли.


О достижениях и провалах российской кораблестроительной промышленности и науки, а также, об океанских и морских блужданиях военно-морского командования, мыслей флотских теоретиков и перспективах возрождения ВМФ России, рассуждает председатель Оргкомитета гидроавиации России, капитан-флагман гидроавиации Петр Хомутовский.


По существу, за 20 лет нахождения под Андреевским флагом флот России настолько деградировал, что сегодня уже нужно ставить вопрос не о поддержании боеспособности флотов, входящих ныне в состав четырех основных сухопутных округов, а о новом возрождении сил и средств ВМФ России.


Причем, желательно это возрождение начать с учреждения Военно-Морского Министерства России, как когда-то Петр Столыпин начинал возрождение погибшего в русско-японской войне военного флота России с учреждения Морского Генерального штаба.


За исключением нескольких новых кораблей прибрежной морской зоны, введенных в состав флота недавно, ныне в состав ВМФ России входят устаревшие, 30-40-летние корабли и вспомогательные суда, ходившие еще под советским «серпасто-молоткастым» флагом, созданные и введенные в состав флота при Адмирале Океанского Флота СССР – С.Г. Горшкове.


Корвет «Бойкий» проекта 20380. Источник: www.korabli.eu


Трагикомичной ситуацией в военном флоте России является и то, что высшим воинским званием корабельного состава флота в соответствии с Законом о воинской службе является… – Маршал Российской Федерации, - это называется – почувствуйте разницу. В Госдуме России – этот закон, наверное, принимали или, в «крепком подпитии», или в понедельник, - с хорошего «бодуна». О том, что высшим воинским званием на флоте, согласно морским традициям Петра Великого, должно быть – «Адмирал флота Российской Федерации» никому в голову не пришло.


Оценивая общие тенденции проходившего в Питере Военно-морского салона, непроизвольно напрашивается мысль о неких флотофобских настроениях не только в обществе, но и в самой морской среде, как бывших, так и нынешних военных мореплавателей. По существу, наблюдается своего рода «ренессанс» теоретиков малого прибрежного флота, который бытовал в 20-30 годы ХХ века, когда произошло физическое уничтожение таких проводников стратегии морской силы, как Б.Б. Жерве и М.А. Попова. Из-за этого ВМФ СССР в Великой Отечественной войне использовался, как вспомогательная, а не наступательная морская сила при планировании и осуществлении операций на разнообразных театрах военных действий.


Более того, на нынешнем Военно-морском салоне подчеркивается, что до настоящего времени идет борьба мнений относительно выбора направления развития флота – или большого океанского или малого прибрежного. То же касается и внедрения инноваций, как промышленного, так и оружейно-корабельного характера. Причем, это касается проектирования и строительства, как обычных морских и речных плашкоутов, так и скоростных средств противодействия вероятному противнику на морских и океанских коммуникациях. Слабость корабельной базы ВМФ России и отсутствие автономных плаваний кораблей ВМФ России на постоянной основе становится причиной того, что торговые суда России являются не только легкой добычей пиратов, но и подвергаются постоянной дискриминации (беспричинным обыскам и досмотрам) при плаваниях в транзитным зонах акваторий многих прибрежных европейских стран.


Решение президента Путина о дислокации на постоянной основе группы кораблей ВМФ России в Средиземном море показывает, что чаша весов склоняется к осознанию того факта, что России нужен – мощный океанский флот. Хотя и от идеи развития прибрежного флота по соображениям экономии финансовых ресурсов также не отказываются. Напрашивается парадоксальный вывод, о том, что если проводить принцип экономии финансовых средств, то получается, что малый прибрежный флот, по существу является тем «потешным флотом», от которого никакой пользы нет, так как он не сможет по достоинству отреагировать на возникающие угрозы при мореплавании в условиях открытого моря или океана. К тому же, страна с таким флотом не сможет с гордостью называть себя – великой морской державой. Поэтому, принцип экономии на флоте чреват огромными издержками, как политическими, так и экономическими.

Дмитрий Рогозин (в центре)
Источник: telegrafist.org


Международный Военно-морской салон показал, что России нужен именно океанский флот в большей степени, чем прибрежный. По мнению большинства аналитиков, в российских условиях необходимо вообще отказаться от намерений по формированию прибрежного флота и передать его функции береговой охраны, морским частям погранвойск с приданием им сил и средств гидроавиации и береговых частей морской пехоты. Логика флотофобов и защитников теории «малого флота» заключается в том, что они, стараясь обосновать соображениями экономии финансовых средств, ставят под удар престиж морской державы, как таковой.


Одной из мировых сенсаций нынешнего Военно-морского салона, стал слух о том, что США планирует вывод из эксплуатации нескольких авианосных ударных группировок и… одним из путей сокращения финансовых расходов является не постановка в отстой этих группировок, а продажа их… России, из-за острейшего финансово-экономического кризиса в США. По существу, несмотря на существенные различия в оценке внешнеполитических реалий, Россия рассматривается руководством США неким потенциальным геополитическим союзником. Рассматриваемые высшим военно-политическим руководством США пути реализации 4 авианосных группировок США, естественно, без секретного оборудования и вооружения – скорее всего, будут неожиданными. Судя по всему, США готовы к тому, что союзнические авианосные группировки русских могут появиться на пространствах Тихого, Индийского и Атлантического океана, а также в Средиземном море…


Также, есть большая вероятность того, что России может быть предложено – приобрести и принять на вооружение флота России перспективный авианосец класса «Джеральд Форд». Так что, приветствие президента России В.В. Путина участникам Военно-морского салона имело некую двойственность, так же, как и слова В.В. Путина о том, что Россия предложит убежище «црушному» разоблачителю Сноудену лишь в случае, если он прекратит наносить ущерб американским партнерам России. Налицо новая попытка внести в мировой геополитический расклад усиление роли России, как будущего партнера США на фоне наметившегося раскола в Североатлантическом альянсе из-за разоблачений диссидента Сноудена.


На Международном Военно-морском салоне стало известно, что хотя Правительство России и утвердило несколько программ, которые связаны с развитием не только корабельных программ и военно-морских вооружений, но и с постройкой судов гражданской морской техники, для освоения морского арктического региона, но понимания - КАК? и самое главное – ГДЕ? осуществлять эти программы, пока не наблюдается. Это связано с тем, что предприятия, собранные под «зонтик» Объединенной Судостроительной Корпорации практически все находятся в предбанкротном состоянии, а в корпорации за короткое время сменился уже четвертый руководитель.


Сейчас им является выходец «Уралвагонзавода», так что в ближайшем будущем ожидается сход со стапелей «плавающих автоматов Калашникова» и «атомных ракетных танков Т-90».


Проводившиеся недавно учения войск Восточного округа и переброска огромных контингентов живой силы и техники из центрального, на восточный театр военных действий осуществлялись с использованием, в основном, гражданской инфраструктуры, которая при реальном ведении масштабных военных действий неизбежно попадет под огневое воздействие противника и будет разрушена. Особенно, это касается паромной коммуникации с материка на остров Сахалин и передислокацию войск на Курильские острова. Это также касается переброски морских десантов с Камчатки на Командорские острова. Необходимые для этого плавсредства отсутствуют вообще.


Существует острая необходимость инноваций, которые уже применены на флоте США в виде кораблей-транспортных катамаранов JHSV (Joint High Speed Vessel). Эти транспортные катамараны построены по схеме судов с малой площадь ватерлинии «SWATH» (small waterplane area twin-hull - катамаран с малой площадью ватерлинии). Их характеристики вполне удовлетворили бы и гражданских перевозчиков, так как имеют длину 90-100 м, ширину 26 м и максимальную скорость – 35-40 уз. Они могут осуществить доставку 300 - 1000 чел., до 15 танков или до 250 ед. автомобильной техники. При этом возможна высадка людей и техники на необорудованное побережье,


Считается, что группа из 10-12 подобных кораблей (именно столько и предполагается построить для ВМС США) способна перебросить бригаду сухопутных войск или морской пехоты за 10 ч. на 900 км. Ни военно-транспортная авиация, ни обычные транспортные суда не способны решить данную задачу (первая – из-за низкой грузоподъемности, вторые – из-за низкой скорости).

Схема корабля USNS Fall River (JHSV-4) ВМС США
Источник: navsea.navy.mil


Именно в контексте этих учений можно было бы внести ясность в то, что именно морская техника двойного назначения должна стать доминирующим направлением развития ВМФ России с использованием инноваций в производстве коммерческих морских пассажирских судов.


Необходима также сбалансированность флотских программ, о которой, кстати, всегда заботился адмирал Горшков и которая, по существу является главной целью строительства военно-морского флота России. Опираясь на сбалансированный ВМФ, есть возможность осуществлять эффективную оборонительную, а при необходимости, - и наступательную морскую стратегию.


Однако, судя по письму в мой адрес, начальника управления кораблестроения ВМФ капитана первого ранга В. Тряпичникова, кораблестроительная мысль России находится в «комфортном прошлом» и о внедрении инноваций, связанных со строительством морских аэродромных платформ и создании на их основе современных боевых кораблей речи не идет. Упор делается на создание авианосцев с базированием на них свыше 60 летательных аппаратов различного назначения, причем водоизмещение авианосца должно составлять не менее 60 тыс. тонн.


Модель тримарана-авианосца разработки Северного ПКБ


Также, в письме прослеживается очень интересная мысль и делается ссылка, что еще в 80-е годы были проведены исследования в области кораблей с малой площадью ватерлинии и на основании данных тех лет делается отказ от современных исследований. Но это ошибочное мнение, так как адмирал Горшков уже в начале 80-х годов пришел к выводу о неперспективности и большой уязвимости авианосцев, авианесущих крейсеров и эсминцев в ситуации наличия ракетно-ядерного оружия и появления высокоточных крылатых ракет, при которых авианосец, крейсер или эсминец становился идеальной мишенью. И хотя идея об использовании морских аэродромных платформ, водоизмещением 15-20 тыс. брутто-регистровых тонн, не получила развития, но на данном этапе именно такие корабли будут востребованы на флоте.


Фото – «Военный Паритет»


Речь идет не о гигантских авианосцах, а о корабле, который был бы временным местом базирования звена самолетов палубной авиации с тем, что бы самолеты доставлялись в район возможного конфликта на тяжелых экранопланах или гидросамолетах типа Бе-2500. Летно-инженерный состав будет размещаться на специальных круизных судах, для того чтобы обеспечить их послеполетный отдых. Таким образом, при минимальной стоимости морских аэродромных платформ, будет достигнута их максимальная боевая эффективность.

Морская аэродромная платформа (Фредерик Крид называл их морскими аэродромами (seadrome))
Источник: www.arms-expo.ru


Ведь на авианосце, как правило, задействуется не более двух-четырех палубных самолетов одновременно, и он применяется, как средство, скорее психологического давления на противника со стороны моря, а не как средство огневого воздействия. При этом, авианосцы, как и в свое время, линкоры, будут уничтожены в первых-же схватках в начале конфликта. Также, авианосец и морская аэродромная платформа несоизмеримы по стоимости строительства и эксплуатации.


Если средняя стоимость авианосца водоизмещением 50-60 тыс. бррт. около $4 млрд., то стоимость платформы водоизмещением 15-20 тыс. бррт. не более $200 млн. в зависимости от наличия оборонительного вооружения. При этом тактика и стратегия применения флота и палубной авиации на основе использования морских аэродромных платформ позволяет в кратчайшие сроки появляться в местах назревания конфликтов, без применения дорогостоящих авианосных групп, для содержания которых нужны огромные средства.


Стоимость и время строительства, морских аэродромных платформ не идет ни в какое сравнение со стоимостью и длительностью строительства авианосцев. К тому же, при наличии достаточного количества морских аэродромных платформ их можно размещать в местах предполагаемых конфликтов, таких как, сирийский или сомалийский, в необходимом количестве.


Анализ показывает, что при постановке в производство морских аэродромных платформ – ВМФ России в течение двух-трех лет получит до сотни этих кораблей, что позволит рассмотреть вопрос о новом видении использования флота, не только как пассивного защитника морских границ и рубежей России, но и проводника геополитических интересов России в Тихом, Индийском и Атлантическом океане.


В свое время, пришедшие на смену адмиралу Горшкову, адмиралы Чернавин, Масорин и другие, слишком увлеклись подводными играми и идею создания нового облика флота на основе морских аэродромных платформ реализовать не сумели.


Но эпопея строительства авианосцев – дорогостояща и очень длительна и если на пространствах Атлантики не появятся, морские аэродромные платформы, то боевая устойчивость ракетных подводных крейсеров Северного флота – ядерного щита России, будет сведена к нулю уже в ближайшей перспективе. Ведь основной противник подводных лодок – это авиация США. К тому же, появление морских аэродромных платформ в различных, оперативно важных, районах мира для выполнения задач в области военно-морской деятельности – позволит показать присутствие флота России в мирное время. В том числе, будут предприняты действия сил ВМФ России по созданию и поддержанию благоприятной обстановки для реализации приоритетов внешней политики России по решению проблем политико-экономической устойчивости, дружественных России, стран.


Международный Военно-морской салон однозначно подтвердил, что в России наступила не только длительная стагнация судостроительного производства, повлекшая за собой потерю большинства секторов внутреннего и внешнего рынков российского судостроения, но и выявил недостаточный уровень военно-морской защищенности национальных интересов, связанных с реализацией морского суверенитета, национальных и иных прав Российской Федерации в Мировом океане, а также безопасности мореплавания и военной безопасности страны с морских и океанских направлений.


Петр Хомутовский

Права на данный материал принадлежат Федеральный электронный справочник "Оружие России"
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Близкие по темам новости

17.06.2013 » Болезни роста и курс на Цусиму (16)
31.12.2011 » Российский флот сегодня: итоги 2011 года (16)
30.11.2010 » ВМФ готовится защищать российскую нефть (16)
04.04.2016 » Российский ВПК: от автоматов до убийц спутников (14)
23.12.2013 » Без флота нет победы ни в воздухе, ни на суше (14)
22.07.2016 » Строит ли Россия космический ядерный бомбардировщик? (The National Interest, США) (13)
02.09.2014 » Украинский кризис срывает перевооружение российской армии (13)
24.01.2014 » Военные возможности России в Арктике (13)
15.12.2016 » Выбор РИА Новости: главные события 2016 года в сфере обороны и безопасности (12)
06.07.2009 » Дайджест журнала «Военный парад» № 3 (93), Май - Июнь 2009 года (12)
24.02.2015 » Америку пугают русскими ракетами (11)
16.02.2015 » Стратегия национальной безопасности ("The White House", США) (11)
25.12.2014 » Дмитрий Рогозин: "Вооружаем армию, чтобы не воевать" (11)
20.08.2014 » Возвращение в Черное море (11)
18.12.2013 » Строить – не ломать (11)
2006-2020, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна