27 апреля индийское правительство окончательно огласило двух оставшихся претендентов, которые будут оцениваться в рамках контракта на закупку индийскими ВВС многофункционального истребителя средней дальности (MMRCA). Потребность в подобном самолете впервые была озвучена в 2001 г. В августе 2007 г. был объявлен тендер стоимостью 10 млрд. долл. на закупку 126 истребителей, который изначально рассматривался как соревнование легких истребителей, призванных заменить 200 с лишним индийских перехватчиков МиГ-21. Но по прошествии нескольких лет тендер вылился в более крупную программу, которая должна была заменить также самолеты МиГ-27 и Jaguar, кроме того, к ее реализации должен был быть привлечен индийский субподрядчик.
В гонке участвовали шесть претендентов: Rafale (Dassault), F-16IN (Lockheed Martin), F/A-18E/F (Boeing), Gripen (Saab), Typhoon (Eurofighter) и МиГ-35 (РСК «МиГ»). Индийская компания Hindustan Aeronautics Ltd была выбрана в качестве производственного агента с целью координации лицензионного производства истребителей.
На сегодняшний день соревнование идет между двумя европейскими продуктами – Rafale и Typhoon, Индия проводит оценку обоих предложений, окончательное решение может быть принято весной 2012 г. Выбор победителя без сомнения будет в первую очередь вызван политическими факторами, но также техническими и финансовыми аспектами. Несмотря на это эксперты AFM дают свое видение ситуации с каждым из оставшихся претендентов в сделке, которая является ключевой для будущих экспортных продаж. Дж. Лейк (John Lake) описывает ситуацию с Eurofighter Typhoon, а Ф. Лер (Frédéric Lert) высказывает свое мнение о Rafale.
Eurofighter Typhoon – лучшая ставка в индийской игре
На сегодняшний день Rafale находится на передовых позициях благодаря широкому спектру применяемого с него вооружения «воздух-земля», но потенциал Typhoon намного больше, и на тот момент, когда индийский MMRCA поступит в войска, Typhoon будет самым лучшим вариантом.
Хотя оба самолета будут и дальше совершенствоваться и улучшаться в промежутке между сегодняшним днем и вводом состав индийских ВВС, за это время баланс склонится в пользу Typhoon, благодаря большему числу эксплуатантов, которое обеспечивает большую безопасность и уверенность в финансировании всех нововведений, а также большей численности действующих машин (которые уже перевалили отметку в 100000 налетанных часов), имеющих значительно больший налет. Это означает большую степень доведенности самолета и большую степень доверия со стороны эксплуатанта, а также наличие возможности по разделению бремени по тренировке, обслуживанию и поддержке жизненного цикла, а также экономии издержек при будущих модернизациях.
Typhoon дает возможность проведения долгосрочной модернизации по причине того, что он хорошо освоен ВВС стран-получателей, а кроме того обеспечен необходимым финансированием. Напротив, Индия может стать первым экспортным заказчиком по программе Rafale, которая страдает от недофинансирования и резко сокращенными объемами производства, и темпы модернизации вероятнее всего также будут страдать по тем же причинам. Представляется, что Индия окажется в ситуации, когда она будет вынуждена обеспечивать необходимое финансирование для тех усовершенствований и модернизаций, которые могут потребоваться в будущем.
Лучшие характеристики
С учетом того, что многолетнее численное преимущество индийских ВВС над своим пакистанским соседом в последнее время значительно сократилось, а сотрудничество Пакистана с Китаем растет (о чем свидетельствует программа истребителя JF-17), индийские ВВС столкнулись с реальной опасностью утратить численное превосходство, а также противостоять противникам, имеющими на вооружении значительное число самолетов класса Су-27/J-20. Индии необходимо получить господство в воздухе перед лицом более многочисленного противника, а при покупке Rafale Индия просто продублирует свои уже имеющиеся возможности, обеспечиваемые истребителями Су-30МКИ, вместо того, что их расширить и усилить. Су-30МКИ и Rafale могут дать определенное превосходство над этой угрозой, но комбинация истребителя Typhoon, ракет Meteor и ASRAAM дает веский аргумент для претензии на господство в воздухе, особенно в контексте вероятного поля боя, которое отличается ярко выраженным высокогорным рельефом. Возможности Typhoon по поражению целей на большой дальности в сравнении с Rafale, представляются, пожалуй, ключевым преимуществом для Индии.
Одна из причин превосходства Typhoon лежит в области его мощных двигателей EJ200, которые придают самолету выдающиеся характеристики во всем диапазоне режимов полета, в условиях высокогорья и жаркого климата, обеспечивают отличные взлетно-посадочные характеристики, непревзойденную скороподъемность, а также отличаются избыточной мощностью, что позволяет активно маневрировать с тяжелой внешней подвеской вооружения. В ходе испытаний в Индии, было доказано, что с типичной нагрузкой (60-70% топлива во внутренних баках, ракеты ближнего и дальнего радиуса действия, две единицы вооружения «воздух-земля» и подвесной топливный бак), только Eurofighter и МиГ-35 имели тяговооруженность, превышающую 1: 1. Чем больше это соотношение, тем лучше боевые характеристики (как в ближнем, так и в дальнем бою), поскольку наличие возможности получить и использовать дополнительную мощность является решающей для успеха в бою. На высоте более 12 км, Typhoon превосходит Rafale практически во всех отношениях, включая скороподъемность, радиус разворота, уровень перегрузки и боевой потолок. Typhoon может летать на сверхзвуковой скорости без использования форсажного режима с полной нагрузкой ракетами «воздух-воздух» и полным запасом топлива, в то же время, имеются отчеты, в соответствии с которыми Rafale не может выходить на подобный режим со значительной внешней нагрузкой, или этот режим может достигаться в течение небольшого отрезка времени. Считается, что Rafale не хватает мощности, особенно в условиях высокогорья и жары, а программа модернизации двигателей М88 не финансируется.
После испытаний, проведенных на территории Индии, сообщалось, что Typhoon стал единственным самолетом, который с одним работающим двигателем смог сделать проход над взлетной полосой, уход на второй круг, и фактическую посадку на высокогорный аэродром Лех, причем на нем был полный боекомплект ракет «воздух-воздух» и три ПТБ. При этом перед посадкой на одном двигателе самолет показал приемы воздушной акробатики.
Лучшее оборудование
Хотя Rafale, как представляется, может получить преимущество благодаря профинансированной и серийно выпускаемой РЛС с АФАР, маленький нос самолета ограничивает возможности и дальность обнаружения РЛС. Как сообщалось, характеристики РЛС Captor с механически управляемой антенной произвели впечатление на индийцев, и РЛС соответствует требованиям индийских ВВС, кроме того для Typhoon ведется разработка РЛС с АФАР. Больший по размерам носовой конус и значительная энергетика позволяют установить на Typhoon более крупную РЛС с АФАР, чем на Rafale. Кроме того, наличие подвижной антенны значительно увеличит характеристики РЛС благодаря расширенному диапазону покрытия, упростит обнаружение целей на большой дальности и значительно улучшит возможности ведения дальнего воздушного боя по сравнению с фиксированной антенной. Другое преимущество Typhoon заключается в наличии легкой бифокальной нашлемной системы целеуказания, которая в настоящее время стала поступать на вооружение. Это обеспечивает Typhoon преимущества в бою в ближнем маневренном бою, в то время как от разработки аналогичной системы Gerfaut для Rafale похоже отказались.
Многофункциональность
Typhoon не является исключительно истребителем завоевания господства в воздухе, как его частенько описывают. Даже на сегодняшний день базовый Typhoon первого транша обладает полноценной многофункциональностью, что было доказано истребителями Королевских ВВС (RAF) в ходе операции Ellamy в Ливии, когда они обеспечивали не только ПВО и прикрытие, но и осуществляли вылеты для поражения наземных целей. Typhoon смог сам «подсвечивать» цели для управляемых бомб Enhanced Paveway II при помощи подвесного контейнера Litening III, и причем продемонстрировал это в ходе боевых действий в Ливии. Источник в RAF, сравнивая относительные характеристики обоих самолетов в ходе ливийской компании, отметил, что «следует подчеркнуть, что Rafale действовали со своей основной операционной базы и были обеспечены всем необходимым, в то время как Typhoon применялись с передовой площадки, и при этом достигли высокого процента боеготовности и добились высоких результатов, без, к примеру, осуществления вынужденной посадки на Мальте».
Безусловно, на покупку современного истребителя влияют не только и не столько характеристики самолета Х или самолета Y, политические факторы неизбежно будут играть существенную и очень часто решающую роль. В этом случае Typhoon (совместный продукт четырех стран), вероятно, дает больше преимуществ, чем Rafale (исключительно французский продукт) – ибо в число эксплуатантов Eurofighter входят наиболее влиятельные страны ЕС/НАТО, а также «Большой восьмерки», владелец самых крупных мировых запасов нефти и самый крупный экспортер нефти – очень привлекательные партнеры для Индии.
Rafale для Индии: шанс на всю жизнь
Имея доведенный, проверенный в боевых действиях самолет, а также четкий план дальнейшего развития, у компании Dassault есть все основания рассчитывать на успех. Тем не менее, экспортный контракт на Rafale является жизненно необходимым для французского производителя с целью сохранения работающей производственной линии в следующем десятилетии. Франция заказала 228 самолетов для оснащения ВВС и 58 – для ВМС. К настоящему времени в четырех траншах заказано 180 самолетов, из которых к концу июня 2011 г. поставлено 98. При темпе производства один самолет в месяц (самый минимально возможный уровень) производство обеспечено до 2019 г.
После существенного экспортного успеха, который пришелся на долю семейств истребителей Mirage III, Mirage F1 и Mirage 2000, Dassault все еще ожидает прорывного контракта с Rafale. Французское правительство и французская авиационная промышленность организовали т. н. «Команду Rafale», которая быстро стала называть международный климат и гегемонию США в качестве основных причин неудач их продукта.
Доведенный самолет
С 2001 г. Rafale принял участие в двух конфликтах – Афганистане и Ливии, с него было произведено 10 пусков крылатой ракеты SCALP-EG (французский аналог британской Storm Shadow), сброшено несколько сотен управляемых бомб, совершены боевые вылеты продолжительностью сотни часов. Чернила в штампе «проверено в боевых условиях» высохли задолго до того, как Eurofighter смог проявить свой темперамент. Rafale ВМС Франции совершил первый боевой вылет неподалеку от пакистанского побережья в декабре 2001 г. в рамках операции Enduring Freedom. В 2007 г. первые Rafale F2 (обладающие возможностью применять вооружение «воздух-воздух» и «воздух-земля») сбросили первые УАБ с лазерным целеуказанием. С тех пор самолету были добавлены новые возможности, а весь наличный парк был модернизирован в вариант F3. Одноместные машины и «спарки» на самом деле обладают многофункциональностью, могут использоваться для решения задач ПВО, разведки, дальнего поражения целей при помощи КР SCALP-EG, противокорабельных операций с ПКР Exocet Block 2, проведение разведки с использованием контейнера AEROS Reco-NG, непосредственной поддержки и прикрытия войск, осуществления заправки одним самолетом другого, а также нанесения ядерных ударов при помощи ракеты ASMP-A.
Ключевым элементом ударного потенциала для работы «по земле» является система AASM (или SBU-38 Hammer) разработки компании Sagem, которая была создана в самом начале карьеры Rafale для оснащения всего парка самолетов. Эта «умная» бомба, оснащенная ракетным двигателем, может поражать движущиеся цели на расстоянии 60 км, причем запускаться при больших углах атаки самого самолета, в направлении 360 градусов от самолета. Каждый самолет может нести до шести AASM, которые могут запускаться одновременно по шести различным целям.
В центре внимания в Ливии
Операция НАТО против Ливии дала Rafale отличный шанс оказаться в центре внимания и показать свою многофункциональность. При вылетах на непосредственную поддержку войск, в случае необходимости самолет мог переключиться на атаку наземных целей, разведку, и нанесение ударов в глубоком тылу, что как раз и соответствовало тем требованиям, которые французские ВВС и ВМС выдвигали к самолету 25 лет назад.
Компания Dassault подчеркивает, что самолет самостоятельно смог проникнуть в воздушное пространство Ливии, провести сложную операцию по завоеванию господства в воздухе в районе Бенгази и в то же время прикрывать Mirage 2000D при помощи комплекса РЭБ Spectra и ракет MICA. С учетом значительного числа комплексов ПВО, имевшихся в районе, эти операции рассматривались большинством аналитиков как весьма рискованные, но в конечном счете они были выполнены очень успешно и без потерь со стороны французов. Когда спустя несколько часов при мощном содействии США началась основная воздушная операция, Rafale был легко интегрирован в союзную сеть управления и контроля (С2), пользуясь преимуществами системы обмена данными Link 16.
Находясь на корсиканской авиабазе Соленцара (Solenzara), с которой выполнялось большинство боевых вылетов, компания Dassault отмечала, что для обслуживания Rafale требуется незначительное число персонала. По данным Dassault, в среднем требовалось три человека из технического персонала, которые в течение восьми часов снова могли подготовить самолет к вылету. Для иллюстрации этого тезиса, компания заявляла, что для обслуживания подразделения из семи самолетов из Сен-Дизье на Корсику было направлено 63 специалиста наземных служб.
«Дорожная карта» на будущее
Rafale стал первым европейским самолетом, оснащенным РЛС с АФАР. Несмотря на относительно небольшой диаметр антенны, РЛС Thales RBE2, как сообщается, имеет дальность обнаружения целей 130 км и может одновременно сопровождать до 40 целей. Планами предусматривается модернизация всех самолетов с пассивной ФАР начиная с 2013 г., и, по заявлениям производителя, новая РЛС более чем вдвое превосходит предыдущий образец. По словам Thales, «замена РЛС с ПФАР на РЛС с АФАР занимает два часа, после чего полностью готова к работе».
Вызовом является силовая установка: тяга двигателя на форсажном режиме М88 достигает 7,5 тонн, что на 1,5 тонны меньше двигателя EJ200, установленного на Eurofighter. Эту ситуация изменится, если Rafale будет успешным на экспортных рынках, в этом случае компания Snecma предложит двигатель М88 с тягой девять тонн, что потребует увеличить сечение воздухозаборников на 2.5 см для увеличения объема поступающего в двигатель воздуха. Имеются слухи о том, что на индийские Rafale могут быть установлены двигатели Kaveri местного производства, который уже пользуется значительной помощью со стороны Snecma.
Ключевым элементом международных продаж боевых самолетов является предлагаемая оффсетная программа. Франция никогда не стеснялась передавать высокие технологии, и Dassault без сомнения напомнит своим индийскими партнерам о том, что намного проще вести переговоры об оффсетах с одним партнером, а не четырьмя членами европейского консорциума.
Перевод Андрея Фролова
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
• Aeros • ASRAAM • Dassault • EF-2000 • F-16 • F-18 • Gripen NG • J-20 • Kaveri • Lockheed-Martin • Meteor MBDA • Mirage-2000 • Rafale • SAAB • Safran • Super Hornet • Thales • АФАР • Афганистан • Боинг • Великобритания • Индия • Китай • Ливия • МиГ РСК • МиГ-21 • МиГ-27 • МиГ-35 • НАТО • Пакистан • Су-27 • Су-30 • Су-30МК • США • Франция • Ядерный щит •