Москва уменьшает свои риски, финансируя оборону Киргизии и Таджикистана
В начале текущей недели одна столичная газета отметила, что в ответ на попытки США потеснить Россию в Центральной Азии наша страна принимает экстренные меры по укреплению своих позиций в регионе. Причем прямо указывалось: раз США делает попытки закрепиться в Узбекистане, РФ укрепляет военно-техническое сотрудничество с Киргизией и Таджикистаном. Сославшись на мнение эксперта Московского центра Карнеги, газета подводит к выводу о рискованности такого шага и его труднопрогнозируемых последствиях. Мол, вкладывая беспрецедентные суммы в перевооружение Киргизии и Таджикистана, РФ идет ва-банк, поскольку поддерживает не самые стабильные режимы в Киргизии и Таджикистане, осложняя также свои и без того проблемные отношения с Узбекистаном.
Чем же, собственно, рискует Россия? Ну, если измерять риск в денежном эквиваленте… По информации источников, близких к российско-киргизской межправительственной комиссии, Москва пообещала Бишкеку 1,1 млрд. долл. на модернизацию армии. Договоренности об этом были достигнуты в ходе визитов в Бишкек вице-премьера РФ Игоря Шувалова в августе и президента Владимира Путина в сентябре. Данная тема должна получить развитие в ходе визита в Москву президента Киргизии Алмазбека Атамбаева 14–15 ноября. К марту 2013 года Минобороны РФ должно полностью согласовать с Бишкеком номенклатуру изделий, которые будут охвачены программой военно-технического сотрудничества двух стран. А первые партии российского оружия предполагается отправить в Киргизию уже летом будущего года.
По признанию президента Атамбаева, современным требованиям отвечает лишь киргизская бригада спецназа «Скорпион», в подготовке которой участвовала НАТО. Все остальные соединения и части киргизской армии заметно отстают в оснащенности от соседей по региону. Поэтому в перечне вооружений, что Бишкек хотел бы получить от Москвы, отсутствуют лишь спутники и самолеты. Нуждается он во всех видах легкого стрелкового оружия, боевых машинах пехоты, боевых разведывательно-дозорных машинах, легкой мототехнике, вертолетах, переносных минометах, спутниковой аппаратуре для использования в горах, полевых и стационарных госпиталях. Речь идет также о значительном расширении подготовки киргизских военных в российских вузах.
Заметно скромнее выглядят запросы Таджикистана. И потому в сведениях о его поддержке со стороны России фигурирует сумма 200 млн. долл. Эти средства Душанбе рассчитывает истратить на модернизацию ПВО республики и на ремонт военной техники.
Да, были еще попытки таджикской стороны заполучить с Москвы 250 млн. долл. за аренду 201-й российской военной базы. Однако во время недавнего визита в Душанбе Владимира Путина была достигнута договоренность о продлении аренды на 30 лет без увеличения выплат. Взамен Москва согласилась облегчить режим пребывания на территории РФ граждан Таджикистана и обещала подумать об инвестициях в строительство таджикских ГЭС. Ну и в ходе того визита договорились также о предоставлении Таджикистану льгот при поставках российских нефтепродуктов. Наша страна не будет взимать с дружественной республики пошлины на сумму, которая близка той, которую Душанбе запрашивал за базу, – около 200 млн. долл. в год.
Не трудно догадаться, что, серьезно вкладываясь в модернизацию вооруженных сил Киргизии и Таджикистана, официальная Москва всячески подчеркивает необходимость укрепления потенциала ОДКБ с учетом всех существующих угроз России с южного направления. И в первую очередь тех, которые могут возникнуть после вывода войск США из Афганистана в 2014 году. Кроме того, не последнюю роль играет перспектива дополнительных заказов для предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса. Это, по мнению некоторых экспертов, тоже целиком соответствует стремлению РФ помешать укреплению позиций США в Центрально-Азиатском регионе. Ведь и Бишкек, и Душанбе еще недавно проявляли интерес к получению американских вооружений, вывозимых из Афганистана. В упомянутой газетной публикации вообще утверждается, что вместе с вооружениями в Киргизию и Таджикистан пришли бы также американские инструкторы и техники. Влияние США в регионе неминуемо бы возросло. Однако Россия на этом пути ставит свой заслон.
Между тем в посольстве США в Москве очень удивились такой постановке вопроса и рассказали «НВО», что американцы не собирались и не собираются передавать странам Центральной Азии какие-либо вооружения, вывозимые из Афганистана. Так что вытекающий из непроверенной информации вывод эксперта Московского центра Карнеги явно повисает в воздухе. А по его словам, рискованный шаг Москвы продиктован «осознанием того, что экономические рычаги укрепления влияния РФ на ситуацию в регионе практически исчерпаны, в то время как ее главные конкуренты – США и Китай прибирают этот стратегически важный регион к своим рукам».
За подобными утверждениями просматривается явное раздражение некоторой части российских деловых кругов, увидевших во вложении колоссальных средств в сферу военно-технического сотрудничества ущемление их собственных интересов в Центральной Азии. Не случайно один из экспертов ПИР-центра по поводу финансирования оборонных нужд Киргизии и Таджикистана заметил, что Россия просто возвращается к курсу, которым она шла на протяжении последних 200 лет – и при царях, и при коммунистах. Успехом же замыслы Москвы могут увенчаться лишь в том случае, если в ее арсенале помимо оружия будет и soft power («мягкая сила»), то есть проекты, которые пробудят интерес не только у госэлит, но и у простых граждан Центрально-Азиатских республик. К этим словам остается добавить, что «мягкая сила» наверняка придет на смену «исчерпанным рычагам влияния», если у простых граждан региона появится устойчивое ощущение защищенности от внешних угроз и стабильности внутри страны. И такого состояния никак не достичь без первоочередных вложений в систему обороны и безопасности. Сегодня двум нашим союзникам по ОДКБ помочь в этом может только Москва.
От редакции "НВО"
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
• Афганистан • Киргизия • Китай • Минoбороны • НАТО • ОДКБ • Путин Владимир • Россия • Скорпион • США • Таджикистан • Узбекистан •