Военные эксперты России обеспокоены планирующимися США и их союзниками закупками более 2000 истребителей пятого поколения F-35 разных модификаций. Отечественные конструкторы не смогут быстро создать замену устаревшему морально и технически МиГ-29 (для этого может потребоваться от 15 до 20 лет), а это может снизить позиции России на мировом рынке военной авиатехники, считают они.
Со слов источника в Министерстве обороны, предполагаемое в 2013-2014 годах начало производства Миг-35 на нижегородском заводе «Сокол» оказалось под вопросом. Пока руководство не отказалось от этих планов, но по оценкам экспертов, из-за приближения МиГ-35 к верхней границе стоимости и максимальной массы (более миллиарда рублей и 30 тонн соответственно) не исключено, что предпочтение будет на стороне модернизации имеющегося парка машин МиГ-29.
Напомним, что в этом году Миг-35 потерпел неудачу на конкурсе ВВС Индии на поставку среднего многоцелевого истребителя на сумму 10 миллиардов долларов. Тогда фаворитами Индии оказались Rafale из Франции и европейский Eurofighter Typhoon. По словам Игоря Коротченко, Индия не хочет попадать в военно-техническую зависимость от других государств, а с Россией у нее подписано уже много авиационных контрактов. В общем объеме экспортных поставок всего российского оружия Индия занимает более половины от 10,1 миллиарда долларов за 2010 год. Видимо, эти причины стали определяющими при решении дальнейшей судьбы Миг-35.
Так как шансов у МиГ-35 теперь немного, надежды ВВС на обновление воздушного парка теперь связаны с истребителями компании «Сухой» Су-27СМ3, Су-30СМ, Су-35С. Основополагающую роль сыграло при этом заявление компании о проведенных накануне успешных испытаниях истребителя Су-35, показавших превосходство летных характеристик над зарубежными аналогами. Разработчики «Сухого» утверждают, что Су-35 превзошел боевые показатели таких машин, как Rafale и EF-2000, а также модернизированных F-15 и F-16, F-18 и Mirage 2000. Но все-таки не хотелось бы отказываться и от такой хорошей машины, как МиГ-35.
Многоцелевые истребители поколения «4++» МиГ-35 представляют собой развитие модели МиГ-29 в направлении улучшения боевых и эксплуатационных характеристик. При их разработке были учтены и воплощены в жизнь требования по интеграции в бортовые системы радиоэлектронного оборудования информационно-прицельных систем пятого поколения. Эти системы включают в себя многофункциональную РЛС «Жук-АЭ» с активной фазированной решеткой, которая за счет расширенного диапазона частот позволила увеличить количество и дальность обнаруживаемых и сопровождаемых целей, достичь возможности работы одновременно по воздушным и наземным целям. Отличительными особенностями РЛС являются повышенная помехоустойчивость и живучесть.
ОЛС (оптико-локационная станция) с инфракрасной, лазерной и телевизионной прицельной аппаратурой обеспечивает распознавание и захват целей в круговом секторе с измерением расстояния до них независимо от времени суток и освещенности. Дальность обнаружения танка 20 км., катера 40 км. Помимо встроенной системы, самолет обладает подвесной ОЛС в контейнере. Оптико-локационная станция вместе с нашлемной системой целеуказания интегрированы в систему управления вооружением самолета.
Комплекс обороны в МиГ-35 представлен средствами радиоэлектронной разведки и радиопротиводействия. Для обнаружения летящих ракет и лазерного облучения самолета на дальностях до 30 километров предусмотрена эффективная оптико-электронная система. В боевых условиях применяется система выброса ложных целей, сбивающая прицеливание противнику в инфракрасном и радиолокационном режимах. Бортовой комплекс обороны способствует повышению выживаемости машины в бою.
Силовая установка включает в себя 2 двигателя ТРДДФ РД-33МК с увеличенной до 5400 кгс. тягой и новой электронной системой управления с полной ответственностью типа FADEC. В двигателях применена модульная конструкция, что повышает их надежность и общий ресурс до 4000 часов. По желанию заказчика самолет может быть оснащен вариантом двигателей РД-33МК с отклоняемым вектором тяги, подвижные сопла которых отклоняются на угол до 15 град. по вертикали и до 8 град. по горизонтали, отработанным на опытном образце МиГ-29 ОВТ, это обеспечивает машине подавляющее преимущество в условиях высокоманевренного воздушного боя.
Надежности самолета уделено особое внимание, практически все системы дублированы. На борту стоят две взаимозаменяемые БЦВМ, одна из которых постоянно находится в режиме ожидания. В системе электроснабжения имеются 4 генератора, вдвое больше чем на его предшественнике МиГ-29. Каждый двигатель имеет свою выносную коробку агрегатов, которая обеспечивает самолет электрической и гидравлической энергией. При неработающих двигателях привод коробки от стартеров позволяет полностью проверить все системы самолета без подключения внешних источников питания. Это дает возможность МиГ-35 работать на необорудованных аэродромах.
Вооружение самолета состоит из 30-мм пушки ГШ-301. На 9 внешних подвесках можно разместить до 4500 кг вооружения в различной комплектации. Сюда входят управляемые ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-27 и РВВ-АЕ, противокорабельные ракеты Х-31 А и Х-35, противорадиолокационные Х-31 П. Ракеты класса «воздух-поверхность» Х-25 МЛ, Х-29, неуправляемые ракеты. Возможна подвеска корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л и свободнопадающих бомб калибром от 100 до 500 кг, баков с напалмом. Предусмотрена также подвеска контейнеров с различным оборудованием радиоэлектронной борьбы и лазерными дальномерно-целеуказательными станциями.
Как видно из приведенного выше описания, самолет вполне конкурентоспособен и было бы крайне неосмотрительно на стадии полной готовности сворачивать его производство.
Макаров Роман
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.