России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Нас просто сомнут

Нас просто сомнут

Сегодня ядерного оружия уже недостаточно для сдерживания агрессивных устремлений извне

Роль науки в создании новых вооружений постоянно растет. Передовые научно-технические достижения способствуют появлению принципиально иных видов оружия – лазерного, электромагнитного, информационного, что качественно меняет облик вооруженных сил. Традиционные виды ВВТ уже неспособны обеспечить успех в современной войне. Поэтому в гонке военных технологий важно не оказаться аутсайдером.


Характерно, что руководители ведущих стран рассматривают уровень развития оборонной науки и технологий не только как гарантию военного превосходства, но и как условие достойного позиционирования государства в мировом сообществе. И это подтверждается тысячелетиями истории цивилизации: происходили эволюционные изменения общественного строя, войн, вооруженных сил и средств вооруженной борьбы. С появлением первых государств возникла необходимость их обороны и обеспечения безопасности. Эффективность решения этих задач определялась используемыми в тот или иной исторический период формами и способами военной деятельности или согласно современной терминологии базовыми военными технологиями (БВТ).


Первоочередные задачи


В наше время стало модным рассуждать об инновационном развитии страны, о передовых, прорывных, высоких и прочих технологиях. От чересчур частого употребления термина «технологии» и производного от него – «военные технологии» у читателя может сложиться представление об исключительно благоприятном состоянии дел в военно-технологической области.


Однако это далеко не так. Дальнейшее технологическое совершенствование ВВТ осложняется тем, что научно-технический задел (НТЗ), созданный еще в советский период, практически исчерпан. Совокупность научных достижений и технологий, ориентированных на реализацию оружия индустриальной эпохи, обладающего мощными поражающими факторами, но плохой защищенностью, низкой избирательностью, слабой автономностью, отсутствием «гибкости» воздействия, а также рядом других свойств, характеризующих его «интеллектуальность», выполнила свою историческую миссию и была либо воплощена в существующих образцах ВВТ, либо утрачена в период перестройки, дезинтеграции и непродуманной конверсионной политики государства.


Поэтому велением времени является воссоздание отечественного оборонного НТЗ в максимально короткие сроки, учитывая, что одна из военно-стратегических задач, во имя которых он создается, состоит в сдерживании агрессии. В условиях глобальной научно-технологической революции обладание ядерным оружием уже не сможет оставаться достаточным фактором для сдерживания агрессивных устремлений извне. Нетрадиционные же виды вооружения (оружие на новых физических принципах – ОНФП), а также качественно усовершенствованные традиционные ВВТ, аккумулировавшие в себе новейшие научно-технические достижения и технологии, со временем могут стать одним из главных инструментов поддержания военно-стратегического паритета. К сожалению, в последние годы научно-технический задел (а особенно его фундаментальная составляющая) фактически был «пасынком» государственного оборонного заказа (ГОЗ) и работы по его созданию финансировались по остаточному принципу.


По состоянию на 2012 год степень перекрытия перечня базовых и критических военных технологий исследованиями и разработками, проводимыми по заказу Минобороны России, составляла 35–40 процентов, а перечня приоритетных направлений фундаментальных и поисковых исследований (ФПИ) – лишь 30. Но в это же время заключались многомиллиардные контракты на постройку французских вертолетоносцев «Мистраль», которые, как теперь выяснилось, совершенно не приспособлены к нашим климатическим условиям, принимались решения о закупке итальянской бронетехники и других образцов ВВТ иностранного производства. На научно-технических советах Минобороны в ответ на предложения о постановке новых фундаментальных, поисковых и прикладных работ по приоритетным научно-техническим направлениям подчас высказывались рекомендации о закупке соответствующих технологий за рубежом. Однако в законодательстве ряда ведущих зарубежных стран имеется запрет на продажу другим государствам не только военных, но и гражданских технологий. В этой связи нелишне напомнить об отказе в 2009 году американского автоконцерна General Motors продать контрольный пакет акций компании Opel канадско-российскому консорциуму «Magna-Сбербанк» именно из-за риска утечки технологий.


Поэтому в лучшем случае наше оборонное ведомство, отказываясь от проведения собственных научно-технологических исследований, могло рассчитывать лишь на предоставление зарубежных технологий позавчерашнего дня. Подобная политика не только не способствовала генерации новых научно-технологических идей учеными и специалистами Российской академии наук (РАН), высшей школы и промышленности, но и вела к утрате тех позиций, по которым отечественные военные технологии могли конкурировать с зарубежными.


В настоящее время положение меняется в лучшую сторону. Руководством страны и Министерства обороны принят ряд решений, связанных с дальнейшим развитием оборонного научно-технологического комплекса. В частности, 16 октября 2012 года президент подписал федеральный закон «О Фонде перспективных исследований» (№ 174-ФЗ), основная цель деятельности которого – содействие осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах. Проводятся и планируются (в том числе в части ФПИ) научно-исследовательские работы оборонного характера в федеральных целевых программах (ФЦП). Кроме того, в ряде ФЦП, в Программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук, в рамках проектов, финансируемых ОАО «РОСНАНО» и фондом «Сколково», а также по грантам Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда могут быть разработаны технологии, имеющие перспективы двойного, то есть гражданского и военного применения. При этом степень их зрелости имеет весьма широкий разброс – от новых научных знаний о явлениях, эффектах, законах и закономерностях, представляющих интерес для обороны страны и обеспечения безопасности государства, до макетных и экспериментальных образцов технических устройств, имеющих перспективы использования при создании ВВТ. Это вселяет надежду, что отечественный оборонный НТЗ будет не только восстановлен, но и дополнен новыми научными знаниями и прорывными научно-техническими решениями.


Межведомственная координация


Появление новых структур вне военного ведомства, связанных с заказом военно-технологических исследований и разработок, формирование соответствующих разделов в составе ФЦП ни в коей мере не должны умалять роли Минобороны России в создании НТЗ для перспективного обычного и нетрадиционного (ОНФП) вооружения. Напротив, она должна возрастать в первую очередь в таких сферах, как обоснование приоритетных направлений развития военных технологий; формирование действенного механизма межведомственной координации исследований и разработок, проводимых в Государственной программе вооружения (ГПВ), федеральных целевых программах, программах РАН и при поддержке научно-инновационных фондов; экспертиза научно-технологических проектов оборонного характера.



К сожалению, формирование механизма межведомственной координации в области создания оборонного НТЗ в настоящее время находится на самой начальной стадии, а информационное взаимодействие различных министерств и ведомств в данной области практически отсутствует. Такое положение недопустимо, поскольку в недалеком будущем потребуется не только координация соответствующих разделов ГПВ и ФЦП, но и организация совместной работы при формировании Государственной программы вооружения на 2016–2025 годы. Ведь согласно федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» государственными заказчиками НИОКР по созданию новых технологий производства ВВТ теперь могут быть не только федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), имеющие в своем составе войска и вооруженные формирования (как это было записано в предыдущей редакции закона), но и другие ФОИВ, обеспечивающие поставки продукции по ГОЗ, в частности Минпромторг России и Роскосмос.


Принятие новой редакции закона «О государственном оборонном заказе» практически совпало по времени с началом формирования в составе Минобороны новых структурных подразделений, связанных с научно-инновационной деятельностью, в дополнение к тем, которые были созданы еще в советский период, доказали свою работоспособность в течение многих десятилетий и выстояли во времена как всеобщего развала начала 90-х годов, так и непродуманных реформ последних лет. Поэтому наряду с межведомственной координацией требуется и слаженная, взвешенная, конструктивная работа всех органов военного управления, связанных с развитием военных технологий, независимо от того, к какому внутриведомственному «стволу» они принадлежат. Работа, направленная не на перетягивание каната в части соответствующего функционала, а на достижение синергетического эффекта от усилий всех заинтересованных сторон в части поддержания на должном уровне и дальнейшего наращивания научно-технического задела для перспективного обычного и вооружения на новых физических принципах. При этом как можно меньше следует прислушиваться к советам людей, давно утративших связь с военной организацией государства и неспособных адекватно оценить сложившиеся реалии.



Межведомственная координация должна предусматривать не только взаимодействие при формировании и реализации соответствующих программных мероприятий ГПВ и ФЦП, но и совместную деятельность по разработке и корректировке руководящих и организационно-методических документов, в той или иной степени затрагивающих военно-технологическую область. Это в первую очередь документы, определяющие целевые установки государственной научно-технической и технологической политики (Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий, Основы военно-технической политики Российской Федерации) и приоритетные направления развития военных технологий (Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, Перечень критических технологий Российской Федерации, Перечень базовых и критических военных технологий). Особо следует подчеркнуть важность прогнозирования достижимых результатов научных исследований и технологических разработок, которое является одним из основных средств поддержки принятия решений в процессе управления развитием военных технологий.


Повышение требований, предъявляемых к качеству программ и планов создания военных технологий, вызывает необходимость совершенствования методологии программно-целевого планирования (ПЦП) их развития. Применяемая на практике методология ПЦП должна обладать необходимой гибкостью и адаптивными свойствами, позволяющими оперативно учитывать интересы различных ведомств, задействованных в данном процессе.


В интересах Минобороны


Для развития военных технологий к основным задачам военного ведомства следует отнести:

$this->regex_parse_list( '[ul]координацию разработки в составе единой системы исходных данных (ЕСИД) для программно-целевого обеспечения реализации военно-технической политики РФ на 2016–2025 годы перечня базовых и критических военных технологий, а также приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;

координацию разработки в рамках плановых НИР методологии обоснования и формирования программных мероприятий, связанных с созданием НТЗ для перспективного обычного и нетрадиционного (ОНФП) вооружения;

осуществление функций государственного заказчика в части фундаментальных, прогнозных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ в интересах создания и совершенствования военных технологий, выполняемых в рамках соответствующих разделов ГПВ;

организацию взаимодействия с силовыми ведомствами РФ, госкорпорацией «Росатом», Минпромторгом России, Роскосмосом в части проведения НИР по созданию военных технологий и реализации их результатов;

мониторинг результатов исследований, проводимых организациями РАН, высшей школы, промышленности, общественными академиями наук в рамках федеральных и ведомственных научно-технологических программ, а также по грантам научных фондов, и выявление важнейших научно-технических и технологических достижений с целью их использования в интересах разработки перспективных и модернизации существующих образцов ВВТ, поиска новых форм и способов вооруженной борьбы;

формирование и ведение единого информационного банка важнейших достижений отечественной науки и военных технологий, полученных в рамках ГПВ, и информационный обмен с другими заинтересованными министерствами и ведомствами;

участие в экспертизе предложений при отборе работ, финансируемых через Фонд перспективных исследований, а также оборонных ФПИ, предполагаемых к выполнению в рамках ФЦП;

организацию проведения выставок и показов научно-технических достижений и военных технологий, полученных в рамках ГПВ, а также участие в организации и проведении конференций и семинаров по оборонной тематике совместно с научно-исследовательскими организациями РАН, госкорпорации «Росатом», Роскосмоса, Минпромторга и Минобрнауки России.[/ul]' , 'ul' )


Одной из организаций, способных внести существенный вклад в решение задач Минобороны по развитию военных технологий, является Российская академия ракетных и артиллерийских наук. К числу возможных направлений деятельности академии в данной сфере в первую очередь относятся разработка концептуальных, нормативных и научно-методических документов, связанных с созданием и развитием военных технологий; проработка и апробация механизмов проведения независимой экспертизы подобных документов, разработанных различными ведомствами; оценка новейших достижений отечественной науки и технологий на предмет их возможного применения при создании перспективных образцов ВВТ; проведение исследований в области ценообразования на продукцию военного назначения в части создания военных технологий; проведение в рамках целевых прогнозов работ по приоритетным направлениям научных исследований и технологических разработок с анализом возможности реализации их результатов при разработке перспективных и модернизации существующих образцов ВВТ и оценкой уровня повышения их военно-технической эффективности.



Владимир Корчак, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктор экономических наук


Опубликовано в выпуске № 19 (487) за 22 мая 2013 года

Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2024, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна