Обострение отношений между Россией и НАТО из-за размещения в Европе передовых позиций ПРО США может ускорить переоснащение ВВС и войск ПВО Беларуси. В частности, речь идет об усилении боевой авиации самолетами Су-30КН.
Как ни удивительно, но сделанное 7 декабря заявление начальника Генерального штаба Вооруженных сил Беларуси генерал-майора Петра Тихоновского о том, что имеются "достаточно серьезные" перспективы технического переоснащения белорусской военной авиации, не вызвало заметного отклика в среде экспертов.
А ведь после того, как весьма быстро подтвердились его слова о поставке в Беларусь зенитных ракетных комплексов "Тор-М2Э", есть все основания относиться к заявлениям начальника белорусского Генштаба с высокой степенью доверия. Осмелимся предположить, что в данном случае речь идет о проекте передачи так называемых индийских истребителей Су-30.
Напомню предысторию. 16 сентября московская газета "Коммерсант" сообщила, что Беларусь вскоре получит 18 самолетов Су-30К. Последние были переданы Россией Индии "во временное пользование" в 1997-1999 годах, на первом этапе российско-индийской сделки по поставке Дели истребителей Су-30МКИ.
Предполагалось, что самолеты версии "К", имеющие ограниченные ударные возможности, через некоторое время будут заменены на машины более продвинутой модификации "МКИ", способные применять управляемые ракеты класса "воздух - поверхность". Дело в том, что на момент заключения соглашения более совершенные Су-30МКИ еще не были запущены в серийное производство, так как у сторон имелись серьезные разногласия по поводу технических условий и состава комплектации для этих самолетов.
Учитывая, что пилотажные качества обеих машин практически одинаковы, прагматичные индийцы решили выиграть время и начать подготовку летного и технического персонала на самолетах, которые россияне могли поставить незамедлительно - Су-30К. Дальнейшие события подтвердили правильность такого подхода. Поставка 18 усовершенствованных истребителей Су-30МКИ состоялась только в 2007-2009 годах.
Высвободившиеся Су-30К долгое время находились на хранении в Индии. И лишь минувшим летом, со ссылкой на источники в российской авиационной промышленности, в интернет-изданиях появились сведения о том, что эти машины уже проходят предпродажную подготовку в цехах ОАО "558 Авиационный ремонтный завод" в Барановичах.
Чуть позже была названа и возможная страна-покупатель - Беларусь и даже сообщено, что "индийские" Су-30К подвергнутся в Барановичах не только ремонту, но и модернизации до варианта Су-30КН, имеющего более высокие боевые свойства (в том числе и возможность поражения наземных целей), чем базовая версия.
В принципе, ничего неожиданного в самом факте возможных поставок Минску этих истребителей нет. Ранее высокопоставленные белорусские военные и представители ВПК неоднократно заявляли о настоятельной необходимости приобретения самолетов этого типа. Глава государства Александр Лукашенко высказался на эту тему еще в 2005 году.
Но каждый раз, насколько можно понять, дело упиралось в дороговизну этих вооружений (один Су-30 тянет минимум на 35-40 млн. долларов) и отсутствие средств для приобретения в белорусском бюджете. И хотя остаточная стоимость каждого Су-30К из Индии (около 15 млн. долларов с учетом ремонта и модернизации до уровня Су-30КН) существенно меньше цены нового самолета такого типа, изыскать сумму для закупки целой партии машин в условиях кризиса белорусской экономики тоже проблематично.
Так что если оснащение белорусских ВВС и войск ПВО самолетами Су-30КН все-таки состоится, то, скорее всего, произойдет это на некоммерческой основе (безвозмездно, по взаимозачету, по ценам российского гособоронзаказа или по остаточной стоимости). Вероятность такого варианта развития событий ныне выглядит достаточно высокой в свете обострения отношений между Россией и НАТО по поводу выноса в Европу передовых позиций американской ПРО.
Не исключено и то, что белорусская программа модернизации Су-30К будет включать мероприятия по интеграции в комплекс бортового вооружения этого боевого самолета ракет российского тактического комплекса Club-А (в частности 3М-14АЭ) с дальностью стрельбы до 300 км. В этом случае белорусские Су-30КН могли бы рассматриваться в качестве действенного средства нейтрализации объектов американской ПРО при размещении их на территории Польши.
Справка
Авиационный вариант ракетного комплекса Club - Club-A предназначен для поражения в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью стационарных и малоподвижных наземных (береговых) и морских целей. Входящая в его состав дозвуковая крылатая ракета 3М-14АЭ предназначена для поражения наземных целей. Типовыми целями для высокоточной крылатой ракеты 3М-14АЭ являются наземные пункты управления войсками, склады вооружений и топлива, аэродромные и портовые сооружения.
В состав бортовой системы управления входят высотомер (типа РВЭ-Б), обеспечивающий скрытность полета над сушей за счет точного выдерживания высоты в режиме огибания рельефа местности, и система спутниковой навигации типа ГЛОНАСС или GPS, обладающая высокой точностью наведения. В дополнение ракета 3М-14Э оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-14Э.
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.