России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Марина Милитаре в XXI веке

Марина Милитаре в XXI веке

ВМС Италии обладают современными неатомными кораблями всех классов

Согласно действующей директиве итальянского генерального штаба «Модель обороны» (Modello di Difesa) перед Marina Militare (военно-морскими силами) республики поставлены три стратегические задачи: присутствие в важных для страны районах, защита там ее национальных интересов, обеспечение действий в составе объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО. Для выполнения указанных задач ВМС располагают соответствующими средствами.


Концепция развития


В зависимости от условий складывающейся военно-политической обстановки приоритет отдается решению той или иной стратегической задачи. В мирное время – присутствию и контролю за обстановкой в значимых для Италии регионах, в случае возникновения международной напряженности и в период кризисов – защите национальных интересов и осуществлению взаимодействия с международными организациями, при начале крупномасштабной войны – обеспечению национальной обороны и операциям в составе ОВС Североатлантического альянса.


Почти 50 процентов состава Marina Militare, включая большую часть надводных и подводных боевых, минно-тральных кораблей, вспомогательных судов, авиации и десантных сил, находится в готовности влиться в силы быстрого реагирования НАТО.


«Модель обороны» предусматривает ориентацию оперативной деятельности ВМС Италии на совместные действия с другими видами вооруженных сил республики и ее союзников. По мнению командования Marina Militare, для этого необходимо иметь специально оборудованный штаб управления объединенным оперативным соединением (ООС), что потребует соответствующих финансовых затрат.


С учетом опыта участия в многонациональных операциях определены следующие основные положения национальной морской стратегии: выдвижение к кризисным районам, автономность выделенных сил, всесторонний учет особенностей регионов (включая состояние экономики, окружающей среды, культуру и традиции местного населения), упор на высокотехнологичное вооружение и совершенствование системы обучения и подготовки личного состава ВМС.


Боевые действия будут вестись в прибрежных районах в непосредственной близости от кризисных регионов и вдали от баз приписки, что предполагает применение сил на ограниченном пространстве, обусловливает использование систем вооружения, связи и наблюдения в исключительно сложных условиях, когда ключевое значение приобретают флотские информационные боевые системы. Решающую роль будут играть корабли, способные действовать на большом удалении от мест постоянного базирования и заниматься разведкой, сбором и распределением информации.


Внедрение высоких технологий предполагает изменение отношений с промышленностью, привлечение большого числа субподрядчиков и сотрудничество с другими странами, например реализацию совместных программ разработки неатомной подводной лодки (НАПЛ) проекта 212A, фрегата (ФР) FREMM и вертолета ЕН-101.


Согласно вышеупомянутой «Модели обороны» будущая структура итальянских ВМС предполагает наличие «ядра» или сил первого эшелона, насчитывающего 18 боевых кораблей, в том числе два легких авианосца (АВЛ), входящих в оперативное соединение, состав которого будет зависеть от поставленных задач. Второй эшелон должен состоять из корветов и патрульных кораблей (КРВ-ПК), а также сил тылового обеспечения, будет призван поддержать первый.


Кораблестроительная программа


Планы итальянских ВМС не претерпели существенных изменений за последние годы и отвечают военным и политическим устремлениям официального Рима. В Италии строительство флота идет циклично, и Marina Militare при сравнительно небольшой численности корабельного состава могут себе позволить реализацию такого метода.


Динамика изменения боевого состава ВМС Италии




Класс кораблейКоличество на 2012 годПланируемое количество к 2016 году
Неатомные подводные лодки (НАПЛ)68
Авианосцы легкие (АВЛ)22
Десантные корабли (ДК)33-4
Эсминцы (ЭМ), фрегаты (ФР), корветы и патрульные корабли (КРВ-ПК)3420-24
Минно-тральные силы (МТС)126
Итого5739-44


По аналогии с Францией программа строительства эсминцев (ЭМ) типа HORIZON завершена в 2009 году изготовлением всего двух единиц из-за финансовых проблем. В настоящее время разворачивается строительство фрегатов по программе FREMM и продолжается реализация программы НАПЛ проекта 212A. Есть все основания полагать, что FREMM также может потерпеть фиаско из-за дороговизны. По водоизмещению, насыщенности оружием и вооружением корабли, создаваемые в рамках этого проекта, мало чем отличаются от ЭМ программы HORIZON.


Подводные силы


НАПЛ. В настоящее время в итальянских военно-морских силах насчитывается шесть неатомных субмарин (две проекта 212А и четыре проекта 1081М). Наиболее современные – НАПЛ проекта 212А, строительство которых началось в 2001 году на верфи Muggiano. Головная подлодка Salvatore Todaro сдана ВМС еще в 2006-м.


Эксперты полагали, что начало строительства в Италии НАПЛ германской разработки будет символизировать конец развития национального подводного кораблестроения. Однако не надо забывать, что еще в процессе работы над проектом 212А итальянцы были привлечены к ней в 1995 году для оказания финансовой и технической помощи. Поэтому по большому счету лодки проекта 212А являются германо-итальянскими, хотя доля Италии не очень велика. Вместе с тем, приняв участие в этой программе, она получила доступ к самым передовым технологиям НАПЛ, которые могут быть с успехом применены как в других направлениях военного кораблестроения, так и вообще в технике. Строительство лодок данного проекта, вероятно, не ограничится четырьмя единицами, что подтверждается долгосрочными планами. Имеются данные о заказе в ближайшее время пятой субмарины. После 2010 года намечалось постоянно поддерживать количество НАПЛ в Marina Militare на уровне шести-восьми кораблей.


Кораблестроительная программа ВМС Италии на начало 2012 года




Наименование программыКласс и тип корабля (в постройке+планируемое число)Планируемые сроки завершения постройки (годы)
ПЛНАПЛ проекта 212А (2+1)2015–2016
FREMMФР Bergamini (2+8)2012–2020



СМПЛ. Италия – единственная страна в мире, которая ведет систематическое строительство сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) и средств подводного движения (СПД). С некоторыми перерывами оно ведется с 20-х годов прошлого века. С 1955-го строительством СМПЛ типа SX (SX404, SX506, SX756) и СПД занимается фирма Costruzione Mottoscafi Sottomarini (COSMOS) в Ливорно. На 2002 год она передала ВМС различных государств свыше 100 СМПЛ и более 200 СПД.


Самой совершенной сверхмалой субмариной эксперты признали подлодку типа MG110/120 – дальнейшее развитие СМПЛ типа SX756. Основная ее задача – доставка групп разведчиков-диверсантов (до восьми человек) со средствами высадки в район выполнения боевого задания. Субмарина MG110 оснащается обычной ДЭУ, а подлодка MG120/ER – ДЭУ+ВНЭУ, которая включает дизельную установку закрытого цикла (ДУЗЦ) с применением в качестве окислителя жидкого кислорода, а также электродвигатель мощностью 40 киловатт. Дальность плавания при использовании электродвигателя составляет 80 миль, при работе ДУЗЦ достигает 320 миль (при скорости 3,5 узла) и 2000 миль (при семи узлах) с использованием устройства РДП. Наибольшая скорость в подводном положении – десять узлов, рабочая глубина погружения – 150 метров, автономность – до 20 суток.


Поскольку серийный образец электрохимического генератора (ЭХГ) на проекте 212А показал высокую эффективность и скрытность по сравнению с ДУЗЦ, их применение на СМПЛ итальянских проектов вполне возможно.


Компания COSMOS не слишком афиширует свой бизнес, особенно в свете того, что ее специалисты, вероятно, помогают создавать СМПЛ и СПД ряду не очень «демократических» стран. Достоверно известно, что субмарины типа SX756 поставлялись в Колумбию (две единицы), типа MG110/120 – в Пакистан (три) и в Южную Корею (девять). Велись переговоры о продаже СМПЛ с Малайзией и некоторыми другими государствами. Идеи и многие технологические решения, найденные ливорнской фирмой, использовались для разработки собственных сверхмалых подлодок Югославией, Ираном и Северной Кореей. Поэтому реальные объемы и номенклатура экспорта COSMOS (или иной компании, через которую он официально осуществляется) достоверно неизвестны.


Авианосные силы


В боевом составе итальянского флота находятся два АВЛ (Conte De Cavour и Giuseppe Garibaldi). На пути создания авианосных сил ВМС Италии длительное время преодолевали сопротивление Министерства обороны республики. Первоначально план постройки авианосца был замаскирован под концепцию разработки авианесущего крейсера (АВК) Giuseppe Garibaldi с разнообразным вооружением, в том числе и с противокорабельными ракетами (ПКР), которые в начале 2005-го сняли с корабля.


Со вторым АВЛ дело складывалось еще более сложно. Вначале предполагалось строить универсальный десантный корабль (УДК), поскольку проведенные в 90-е годы прошлого века исследования показали: допустимо иметь второй АВЛ с функциями УДК (концепция УДК-АВЛ), то есть выполняющий также штабные и десантные задачи. Однако на последних этапах разработки проекта удалось отказаться от док-камеры и десантно-высадочных катеров (ДВКА), трансформировав перспективный корабль в легкий авианосец-десантный вертолетоносец (АВЛ-ДВН), который обеспечивал вертолетную высадку десанта и выгрузку автобронетехники (АБТ) на пирс или на ДВКА через понтон.


Именно благодаря первоначальному фиктивному предназначению нового корабля в качестве УДК удалось удвоить водоизмещение нового авианосца. Его строительство началось в июле 2001-го. АВЛ несколько раз переименовывался: первое название – Luigi Einaudi, с 2002 года – Andrea Doria, с 2003-го – Conte di Cavour, в последнее время – Cavour.


Авианосец введен в состав ВМС в 2009 году, но некоторое оборудование и часть артиллерийского вооружения на нем отсутствовали и на начало 2012-го. С точки зрения техники кораблестроения это первый универсальный ударно-десантный корабль. В перспективе на АВЛ предполагается базирование многоцелевых истребителей (МЦИ) F-35. Строительство очередного легкого авианосца возможно лишь для замены АВЛ Giuseppe Garibaldi, сроки вывода которого из боевого состава ВМС пока не определены.


Амфибийные силы


ДК. Основу десантных сил Marina Militare составляют три десантных вертолетоносных корабля-дока (ДВКД) типа San Giorgio. Последний из них был передан в состав флота в 1994 году. На итальянских ДВКД нет ангара, что отличает их от зарубежных аналогов. Однако учитывая зону деятельности кораблей – в основном Средиземное море, это не считается большим недостатком. По некоторым данным, прошедшие модернизацию два ДВКД, имеющие сплошную полетную палубу и закрытую носовую оконечность, получили возможность размещать легкие вертолеты на палубе для АБТ, что практически сделало их мини-УДК.


ДКА. В строю находятся 13 десантных катеров (ДКА) типа LCM и 17 – типа LCVP. Планов строительства новых ДКА пока нет.

Многоцелевые силы


ЭМ. По состоянию на начало 2012 года в итальянских ВМС числилось два эсминца типа Luigi Durand de la Penne и два – Andrea Doria (программа HORIZON завершена). Второй и последний корабль второго типа вошел в состав Marina Militare в 2009 году. В отличие от Франции Италия некоторое время планировала постройку еще двух ЭМ данного типа, однако позже от этих намерений отказалась.


ФР. В итальянских военно-морских силах ныне насчитывается восемь фрегатов типа Maestrale и четыре – Artigliere. В настоящее время по программе FREMM осуществляется строительство двух и планируется постройка еще восьми кораблей этого класса: половина – в ударном варианте, половина – в варианте ПЛО. Первоначальная сумма контракта – 4,5 миллиарда евро. Итальянские фрегаты могут оказаться несколько дешевле французских, так как вооружение первых базируется на отработанных системах, внедренных на ЭМ программы HORIZON и на АВЛ Cavour. Эксперты не исключают, что и в данном случае, как и во Франции, вследствие роста цен программа может быть свернута.


В техническом плане итальянские ФР программы FREMM являются уменьшенной копией ЭМ программы HORIZON, но оснащены новой ГЭУ – дизель-газотурбоэлектрической установкой (ДГТЭУ), подобной той, что имеется на фрегате проекта 23 ВМС Великобритании.


КРВ. В строю Marina Militare осталось восемь корветов (КРВ) типа Minerva постройки 1987–1991 годов. На них уже не планируется размещение ПКР, как это было раньше. Более того, на четырех кораблях демонтированы зенитные ракетные комплексы и торпедные аппараты (ТА), что фактически превратило КРВ в патрульные корабли (ПК). Интерес ВМС Италии к корветам явно снизился и планов их строительства нет.


Патрульные силы


ПК. Marina Militare располагают десятью патрульными кораблями: шестью типа Commandante Cigala Fulgosi и четырьмя – Cassiopea. По оценке экспертов, ПК типа Commandante Cigala Fulgosi представляет собой хороший образец для создания многофункциональных кораблей с целью решения ограниченных боевых задач в Средиземном море или в другом закрытом районе.


ПКА. Некогда знаменитый итальянский «москитный флот» сократился до четырех патрульных катеров (ПКА) типа Esploratore, а новых планов развития этого класса боевых единиц нет.


Минно-тральные силы


В боевом составе итальянских военно-морских сил находится 12 базовых тральщиков (БТЩ): четыре типа Lerici, восемь типа Gaeta (улучшенный тип Lerici). Именно первые БТЩ явились теми единицами флота, которые выдвинули Италию на передовые позиции в мире по кораблям противоминной обороны (ПМО). Они строились двумя сериями: тип Lerici M-5550–5553 (первая) и тип Gaeta M-5554–5561 (вторая). Вторая серия отличается большим водоизмещением, несколько улучшенным вооружением и оборудованием. Даже Соединенные Штаты закупили итальянские технологии и построили для своих ВМС серию подобных БТЩ типа Osprey (сегодня все в резерве).


Корпус корабля, палубы и переборки, выполненные из армированного стеклопластика, обладают высокой ударостойкостью и низким уровнем магнитного поля. В отличие от других ТЩ корпус сделан в виде моноблочной, относительно толстой стеклопластиковой оболочки без набора. Такая конструкция оказалась весьма технологичной и приспособленной для крупносерийной постройки.


В качестве ГЭУ на корабле применена одновальная ДУ со вспомогательной энергетической установкой (ВЭУ) из трех выдвижных движительно-рулевых колонок (ВДРК) для режима поиска мин и удержания на месте. При обнаружении мин и маневрировании на минном поле используется ВДРК с гидравлическим двигателем, который обеспечивает движение корабля со скоростью до семи узлов. Мощность каждого ВДРК – 180 лошадиных сил. Для привода гидравлических двигателей есть две независимые системы (одна в работе, вторая в резерве) в составе двух малошумных 6-цилиндровых дизельных двигателей (ДД) по 450 лошадиных сил каждый, расположенных в отдельных звукоизолированных отсеках.


Впервые в мировой практике противоминное вооружение было представлено двумя необитаемыми подводными аппаратами (НПА) MIN-77 и Pluto. Кроме того, на корабле имеются декомпрессионная камера на двух человек и помещения на семь водолазов-подрывников. Сохранились на ТЩ и некоторые стандартные тралы.


Теперь в итальянской ПМО приоритет отдается созданию новых противоминных НПА и противоминных гидроакустических станций (ГАС), способных обнаруживать мины на глубинах от десяти до трехсот метров, а также оснащению ими наличных тральщиков – искателей мин (ТЩИМ) и других боевых надводных кораблей (БНК). В настоящее время планов строительства новых кораблей ПМО нет.


Производственный потенциал


Италия обладает одной из самых мощных и современных производственных баз кораблестроения в Европе. Итальянские корабелы накопили достаточный опыт, позволяющий им строить любые современные корабли и суда, за исключением оснащенных атомными энергоустановками (АЭУ). Страна полностью обеспечена всеми необходимыми комплектующими собственного производства. Многие агрегаты и образцы ВВТ выпускаются по лицензии, в частности газовые турбины, отдельные виды ракетного и минно-торпедного оружия, практически все радиотехническое вооружение.



Владислав Никольский, доктор технических наук, профессор


Николай Новичков, кандидат технических наук


Опубликовано в выпуске № 23 (440) за 13 июня 2012 года

Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2019, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна