В 2011 году бразильские власти подумывали о серьёзном сокращении военных расходов. Тогда это было вызвано рядом причин, в том числе необходимостью выделить значительные средства на ликвидацию последствий стихийных бедствий. А в 2012 году оборонные расходы Бразилии могут значительно вырасти и составить 34,9 млрд. долларов (на 2009 год военные расходы были равны 23,9 млрд. долларов), при этом финансирование покупки новых вооружений и военной техники будет увеличено на 18%. Такую программу готовы представить правительству бразильские военные.
Военные считают, что «недофинансирование 2011 года» уже отрицательно сказывается на модернизации бразильских вооруженных сил, техники и вооружений и если не будут выделены дополнительные средства, Бразилия может оказаться неготовой к адекватному реагированию на усиление военных рисков, которые исходят из-за рубежа.
Понятно, что правительство умерит аппетиты военных, но вряд ли кардинально, гонка вооружений прочно вошла в жизнь планеты. Иначе Бразилия не сможет модернизировать старую военную технику. Так, согласно данным аналитического доклада Министерства обороны до половины вооружения ВС непригодны к использованию (доклад был обнародован весной 2011 года). Хуже всего дела обстоят в ВВС и ВМС. В Военно-воздушных силах из 789 единиц техники исправны лишь 357, из 208 самолётов истребительной авиации боеспособны лишь 85 истребителей. В ВМФ - из 318 боевых единиц боеспособными являются всего лишь 132, особенно плохое положение в области морской и палубной авиации. В сухопутных войсках Бразилии до трети техники не боеспособны.
К тому же намечены амбициозные проекты развития вооруженных сил:
- Это проект своего военно-транспортного самолёта (ВТС) Embraer KC-390. К середине 2012 года компания Embraer должна завершить этап технико-экономического обоснования проекта и утвердить окончательную конфигурацию ВТС. Первый полёт прототипа должен состояться в 2014 году. Данная программа была запущена бразильскими ВВС в апреле 2009 года, а в июле 2010 года Военно-воздушные силы подписали договор на приобретение 28 ВТС данного типа (среди них и топливозаправщики). Ещё несколько стран также готовы купить эти самолёты, среди них Аргентина, Колумбия, Чили, Чехия, Португалия. Данный самолёт должен прийти на смену самолетам Lockheed Martin C-130. В долгосрочной перспективе компания Embraer планирует создать на базе КС-390 коммерческий вариант грузового самолета, который может быть запущен в производство в Бразилии после 2018 года.
- В рамках проекта H-XBR лицензионная сборка 50 многоцелевых вертолетов EC725 Cougar, их строят по лицензии Eurocopter.
- В 2001 году по программе F-X был объявлен тендер на покупку партии многофункциональных истребителей, но не был реализован. В 2008 году тендер был возобновлён как F-X2 и опять приостановлен в 2010 году. Участниками бразильского конкурса на разных этапах были французский истребитель Dassault Rafale, шведский Saab JAS 39 Gripen NG, общеевропейский Eurofighter Typhoon, американский Boeing F/A-18E/F Super Hornet, российский Су-35. Весной 2011 года было сообщено, что конкурс будет возобновлён, как F-X3. Бразилия хочет получить 36 многофункциональных истребителей и возможность сборки на своей территории ещё до 84 самолётов. А также запчасти, РЛС с АФАР, ракеты класса «воздух-воздух» малой и средней дальности, управляемые авиабомбы, техподдержку самолётов на 10-летний срок. Сумма контракта может составить 6-12 млрд. долларов. Для бразильских ВС это очень важная программа, так как Военно-воздушные силы очень нуждаются в новых истребителях.
- Проектирование и ввод в строй новой системы спутниковой связи SISCOMIS.
- В 2010 году был обнародован план создания нового подводного флота Бразилии, из 21 субмарины. 20 ПЛ должны быть дизельными – 15 новых и 5 отремонтированных. Помогут в этом французы: так 4 ПЛ первой серии будут представлять собой модификацию французской субмарины Scorpene. После выполнения этой программы подводный флот Бразилии станет сильнейшим в Южной Америке. Одна ПЛ будет атомной, заложив основу для будущих бразильских АПЛ. Атомную субмарину планируют построить до 2021 года.
- Объявлен тендер на поставку 11 фрегатов для ВМС Бразилии, его стоимость 3,1 млрд. евро. В нём участвовали Испания, Италия, Франция, Великобритания, Германия, Южная Корея. Испанская кораблестроительная корпорация Navantia на прошедшей выставке вооружений LAAD-2011 предложила бразильским ВМС фрегаты класса F-100 Álvaro de Bazan, оснащенные многофункциональной боевой системой AEGIS. По условиям тендера, объявленного Бразилией, страна должна получить технологии и построить часть кораблей на бразильских верфях.
Против кого?
Естественно бразильские военные не сказали прямо, кого опасаются. Они указывают на необходимость создания мобильной армии (бразильские ВС численностью более 300 тыс. человек, являются самыми большими в Южной Америке), которая будет способна в самые кратчайшие сроки отразить любые вызовы со стороны потенциального противника.
Старый соперник – Аргентина, в настоящее время экономический партнёр Бразилии в рамках организации МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки). В 2010 году в этой организации был утвержден общий Таможенный кодекс. Он должен привести к завершению формирования Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР.
Венесуэла в настоящее время Бразилии не противник: во-первых, слишком разные «весовые категории» (мощность экономики, численность населения и т. д.), во-вторых, у Уго Чавеса проблем хватает с Колумбией, происками США. Поэтому, обе страны развивают взаимовыгодное сотрудничество.
Видимо, ответ в том, что Бразилия планирует стать одним из самостоятельных центров силы в мире. А для этого нужны мощные вооруженные силы. Прошли те времена, когда США полностью определяли курс внешней политики Бразилии. Хотя ссориться с Вашингтоном в Бразилии не собираются. Сильная армия и флот нужны, чтобы отстоять шельфы, огромные запасы пресной воды и другие природные ресурсы этой большой страны.
США и Запад постепенно начинает усиливать внимание к Южной Америке и Бразилии, которые стали слишком самостоятельными. Как и российскую Сибирь, бассейн Амазонки всё чаще называют «всемирным достоянием» - это «легкие планеты» с огромными вечнозелёными массивами и огромная река Амазонка, которая выбрасывает в Атлантический океан около 15-20% всей пресной воды, получаемой Мировым океаном. С учётом мировой проблемы воды, это весьма ценное достояние.
Западные правозащитные организации регулярно поднимают вопрос о «уничтожения среды проживания индейцев». В Бразилии расценивают это, как поддерживаемый Западом сепаратизм индейцев. Кроме того, бразильские власти упрекают в плохой борьбе с наркотрафиком. Бразильскую территорию колумбийская мафия использует, как путь транспортировки кокаина в Европу. Некоторые европейские политики договорились до того, что сообщили о возможности высадки «ограниченного контингента» миротворческих сил в приграничные с Колумбией бразильские районы.
В Бразилии опасаются, что спецслужбы США могут реанимировать старые территориальные споры с соседями.
Самсонов Александр
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
• Airbus Helicopters • Dassault • EF-2000 • Embraer • F-18 • Gripen NG • KC-390 • Lockheed-Martin • Rafale • SAAB • Scorpene • Super Hornet • Аргентина • АФАР • Боинг • Бразилия • Великобритания • Венесуэла • Германия • Испания • Италия • Колумбия • Корея • Навантиа • Португалия • Россия • С-130 "Геркулес" • Су-35 • США • Франция • Чехия • Чили • Швеция •