России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
ВМС Индии в XXI веке — часть II

ВМС Индии в XXI веке — часть II

Основная задача – парировать рост китайской и пакистанской военной мощи


Окончание. Начало $this->regex_build_url( array( 'html' => 'http://vpk-news.ru/articles/8805', 'show' => 'читайте в предыдущем номере' , 'site' => 'out' ) , 'N' ) ($this->regex_build_url( array( 'html' => '//vpk.name/news/67906_vms_indii_v_xxi_veke__chast_i.html', 'show' => 'копия статьи' , 'site' => 'out' ) , 'N' ) на ВПК.name).


Газета «Военно-промышленный курьер» завершает статью, посвященную перспективам индийских военно-морских сил. Рассмотрены авианосные, амфибийные, многоцелевые, патрульные и минно-тральные корабли. «Прибрежная» концепция заменена «океанской». Тем не менее, несмотря на значительные усилия, промышленность пока не может полностью обеспечить ВМС современными оружием и комплектующими национальной разработки.


Авианосные силы


В настоящее время в боевом составе имеется один легкий авианосец (АВЛ) Viraat (тип Hermes) с базирующимися на нем самолетами вертикального взлета и посадки (СВВП) Sea Harrier FRS Mk 51 и вертолетами. Корабль вступил в строй в 1959 году и имеет значительный физический износ. В начале 2007 года была сформирована исследовательская группа для изучения возможности продления срока его эксплуатации до 2012-го. Исследовательская группа пришла к заключению, что продление срока эксплуатации до нынешнего года возможно после проведения определенного ремонта в дополнение к обычному периодическому обслуживанию. Необходимость этих работ вызвана отсутствием замены кораблю.


Программа создания собственного авианосца (АВ) ADS является второй по приоритетности после программы по строительству атомных подводных лодок (ПЛА). В 1989 году был объявлен план строительства двух АВЛ водоизмещением около 28 000 тонн и скоростью хода до 30 узлов. АВ этого типа должен был иметь рампу и нести СВВП. Предполагалось, что первый АВ вступит в строй еще в 1997-м. Но от этого плана отказались в середине 1991 года. Комитет по военным расходам предложил флоту разработать проект АВЛ с меньшим водоизмещением и характеристиками, аналогичными характеристикам итальянского АВЛ G. Garibaldi. Новый проект получил название «корабль ПВО».


К началу 2000 года Индия стала ориентироваться на корабль полным водоизмещением более 40 000 тонн и с самолетами обычного взлета (возможно, с трамплина) и посадкой.


В связи с приоритетным финансированием программы ATV было принято решение закупить готовый АВ. Наибольший интерес Индия проявила к российскому авианесущему кораблю (АВК) «Адмирал Горшков» проекта 11434. В 2004 году был подписан контракт на переоборудование этого корабля в АВС по проекту 11430 за 1,5 миллиарда долларов. При этом в 670 миллионов долларов были оценены работы по кораблю, а остальные средства выделялись на авиакрыло (МиГ-29К).


В это же время корабль был переименован в Vikramaditya («Всемогущий»). В 2005-м корабль с использованием 10 понтонов был заведен в наливной бассейн Севмашпредприятия (СМП) и затем поставлен на площадку перед цехом № 50.


В настоящее время на СМП в городе Северодвинске основные работы по корпусной части закончены и корабль планируется к передаче заказчику в декабре 2012 года.


Объем ремонтных работ на корабле значительно превысил согласованную сумму затрат. Это произошло по нескольким причинам: перевод котлотурбинной установки (КТУ) с мазута на дизельное топливо с заменой всех паровых котлов на более совершенные КВГ-3Д (изготовлено восемь для корабля и один – в запас), замена трубопроводов, протяжка 2400 километров кабелей (вместо 700) и демонтаж всех неиспользуемых кабелей, размещение ЗРАК «Каштан» или ЗРК Barak-1 вместо МЗАК АК630, запланированных первоначально, замена практически всего радиотехнического вооружения.


Все это привело к увеличению стоимости работ по кораблю на 1,2 миллиарда долларов. Выросла и цена МиГ-29К из-за новой авионики (требование индийской стороны).


В настоящее время Индии поставлено 16 многоцелевых истребителей (МЦИ) МиГ-29К (12 боевых и 4 учебно-боевых самолета), а также комплекс технических средств подготовки и обучения летного и инженерно-технического персонала. Ведется строительство следующих 29 МиГ-29К в соответствии с дополнительным контрактом, подписанным с Индией в марте 2010 года.


По мнению большинства экспертов, новый АВС программы ADS проекта 71 Vikrant скорее всего будет являться развитием проекта 11430 с полным водоизмещением более 45 000 тонн. Вместе с тем ряд экспертов сомневаются в создании нового АВ с трамплином, а не с катапультами. Во всяком случае информация о характеристиках нового АВС Индии и сроках его постройки многими экспертами считается недостаточно достоверной. Хотя все они уверены, что строительство АВС проекта 71 ведется, а сроки окончания его постройки точно не определены – вероятно, не позднее 2017-го. В долгосрочных планах имеется и намерение построить второй АВС этого типа.


Амфибийные силы


ДК. В составе ВМС на начало 2012 года имеются один десантно-вертолетный корабль-док (ДВКД) Jalashwa (бывший Trenton LPD-14 ВМС США) и 10 танкодесантных кораблей (ТДК) двух типов: Magar – пять единиц, Sharabh (проект 773 польской постройки) – пять единиц. Корабли типа Magar были созданы на базе ДК типа Sir Lancelot ВМС Великобритании.


Покупка в США выведенного из состава ВМС ДВКД Trenton LPD-14 означает резкий поворот в развитии амфибийных сил ВМС Индии от «прибрежной» концепции к «океанской». Теперь ударная сила авианосной многоцелевой группы (АМГ) будет подкрепляться мощью амфибийной группы во главе с ДВКД на всю глубину Индийского океана. Эксперты ожидают развертывание программы создания ДВКД (строительство или закупка).


ДКА. В настоящее время в составе ВМС имеется восемь десантных катеров типа LCU, но они ограниченно могут применяться как десантно-высадочные средства (ДВС) ДВКД. Можно ожидать начала строительства (или закупки в других странах) новых ДКА класса LCM, LCU и, возможно, LCAC, приспособленных для использования в качестве ДВС ДВКД.


Многоцелевые силы


ЭМ. К концу 2011 года в боевом составе ВМС находилось пять ЭМ типа Rajput (проекта 61MЭ) советской постройки и три ЭМ типа Delhi (проекта 15) национальной постройки. При проектировании ЭМ типа Delhi в качестве прототипа был использован ЭМ Rajput. Надо отметить, что новые корабли получились достаточно мощными, а внешний вид их весьма элегантен. Все ЭМ проходят модернизацию по усилению ПВО и УРО.


Так, на ЭМ вместо части малокалиберных зенитных артиллерийских комплексов (МЗАК) размещается ЗРК Barak-1. На первых трех ЭМ проекта 61МЭ ПКР типа П-20М заменяются на ПКР BrahMos PJ-10 в наклонных ПУ в носу. На двух последних ЭМ этого проекта – D54 и D55 – ПКР BrahMos PJ-10 размещаются в вертикальных пусковых установках (ВПУ) 3С-14Э вместо кормовой ПУ ЗРК «Волна-М», а взамен двух МЗАК АК630 размещается ЗРК Barak-1 (пока только на одном корабле).


Такая глубокая модернизация говорит о том, что последние два ЭМ этого проекта останутся в боевом составе и после 2020 года. Вероятно, в процессе модернизации на ЭМ проекта 15 ПКР «Уран-Э» будут заменены на ПКР BrahMos PJ-10.


Для замены первых трех ЭМ проекта 61МЭ строится три ЭМ типа Kolkata (проекта 15А). Корабли отличаются от своего прототипа архитектурой, в которой учтены требования технологии обеспечения малозаметности «Стелс», размещением ПКР BrahMos PJ-10 и ЗУР в ВПУ. В качестве основного ЗРК принят ЗРК Barak-2, а для самообороны на последнем рубеже размещен ЗРК Barak-1.


ФР. Если ЭМ имеют в качестве прототипа корабли СССР, то первые ФР ВМС Индии национальной постройки являются развитием кораблей этого класса ВМС Великобритании. Первые ФР типа Himgiri (в настоящее время три единицы в строю) практически полностью копировали английские ФР типа Leander. Последующие три ФР типа Godavari (проекта 16), сохраняя общие черты с первыми ФР, представляют собой значительно более крупные корабли со всеми видами оружия. Наиболее совершенные из них – корабли второй серии – три ФР типа Brahmaputra (проекта 16A).


А самыми современными являются три ФР типа Talwar (проекта 11356) российской постройки. Корабли несут самое совершенное оружие: ПКР Club-N в ВПУ 3С-14Э, ЗРК «Штиль-1/Ураган» и два ЗРАК «Каштан/Кортик».


Индийским ВМС эти корабли понравились, в связи с чем был размещен заказ еще на три ФР этого проекта второй серии в России. Их строительство началось в 2007–2008 годах в Калининграде, первый ФР был запланирован к передаче заказчику 27 апреля (азета «Военно-промышленный курьер» недавно писала об этом – $this->regex_build_url( array( 'html' => 'http://vpk-news.ru/news/684/', 'show' => 'http://vpk-news.ru/news/684/' , 'site' => 'out' ) , 'N' ). – Прим. ред.). Второй корабль намечено сдать в конце текущего года, а третий – в 2013-м.


Сумма контракта на три ФР второй серии составила 1,6 миллиарда долларов. Эти фрегаты будут иметь большее водоизмещение (примерно на 200–250 тонн).


В конце 2011 года в состав ВМС вошли три ФР типа Shivalik (проекта 17). Этот корабль был разработан на базе ФР проекта 11356 при технической помощи России (Северного проектно-конструкторского бюро) и канадской компании CAE. В качестве ГЭУ применяется дизель-газотурбинная установка (ДГТУ) с газотурбинным двигателем (ГТД) LM2500 и дизельным двигателем (ДД) французского типа.


В дальнейшем предполагается постройка еще семи ФР проекта 17А. В середине ноября 2006 года командование ВМС Индии направило предложение девяти компаниям из Франции, Италии, России, Южной Кореи, Испании и США на заключение контракта стоимостью около 6,6 миллиарда долларов (по другим данным, около восьми) на закупку одного и лицензионное производство шести ФР на индийских ССЗ.


В 2007 году Россия предложила Индии экспортную версию ФР проекта 22350 в рамках тендера на строительство семи единиц.


ВМС Индии к 2020 году будут иметь до пяти ЭМ и 16 ФР, оснащенных ВПУ 3С-14Э, из которой возможен запуск КРМБ, ПКР и ПЛУР. То есть более 20 боевых надводных кораблей (БНК) могут наносить удары КРМБ по наземным целям (НЗЦ). Поскольку ПКР BrahMos PJ-10 фактически является универсальным ракетным комплексом (РК), то все БНК с комплексом BrahMos способны поражать НЗЦ.


КРВ. В 2002 году завершена программа строительства восьми КРВ типа Khukri (четыре – проекта 25 и четыре – проекта 25A).


Однако КРВ этих типов, вероятно, не полностью удовлетворяют современным требованиям из-за отсутствия противолодочных возможностей, ангара для вертолета и малоэффективной ПВО. В связи с этим в 2007 году началось строительство серии новых КРВ проекта 28. Пока предполагается построить четыре единицы (есть планы позже построить еще восемь). Эти корабли имеют полное водоизмещение 2500 тонн, ПКР в ВПУ, ЗРК, ГАК и ангар для вертолета Ка-28. Их скорее можно отнести к малым ФР.

Патрульные силы


ПК. В составе ВМС имеется шесть ПК типа Sukanya (три построены в Южной Корее). В ближайшее время предполагается начать строительство и новых ПК (до четырех единиц) полным водоизмещением 2200–2300 тонн по программе PSON.


БКА. Ранее развитию ракетных катеров (РКА) в ВМС Индии уделялось значительное внимание и на них возлагались задачи непосредственно в прибрежной зоне. В настоящее время в боевом составе имеется 35 БКА, из которых 12 РКА проекта 1241РЭ (модификация 12411Т ВМФ СССР). Остальные являются патрульными катерами (четыре – проекта 1241ПЭ, восемь – типа SDB Mk3/5, семь – типа Nicobar и семь – типа Super Dvora). Существует вялотекущая программа замены старых ПКА на новые, однако наращивания численности ПКА не планируется.

Минно-тральные силы


Основу минно-тральных сил (МТС) составляют тральщики, построенные в СССР. На конец 2011 года в боевом составе осталось восемь морских тральщиков (МТЩ) типа Pondicherry (проекта 266МЭ). Дальнейших планов развития кораблей противоминной обороны (ПМО) пока нет, но МТС быстро стареют и, вероятно, в ближайшее время появится программа их обновления.

Есть проблемы


Надо отметить, что индийская кораблестроительная промышленность в начале XXI века превратилась в достаточно развитую отрасль. Но вместе с тем ее возможности пока весьма ограниченны из-за сравнительно слабого развития гражданского судостроения и недостаточного развития отраслей, поставляющих комплектующие. Большие трудности вызывает и освоение новых технологий, что ведет к увеличению сроков постройки кораблей по сравнению с ведущими странами мира в полтора-два раза.


Кораблестроение частично обеспечено отечественными комплектующими, но почти все они производятся по лицензиям и являются иностранными разработками 70–80-х годов. Уровень ракетного и минно-торпедного оружия пока соответствует уровню развития ведущих стран мира в 80–90-х годах. Большие надежды здесь возлагаются на совместные программы создания новых образцов вооружения (например программа BrahMos). Промышленность пока не может полностью обеспечить ВМС современной радиоэлектронной техникой (РЛС, средства связи). Аналогичная ситуация и с судовым энергетическим оборудованием. Практически все производимые в Индии энергетические установки изготавливаются по лицензии. Качество производства ГЭУ тоже вызывает нарекания. Так, для трех ЭМ проекта 15А Индия заказала гребные валы в России на ССЗ «Балтийский завод», так как качество валов собственного производства не устраивает.


В последние годы (после 2002-го) Индия начала экспортировать ПК и ПКА, но общий объем экспорта незначителен.


Владислав Никольский, доктор технических наук, профессор


Николай Новичков, кандидат технических наук



ДК – десантный корабль

ДКА – десантный катер

ЭМ – эсминец

ФР – фрегат

КРВ – корвет

ПК – патрульный корабль

БКА – боевой катер


Опубликовано в выпуске № 16 (433) за 25 апреля 2012 года

Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2020, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна