Индия является одним из крупнейших стратегических партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) во всех областях. Этому способствуют традиционно доброжелательные, взаимовыгодные отношения, сложившиеся между нашими странами еще во времена СССР (дипотношения были установлены в 1947 году), а также тот факт, что Индия уверенно занимает место влиятельной региональной державы с динамично развивающейся экономикой (ежегодный прирост ВВП составляет девять процентов), современным научно-техническим потенциалом и, более чем, миллиардным населением. Страна играет все более важную роль в глобальной мировой политике и экономике.
Взгляды Москвы и Дели весьма близки или полностью совпадают по большинству современных внешнеполитических проблем, в частности, наши страны выступают за многополярный мир, в котором учитываются национальные интересы всех стран и народов. Помимо двустороннего сотрудничества, Россия и Индия весьма активно развивают связи и контакты в рамках международных и региональных организаций, таких как ООН, БРИКС, ШОС.
Базовым документом российско-индийских отношений в настоящее время является Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Индией, подписанный 28 января 1993 года. Товарооборот между нашими странами постоянно растет, в 2012 году он достиг уровня 10 миллиардов долларов США, а к 2015 году, по прогнозам, должен увеличиться вдвое. Было бы неверно представлять себе Индию исключительно как поставщика одежды, продуктов и чая. Около половины индийского экспорта приходится на высокотехнологичные товары и их доля постоянно увеличивается. Индия начинает инвестировать в привлекательные для своего капитала отрасли промышленности и объекты за рубежом, в частности в нефтегазовые и другие проекты в России.
Несмотря на долговременный конфликт и противостояние в ракетно-ядерной гонке с Пакистаном, Индия во многом рассматривает Китай как своего главного потенциального противника и конкурента в борьбе за влияние в зоне Индийского океана и прилегающих районах. «Китайская угроза» и территориальные споры остаются постоянной темой во внешней и оборонной политике и средствах массовой информации Индии. Поэтому индийское руководство стремится не только сохранять военный паритет с Пакистаном, но и компенсировать как можно быстрее значительное отставание своих вооруженных сил от динамично развивающихся китайских ВС. По данным ежегодника СИПРИ за 2011 год, военные расходы Индии в 2010 году оценивались в 41,3 млрд. долларов США.
Военно-техническое сотрудничество (далее – ВТС) Российской Федерации с Республикой Индией осуществляется с 1960 года и носит традиционно масштабный характер. До недавнего времени советские и российские вооружения были основой всех видов и родов войск ВС Индии. За весь этот период Москва поставила Дели вооружений и военной техники на 35 млрд. долларов США.
В последнее время отношения России и Индии в сфере ВТС постепенно переходят от простых отношений «покупатель-продавец» к многоплановому партнерству в разработке новых технологий и модернизации вооружений, совместным НИОКР и производству продукции военного назначения (Россия ведет с Индией НИОКР примерно по сорока темам).
С 2007 года Индия по объему закупок российского оружия уверенно вышла на первое место. Индийские заказы в портфеле российских экспортеров оружия составляют почти 11 миллиардов долларов США, а общий объем заказов из-за рубежа составляет около 35 миллиардов долларов США. Таким образом, на Индию приходится почти треть объемов от всех заказов российских зарубежных партнеров по линии ВТС. Российская Федерация ежегодно поставляет в Индию оружия и вооружений на сумму до 3 миллиардов долларов США (в 2012 году общий годовой экспорт оружия России достиг уровня в 13 миллиардов долларов США).
В соответствии с межправительственными соглашениями осуществлена передача Республике Индия лицензии и технической документации на производство самолетов Су-30МКИ (который является наиболее значимым из текущих проектов ВТС), авиационных двигателей РД-33 и АЛ-31 и оказывается техническое содействие в организации их производства. Российские предприятия участвуют в индийской программе создания авиационного двигателя «Кавери», разработке и поставке авиационного двигателя для учебно-тренировочного самолета. Сделан определенный шаг по пути решения проблемы материально-технического обеспечения поставляемых в Индию российских вооружений и военной техники на протяжении всего цикла их эксплуатации.
Важным этапом в дальнейшем развитии всего комплекса двусторонних российско-индийских отношений стал официальный визит в Индию 24 декабря 2012 года Президента Российской Федерации В.В.Путина.
Премьер-министр Индии Манмохан Сингх (Manmohan Singh). Источник: cdn.fakingnews.com |
По окончании переговоров с индийским премьером Манмоханом Сингхом российский президент заявил: "Мы договорились и дальше укреплять партнерство России и Индии в сфере военно-технического сотрудничества, продвигать новые проекты, в том числе путем создания совместных предприятий и передачи технологий".
По словам Путина, очередным шагом в развитии ВТС с Индией станут контракты на поставку вертолетной техники и технологических комплектов для сборки самолетов. В частности, подписанные в ходе этого визита контракт на поставку в Индию 71 вертолета Ми-17В-5 стоимостью 1,3 млрд. долларов США, а также контракт на поставку технологических комплектов для лицензионного сборочного производства 42 самолетов Су-30МКИ стоимостью 1,6 млрд. долларов США.
"Россия является ключевым партнером в наших попытках модернизировать индийские вооруженные силы и увеличить обороноспособность Индии. Мы успешно сотрудничаем в ряде проектов, особенно в сфере высоких технологий", - отметил, в свою очередь, М. Сингх.
Ранее сообщалось, что руководство Индии приняло решение наращивать группировку многофункциональных истребителей Су-30МКИ. Индия приобрела у России 230 истребителей Су-30МКИ на общую сумму 8,5 млрд. долларов США. Согласно лицензионному контракту, подписанному в 2000 году, индийская корпорация HAL должна построить на своих заводах до конца 2015 года еще 140 истребителей этого типа. На вооружение ВВС Индии уже поступило более 100 самолетов Су-30МКИ. Индия также получает российские вертолеты Ми-17В-5 по контракту, заключенному министерством обороны страны с "Рособоронэкспортом" на поставку 80 единиц таких машин, общей стоимостью в 1,34 млрд. долларов США.
По данным холдинга "Вертолеты России, модификация вертолета Ми-17В-5 изготавливается в соответствии с требованиями индийского заказчика. В частности, установленные на вертолете новые двигатели ВК-2500 с электронной системой управления имеют повышенные характеристики по мощности, что особенно важно в условиях жаркого влажного климата и высокогорья. ОАО "Вертолеты России" откроет в Индии сборочное производство вертолетов марок Ми и Ка. Соответствующее соглашение было подписано во время декабрьского 2012 года визита Президента РФ в Индию.
Двигатели семейства ВК-2500 предназначены для боевых вертолетов Ми-28Н, Ка-52, а также для модернизации вертолетов Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ка-32, Ка-50, Ка-50-2. |
Сборка российских вертолетов будет производиться на совместном предприятии "Вертолетов России" и индийской «Elcom Systems Private Limited». Совместное предприятие сможет производить ключевые агрегаты вертолетов и впоследствии осуществлять окончательную сборку машин, а также проводить как наземные, так и летные испытания. Предполагается, что функционирование СП начнется с производства агрегатов легкого российского многоцелевого вертолета Ка-226Т.
Индия - традиционный партнер холдинга "Вертолеты России" в области поставок вертолетной техники. Создание совместного российско-индийского предприятия стало новым этапом и в то же время логичным продолжением совместной работы российско-индийских специалистов на фоне растущего спроса на российские вертолеты. Новое СП поможет развитию индийской авиастроительной отрасли, обеспечит эффективное применение российских современных технологий, а также позволит наладить обучение индийских инженеров и подготовку высококвалифицированных кадров по всей производственной цепи. Помимо этого совместное предприятие будет реализовывать офсетные проекты в рамках различных тендеров в Индии, в которых участвует российская вертолетная техника.
Холдинг и «Elcom Systems» договорились также о планах по совместному созданию Вертолетной академии на территории Индии для обучения летного и технического персонала. Индия располагает парком из 280 вертолетов российского производства. ОАО "Вертолеты России" - дочерняя компания ОАО "ОПК "Оборонпром", входящего в состав госкорпорации "Ростехнологии". Управляет вертолетостроительными предприятиями ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля", ОАО "Камов", ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" и др. В состав ОАО "Вертолеты России" входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, предприятие по производству и обслуживанию комплектующих изделий и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Чистая прибыль ОАО "Вертолеты России" в I полугодии 2012г. по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,9% и составила 3,1 млрд. руб. Выручка выросла на 42,3% по сравнению с I полугодием 2011г. и составила 60,3 млрд. руб.
Следует отметить, что в дальнейшем развитии военно-технического сотрудничества России с Индией имеются свои объективные и субъективные проблемы и трудности. Если во времена СССР Москва долгое время сохраняла монополию в поставках вооружений в Индию, допуская лишь незначительные по объемам индийские контракты по линии ВТС с Францией, Германией, Швецией, рядом других европейских стран, то сейчас российским производителям военно-промышленной продукции пришлось потесниться и уступить ряд важных позиций в этой отрасли своим западным конкурентам и Израилю.
Сыграли свою отрицательную роль и затянувшийся «переходный период» в реформировании российского военно-промышленного комплекса, включая НИОКР, и превращение Индии из страны-изгоя в полноправного партнера США и стран НАТО на рынке вооружений. Как известно, с середины 2009 года Индия достигла масштабных договоренностей с США в области развития национальной ядерной энергетики, что сопровождается расширением американо-индийского сотрудничества и в сфере ВТС. Более того, в современных условиях США рассматривают Индию как противовес гегемонистским устремлениям Китая в АТР и в целом, на мировой арене, и как страну, способную успешно противостоять международному терроризму.
После окончания «холодной войны» Индия взяла курс на модернизацию своих вооруженных сил, более активную диверсификацию источников вооружений за рубежом и создание собственной военной и оборонной промышленности. В отличие от времен СССР, российским оборонщикам приходится продвигать свою продукцию на индийский рынок в условиях жесткой конкуренции со стороны западных государств. Да и политика индийского руководства в области ВТС претерпела значительные изменения.
Возросшая экономическая мощь и финансовые возможности Индии позволяют ей закупать на конкурсной основе за рубежом только самые современные вооружения и боевую технику и технологии их производства, создавать совместные с иностранными партнерами предприятия военной промышленности.
Очевидно, этими обстоятельствами можно объяснить ряд неудач российских поставщиков оружия на состоявшихся в последнее время индийских тендерах. В результате, Индия отказалась от закупки наших перспективных истребителей МиГ-35, ударных вертолетов Ми-28Н, военно-транспортных самолетов Ил-76, предпочтя им западноевропейские и американские машины.
Вместо наших Ил-76, Индия предпочла закупить 6 американских C-130J-30 «Super Hercules». За них заплатили почти 1 млрд. долларов США. Цифра астрономическая, если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле. Но, видимо, индийская сторона руководствовалась не столько ценой вопроса, сколько учла печальный опыт Китая, заключившего с Россией «эпохальный» контракт на поставку 40 военно-транспортных самолетов Ил-76 в 2005 году. Их обещали построить для Поднебесной за 1 млрд. долларов США, но так и не построили.
Серийного производства Ил-76 в России пока не налажено. За счет китайских средств его, видимо, и планировали организовать, перенеся производственные мощности с Ташкентского авиазавода вначале в Воронеж, а затем в Ульяновск. Но так и не удалось.
Несмотря на то, что МиГ-35 и Ми-28Н выглядят лучше своих западных аналогов по боевым характеристикам, они проиграли в индийских тендерах по той же причине. МиГ-35 существует в единичном экземпляре. Главный козырь машины — РЛС «Жук-АЭ» с активной фазированной решеткой. Ее, к слову, планируют устанавливать на новые Су-30МКИ для Индии. До ее появления такие локаторы устанавливались лишь на самых современных американских истребителях, а Западная Европа создать их пока не смогла. Установка этого комплекса вплотную приближала МиГ-35 к западным конкурентам. Ми-28Н хоть и производится серийно, но все еще находится в стадии доводки, но софинансировать этот проект Индия не намерена.
Ранее были уже аналогичные проблемы с российскими зенитно-ракетными комплексами «Ураган», устанавливаемыми на индийских фрегатах типа «Тальвар», с реактивными системами залпового огня «Смерч», авианесущим крейсером «Адмирал Горшков» («Викрамадитья»), в ходе испытаний которого был выявлен ряд неисправностей, которые можно было устранить только в заводских условиях и, наконец, атомной подводной лодкой «Нерпа», передача в аренду которой переносилась по срокам уже несколько лет.
По последним сообщениям Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России, крейсер «Викрамадитья» будет передан индийской стороне до конца 2013 года, а АПЛ «Нерпа» - уже в самое ближайшее время.
Авианосец «Викрамадитья». Источник www.militaryparitet.com |
Этими «проколами» активно пользуются наши конкуренты. Прежде всего, США и Израиль, которые выражают свою готовность поставить аналогичное вооружение быстрее, дешевле и, помимо гарантий его высокого качества, обеспечить комплексный подход к его эксплуатации (обучение военного персонала, поставки тренажеров, боеприпасов, запасных частей и комплектующих, все виды ремонта: гарантийный, текущий, средний, капитальный и т.д.).
В отличие от России, где сохраняются проблемы при взаимодействии в области ВТС на уровне министерств и ведомств, на Западе сложилась довольно стройная система не только продвижения на внешние рынки своей военной продукции, но и ее последующего обслуживания и мониторинга.
Принцип «поставленное оружие и боевая техника должны работать, то есть, находиться в боеготовом состоянии» - для западных поставщиков является главным. Вашингтон сегодня предлагает Дели практически все: от военно-транспортных самолетов, авианосцев и ударных вертолетов — до истребителей пятого поколения F-35.
Израильтяне специализируются на поставках в Индию систем радиолокации, электроники, противоракетной обороны, высокоточного оружия и т.п. высокотехнологичной продукции. Китай, в силу упомянутых выше обстоятельств политического характера не участвует в военно-техническом сотрудничестве с Индией.
Производство Т-90С на индийском заводе Heavy Vehicle Factory в Авади. Фото: Аджай Шукла | http://ajaishukla.blogspot.com |
И все же, пока на вооружении ВС Индии почти 60% оружия и военной техники — российского производства. Те же истребители Су-30МКИ наравне с российскими танками Т-90 считаются в Индии стратегическим вооружением - по значению в расстановке сил в регионе. Только в 2006-2010 гг. 206 таких танков были поставлены в Индию. Именно поэтому, даже создав свой танк «Арджун», Дели все равно закупил в России дополнительную партию из 150 танков Т-90.
Несмотря на третью по счету катастрофу истребителя Су-30МКИ, Индия намерена закупить дополнительную партию из 42 машинокомплектов для самостоятельной сборки истребителей Су-30МКИ на мощностях авиастроительной корпорации HAL.
Многоцелевой истребитель Су-30МКИ. Источник: Оружие России |
Наравне с Су-30МКИ, «БраМос» — один из немногих удачных и действительно перспективных проектов сотрудничества Москвы и Дели. Индия принимает участие в совместном с Россией проекте по производству сверхзвуковой противокорабельной ракеты “БраМос”, намерена участвовать в разработке истребителя 5-го поколения».
Российско-индийская сверхзвуковая ракета "Брамос". Источник: Военно-промышленный курьер |
В перспективе, «БраМос» будет интегрирован в состав вооружения истребителей «Су», состоящих на вооружении ВВС Индии, что сделает эти машины еще более перспективными для индийских ВВС. В создание истребителя пятого поколения Дели готов вложить 25 млрд. долларов США или по 100 млн. долларов США за один самолет, что говорит о высокой оценке индийской стороной потенциала будущей машины, создающейся на базе российского истребителя Т-50.
|
Самолет, создаваемый на базе российского самолета 5-го поколения Т-50 - Fifth Generation Fighter Aircraft «FGFA». |
Военно-техническое сотрудничество остается одним из главных направлений в российско-индийских отношениях на ближайшую перспективу. Россия, безусловно, заинтересована за счет индийских закупок поддержать отечественный оборонно-промышленный комплекс (ОПК) и сохранить уровень продаж своих вооружений. Не секрет, что события «арабской весны» и антииранские санкции существенно ограничили экспорт российских вооружений в страны Ближнего и Среднего Востока (Ливия, Сирия, Иран, другие страны). Учитывая реально складывающуюся ситуацию на мировом оружейном рынке, Россия заинтересована в условиях жесткой конкуренции и продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса сохранять уровень продаж своих вооружений и военной техники в Индию в размере около 3 млрд. долларов США в год.
С учетом итогов декабрьского 2012 года визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Индию есть определенная уверенность, что российско-индийские отношения в области ВТС будут сохраняться и развиваться. Есть также серьезные основания ожидать, что с приходом в Правительство России нового куратора ВПК вице-премьера Д.О.Рогозина и министра обороны С.К.Шойгу координация усилий заинтересованных российских ведомств на этом, весьма важном, направлении внешней политики и экономики может существенно улучшится.
Станислав Иванов
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
• 22350 • 9А52-2 Смерч • Arjun • F-35 • FGFA • HAL • Kaveri • PJ-10 • Адмирал Горшков • АО "ОПК" • БРИКС • Вертолеты России • ВК-2500 • Германия • Жук-АЭ • Израиль • Ил-76 • Индия • Иран • Истребитель 5 поколения • К-152 Нерпа • КА-226 • КА-226Т • Ка-32 • Ка-50 “Черная акула” • Ка-52 “Аллигатор” • Камов • Китай • Ливия • МВЗ им. Миля • Ми-17 • Ми-17В5 • Ми-24 • МИ-28 • Ми-28Н "Ночной охотник" • МиГ-35 • НАТО • Оборонпром • ООН • ПАК ФА • Пакистан • Путин Владимир • РД-33 • Рогозин Дмитрий • Рособоронэкспорт • Россия • Ростехнологии • С-130 "Геркулес" • СИПРИ • Сирия • Создание авианосцев • Су-30 • Су-30МК • США • Т-90 • Т-90С • У-УАЗ • Франция • ФСВТС РФ • Швеция • ШОС • Ядерный щит • ЯЭУ •