России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Ракетные гарантии безопасности

Ракетные гарантии безопасности

Ракетные войска стратегического назначения по прямому назначению ни разу не применялись, но совместно с другими компонентами Стратегических ядерных сил (СЯС) зримо присутствовали при решении многих военно-политических проблем

И сегодня они остаются важнейшим компонентом обеспечения безопасности России. Какие организационные задачи стояли перед «стратегами» в этом году? Каковы перспективы развития войск? Об этом и многом другом рассказывает командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев.


- Сергей Викторович, сохраняется ли ключевая роль РВСН в обеспечении безопасности страны на ближайшие годы и в отдалённом будущем? Каковы перспективы развития войск?


- В настоящее время Ракетные войска стратегического назначения играют значительную роль в обеспечении безопасности Российской Федерации. В их боевом составе находятся примерно две трети стратегических носителей и более половины боезарядов Стратегических ядерных сил России. Ведущая роль РВСН в ядерной триаде определяется не только количественными показателями, но и качественными характеристиками, такими как высокая оперативная готовность, устойчивость боевого управления, живучесть объектов и рядом других.


В соответствии с решениями, принятыми на уровне Президента Российской Федерации и министра обороны, Ракетные войска продолжат своё развитие как самостоятельный род войск Вооружённых Сил РФ в сложившемся боевом составе.


При реализации планов перспективного развития Ракетные войска планируют иметь необходимое количество пусковых установок, ограниченное рамками Договора по СНВ, устанавливающего количественные пределы стратегических наступательных вооружений сторон, и согласующееся с экономическими возможностями страны и ожидаемыми изменениями военно-стратегической обстановки.


Что же касается более отдалённой перспективы – рубежа 2018–2020 годов, то можно с уверенностью сказать, что имеющийся научно-технический и конструкторский задел, положенный в основу создания и развития ракетно-ядерного оружия РВСН, позволит и далее с минимальными затратами и рисками по реализуемости гибко реагировать на возникающие вызовы и угрозы безопасности России. Мы рассчитываем на рубеже 2018–2020 годов получить на вооружение качественно новые ракетные комплексы с боевым оснащением, позволяющим преодолевать любую ПРО, которая может быть создана к тому времени. И, что весьма важно, к тому сроку будут созданы возможности для определённого наращивания состава ударной группировки при форс-мажорных обстоятельствах.


Планы развития группировки РВСН на ближайшее десятилетие предполагают её обновление за счёт ввода перспективных ракетных комплексов мобильного и стационарного базирования. Группировка ударных средств останется, как и сейчас, двухкомпонентной – с сохранением стационарных ракетных комплексов, обладающих готовностью к немедленному применению, и мобильных комплексов с высокой живучестью.


Доля новых ракетных комплексов в группировке РВСН будет постоянно возрастать. Планируется, что к 2016 году новые ракетные комплексы составят около 60 процентов ударной группировки, а к 2021 году – 98 процентов.


При этом произойдёт качественное совершенствование систем боевого управления войсками и оружием, боевого оснащения, прежде всего в части наращивания возможностей ракетных комплексов по преодолению противоракетной обороны. Будут также реализовываться меры по повышению живучести мобильной группировки РВСН.


У нас есть уверенность в том, что ключевая роль и значение группировки РВСН в составе Стратегических ядерных сил России сохранится и обеспечит гарантированное выполнение задачи стратегического сдерживания и в отдалённой перспективе.


- Каковы в РВСН итоги 2012 учебного года?


- Этот год был годом совершенствования боевого дежурства как основы поддержания боевой готовности войск и безаварийной эксплуатации вооружения и военной техники.


Главный итог работы органов управления и войск в 2012 году заключается в том, что в Ракетных войсках сохранены организационные основы, обеспечивающие выполнение поставленных перед ними задач, улучшены показатели боевого дежурства и эксплуатации вооружения и военной техники. Органы военного управления, соединения, воинские части и организации боеготовы и способны гарантированно выполнить боевые задачи по предназначению в установленные сроки.


В течение 2012 года в РВСН проведён ряд контрольных, итоговых и внезапных проверок войск, в ходе которых 40 процентов ракетных полков привлекались в полном объёме на командно-штабные учения, проводимые командующим РВСН и командующими ракетными объединениями. Остальные ракетные полки в течение учебного года были проверены на тактических учениях, проведённых под руководством командиров соединений.


При этом к учениям было привлечено 100 процентов основных видов вооружения и техники, что обеспечило поддержание и совершенствование практических навыков личного состава при действиях, максимально приближенных к реальному выполнению боевых задач.


По итогам 2012 года все проверенные соединения и воинские части оцениваются положительно. При этом 10 процентов воинских частей были оценены на «хорошо». В сравнении с 2011 учебным годом повысили оценку 15 процентов проверенных ракетных полков и 17 процентов воинских частей обеспечения и охраны. Частей, понизивших результаты по сравнению с прошлым годом, нет.


Большое внимание в 2012 году было уделено поддержанию практических навыков личного состава ракетных полков подвижных грунтовых ракетных комплексов по выполнению задач, связанных с выводом боевых ракетных комплексов на маршруты боевого патрулирования и полевые позиции. При этом все мероприятия полевой выучки включали вывод ракетных полков и дивизионов ПГРК на маршруты боевого патрулирования. В 2011 году этот показатель составил 90 процентов.


В 2012 учебном году особенностью несения боевого дежурства на маршрутах боевого патрулирования (полевых позициях) для группировки ПГРК стало значительное увеличение сроков их нахождения на полевых позициях либо маршрутах боевого патрулирования. Это позволило повысить тактическую выучку личного состава, добиться более слаженных действий подразделений и формирований ракетных полков, подразделений обеспечения и охраны. Возрос уровень специальной подготовки командиров, заместителей командиров и начальников штабов ракетных полков – главных организаторов и руководителей учебно-воспитательного процесса.


В сентябре 2012 года командование Ракетных войск стратегического назначения отчиталось за уровень своей физической подготовки перед комиссией Управления физической подготовки Вооружённых Сил. Впервые за всю историю проверок такого рода командование РВСН было оценено на «отлично».


По итогам 2012 учебного года лучшим в РВСН признано Владимирское ракетное объединение под командованием генерал-майора Сергея Сивера, лучшими соединениями с мобильными пусковыми установками – Йошкар-Олинское ракетное соединение под командованием полковника Игоря Афонина и Бологоевское ракетное соединение под командованием полковника Андрея Бурбина. Лучшим соединением, несущим боевое дежурство на ракетных комплексах стационарного базирования, признано Ясненское ракетное соединение под командованием полковника Евгения Коноваленкова.


Переходящим вымпелом командующего РВСН «Лучшему соединению за достигнутые результаты в организации эксплуатации ракетного вооружения» награждены Бологоевское и Ясненское ракетные соединения.


- Каково нынешнее состояние РВСН? Насколько их возможности сегодня позволяют наземной группировке Стратегических ядерных сил России решать задачи ядерного сдерживания?


- На вооружении РВСН имеется 6 типов ракетных комплексов стационарного и мобильного базирования, позволяющих решать многоплановые задачи ядерного сдерживания. В боевом составе РВСН в настоящее время, повторюсь, находятся две трети стратегических носителей России, способных в считаные минуты гарантированно решить задачи по поражению объектов на территории противника практически в любой точке земного шара. В то же время ведущая роль РВСН в отечественной стратегической ядерной триаде определяется не только значительным количеством ракет и боевых блоков, но и качественными характеристиками, такими как высокая оперативная готовность, устойчивость боевого управления, живучесть объектов и многими другими.


Эти свойства и определяют значительный вклад РВСН в российский потенциал ядерного сдерживания. Ударная группировка РВСН при любых вариантах развития ситуации будет обладать необходимой численностью развёрнутых боевых блоков и такими их тактико-техническими характеристиками, которые позволят по максимуму обесценить боевые возможности создаваемых систем ПРО и гарантированно выполнить поставленные задачи.


На вооружении РВСН имеется значительный набор средств для адекватной реакции на различные варианты попыток снизить эффективность нашего ракетно-ядерного оружия. Это обеспечивается как повышением живучести ракетных комплексов в условиях воздействия по ним любыми средствами, включая ядерные, так и наращиванием их способности нанести неприемлемый ущерб агрессору, в том числе в условиях противодействия средств противоракетной обороны.


Один из наиболее эффективных способов повышения живучести – применение подвижных грунтовых ракетных комплексов. Новейшим российским ПГРК стал комплекс «Ярс» с МБР РС-24, обладающий возможностью оперативного выхода из пункта постоянной дислокации и скрытого рассредоточения на больших территориях. Этот ПГРК придаёт устойчивость группировке в ответных действиях и служит реальным свидетельством приоритета России в ракетно-ядерной области.


Количественный и качественный состав РВСН на сегодняшний день обеспечивает гарантированное ядерное сдерживание совместно с другими компонентами Стратегических ядерных сил России.


- Как в 2012 году совершенствовалось боевое управление РВСН? В чём заключаются преимущества новых систем по сравнению с прежними?


- Создаваемая в рамках перспективной автоматизированной системы Вооружённых Сил автоматизированная система боевого управления РВСН наряду с обеспечением централизованного боевого управления позволит организовать информационное сопряжение с аналогичными системами других видов и родов войск Вооружённых Сил РФ.


В настоящее время в РВСН идёт активное внедрение в войска звеньев автоматизированной системы боевого управления четвёртого поколения, которая, помимо решения традиционных задач по доведению приказов, сбору докладов и контролю боеготовности пусковых установок, обеспечивает автоматизированную смену планов применения и оперативное переприцеливание ракет. Тракты доведения приказов и сбора докладов данной системы образованы проводными, радио- и спутниковыми каналами связи и обладают надлежащей живучестью и помехозащищённостью. При этом обеспечивается доведение приказов боевого управления непосредственно до пусковых установок, минуя промежуточные звенья, в том числе в условиях ядерного воздействия и радиоэлектронного подавления.


В каждом комплексе аппаратуры, созданной с использованием новой отечественной элементной базы, обеспечивается трёхкратное резервирование системы связи и передачи данных, а поиск неисправностей в аппаратуре локализован с точностью до типового элемента, подлежащего замене.


Основа построения перспективных звеньев АСБУ – функциональный набор унифицированных технических средств, обеспечивающих высокую достоверность и безопасность передачи информации. При этом они обладают такими свойствами, как компактность, низкое энергопотребление, скрытность передачи информации, устойчивость к внешним воздействиям и надёжность функционирования.


Дальнейшее совершенствование системы связано прежде всего с совершенствованием систем управления Вооружёнными Силами РФ в целом, а также необходимостью управления ракетно-ядерным оружием нового поколения.


Реализация намеченных мер позволит повысить эффективность системы боевого управления РВСН и выйти на новый, более высокий качественный уровень управления войсками и оружием.


- Одним из главных направлений в деятельности РВСН на 2012 год было совершенствование охраны и обороны объектов РВСН. Какова динамика переоснащения воинских частей РВСН на новые технические средства охраны за последние годы?


- В условиях сохраняющихся террористических угроз одной из важнейших задач, решаемых Ракетными войсками стратегического назначения, является предотвращение попыток ядерного терроризма. В связи с этим на протяжении нескольких лет одним из главных направлений деятельности РВСН остаётся совершенствование охраны и обороны объектов и повышение их антитеррористической защищённости.


Основные усилия в 2012 году были направлены на продолжение работ по модернизации и поддержанию готовности действующих автоматизированных систем охраны объектов РВСН, оснащение их новыми типами систем охраны и разработку перспективных автоматизированных систем охраны.


В течение 2005–2012 годов практически на всех объектах РВСН, оснащённых устаревшими типами систем охраны, проведены работы по замене старых средств обнаружения на новые. Кроме того, с 2013 года спланированы работы по дооснащению систем охраны объектов системами телевизионного наблюдения.


С 2012 года темпы переоснащения объектов РВСН на принципиально новые типы автоматизированных систем охраны значительно возросли. В этом году завершено переоснащение двух объектов, продолжается переоснащение ещё двух объектов и начаты работы по переоснащению очередных двух объектов. При сохранении таких темпов к концу 2015 года более 20 процентов объектов РВСН будут оснащены самыми передовыми автоматизированными системами охраны. При этом системы охраны остальных объектов РВСН будут поддерживаться на надлежащем уровне.


- Как реализовывались контракты по гособоронзаказу в интересах РВСН в 2012 году? Удалось ли согласовать позиции Минобороны и промышленности в отношении цены на стратегические ракетные комплексы? Подписаны ли соответствующие контракты на 2013 год?


- Все контракты в интересах РВСН в 2012 году выполнены. По закупкам ракетных комплексов стратегического назначения ещё в 2011 году подписаны долгосрочные контракты. По ракетным комплексам стационарного шахтного базирования – до 2015 года, подвижного грунтового – до 2020 года. Цена по каждому виду продукции проходит проверку в Федеральной службе по тарифам и соответствующих организациях Министерства обороны. РВСН в согласовании цен не участвуют. Наша основная задача – обеспечить качественную приёмку вооружения и военной техники и обеспечить совместно с предприятиями-разработчиками надлежащую эксплуатацию. Опыт показывает, что при выполнении этих условий сроки эксплуатации могут значительно превышать гарантийные.


- Готовы ли российские предприятия в необходимом объёме производить новые ракетные комплексы?


- Перед началом изготовления оборудования перспективных ракетных комплексов на предприятиях кооперации промышленности проведены все мероприятия, именуемые среди специалистов как «подготовка производства». Она включает подготовку помещений (цехов), наращивание и замену устаревших станков и оборудования, найм и подготовку персонала. Финансирование на это со стороны Правительства Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011–2020 годы» обеспечено. Теперь слово за руководителями кооперации.


- Как в условиях Договора по СНВ-3 между Россией и США осуществляется контроль в области ядерных вооружений? Сколько инспекций побывало на объектах РВСН в 2012 году?


- Контроль в условиях нового Договора по СНВ между Россией и США осуществляется на паритетной основе. Российская Федерация и Соединённые Штаты Америки в рамках нового Договора по СНВ имеют право ежегодно проводить по 18 инспекций с целью подтверждения точности заявленных данных о стратегических наступательных вооружениях, а также использовать имеющиеся в их распоряжении национальные технические средства контроля.


Стороны обмениваются данными о состоянии своих стратегических наступательных вооружений по состоянию на 1 марта и 1 сентября каждого года.


Отмечу, что как в Российской Федерации, так и в США контролю подвергаются объекты наземной компоненты ядерной триады, ВВС и флота.


Объекты РВСН в 2012 году подвергались инспекциям 11 раз. Несколько чаще объекты РВСН инспектировались только потому, что в количественном отношении их больше, чем объектов ВВС и ВМФ. В целом пропорция сохраняется.


- Насколько места дислокации шахтных пусковых установок РВСН известны странам НАТО и США? При этом известны ли российской стороне места дислокации американских ракетных позиций? Оговорены ли в Договоре по СНВ-3 позиционные районы, в которых могут маневрировать ПГРК РВСН? Как на вопросы строительства РВСН повлияло вступление в силу нового Договора по СНВ-3?


- Напомню, что новый Договор по СНВ – Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений – был подписан в Праге 8 апреля 2010 г., вступил в силу 5 февраля 2011 г. Срок его действия – 10 лет.


В соответствии с положениями Договора Российская Федерация и Соединённые Штаты Америки предоставили друг другу данные о стратегических наступательных вооружениях, в том числе и географические координаты шахтных пусковых установок МБР. Такие данные являются конфиденциальной информацией и сторонами Договора не разглашаются.


Хотел бы подчеркнуть, что практика обмена данными о местах дислокации стратегических наступательных вооружений была введена с момента создания механизма взаимных проверок в рамках договорённостей СССР и США. Эта мера необходима для организации и эффективной реализации контрольного механизма.


Ограничение территорий, в пределах которых могут перемещаться ПГРК РВСН, новым Договором в отличие от Договора по СНВ-1 не предусмотрено.


Соглашение не ограничивает возможность модернизации существующих и создания новых вооружений. Современные разработки, ведущиеся в интересах РВСН, осуществляются с учётом требований Договора.


- Почему Россия выступает против ПРО США?


- Россия вовсе не против создания противоракетной обороны, причём не только у какой-то определённой страны или группы стран. Мы говорим о том, что существует взаимосвязь между наступательными и оборонительными стратегическими системами. Поэтому в случае наращивания противоракетного потенциала возникает вопрос об оправданности сокращения стратегических наступательных вооружений и, соответственно, мы высказываемся за сохранение стратегического равновесия.


Представляется, что пока в мире сохраняется устойчивый механизм ядерного сдерживания, не стоит его ломать, не создав соизмеримый по эффективности другой механизм обеспечения международной безопасности. Поэтому, по нашим оценкам, создание глобальной ПРО может спровоцировать гонку вооружений. Если это случится, то о никакой стратегической стабильности речи и быть не может. Не будет и дальнейших шагов в области ядерного разоружения.


- Почему одни эксперты заявляют, что ПРО США нивелирует наш ракетно-ядерный потенциал в случае войны, а другие – что создаваемая ПРО не способна составить ощутимой угрозы возможностям Стратегических ядерных сил России в ответно-встречном и ответном ударах?


- Хотел бы прояснить нашу точку зрения. На данный момент существующая ПРО действительно не ограничивает возможности СЯС России. Однако в соответствии с адаптивным подходом на последующих этапах создания глобальной ПРО США предполагают на европейском континенте развернуть противоракетные средства, обладающие способностью перехвата баллистических ракет межконтинентальной дальности. Нам говорят, что это вызвано ракетной угрозой со стороны Ирана. Однако такие ракеты в Европе имеются только у России. В связи с этим мы полагаем, что ПРО в Европе имеет антироссийскую направленность, так как МБР и БРПЛ – это основа российских Стратегических ядерных сил. Других государств в Европе, обладающих МБР и БРПЛ, против которых потенциально могли бы быть использованы разворачиваемые системы ПРО, просто нет.




Вадим Коваль, Дмитрий Андреев

Права на данный материал принадлежат Красная звезда
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2024, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна