России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Подставки оружия

Подставки оружия

На днях Иран обратился в международный суд с иском против России, которая отказалась выполнять контракт на поставку пяти дивизионов зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-300-ПМУ1. Причиной срыва контракта, сумма которого составляет 800 млн долларов, стали санкции ООН, которые запрещают поставки в Иран в том числе и зенитно-ракетного вооружения. Для российской оборонки, которая сегодня стремительно теряет позиции на мировом рынке вооружений, такой поворот событий пойдёт явно не на пользу. Впрочем, отечественный ОПК сегодня лишается огромных денег не только по вине большой политики.

Попадают ли российские ЗРК под действие санкций ООН, вопрос на самом деле дискуссионный. Согласно резолюции Совбеза ООН от 9 июня 2010 года ограничения накладываются лишь на стационарные и переносные системы ПВО, тогда как С-300-ПМУ1 является передвижным комплексом. Иранские власти считают, что иск заставит Россию выполнить условия ранее заключённого контракта. Но в том, что С-300 будут в итоге поставлены в Иран, эксперты сомневаются.

В список попали, например, трансформаторы для Миг-29, основные стойки шасси для Су-30МКИ, запчасти для транспортных самолётов Ил-76 и Ил-78, вертолётов Ми-26 и Ми-17, радиолокационных станций и так далее. Найти всё это добро в России в нужном количестве и в нужные сроки индийцы не смогли.Ранее по тем же политическим мотивам российские оружейники не смогли заключить контракты с Сирией. Это касается поставок на Ближний Восток ракетных установок «Искандер-Э». Известие о том, что Дамаск сможет получить такое оружие, вызвало бурное негодование в первую очередь Израиля, который посчитал, что «Искандеры» могут быть обращены против него. Позицию Израиля поддержали США и другие ключевые члены НАТО. Под таким натиском Россия официально отказалась от поставок ракет в Сирию в 2005 году, хотя в СМИ периодически вбрасывается информация о том, что контракт всё-таки может быть заключён. По мнению экспертов, «сирийскую ракетную тему» российские власти используют как один из рычагов противодействия расширению американской системы противоракетной обороны. Система превратилась в этакое пугало, правда, как показывает время, не очень эффективное. Так или иначе, а контракт на поставку ракетных комплексов так и не был заключён. По приблизительным оценкам, его стоимость могла составить около 300 млн долларов.

А в 2009 году был сорван заключённый в 2007 году контракт на поставку Сирии восьми истребителей-перехватчиков Миг-31Э. Вместе с элементами наземной инфраструктуры общая сумма сделки составляла 400–500 млн долларов. Отечественному ВПК и здесь перебежал дорожку Израиль, который посчитал, что Миг-31 может представлять угрозу безопасности страны. С одной стороны, такие заявления выглядят странными: Миг 31Э – это в общем-то оборонительное вооружение и используется для перехвата воздушных целей, но с другой – он может быть использован и в случае вооружённой агрессии над территорией противника. Дальность применяемых на Миг-31 ракет «воздух – воздух» составляет более 100 километров, и наличие такого комплекса у страны-агрессора может серьёзно повлиять на расстановку сил на театре военных действий. Поэтому опасения Израиля, которому уже приходилось обороняться от сирийских войск, в чём-то и справедливы.

Крупнейшим же провалом России на международном рынке вооружений за последнее время стал отказ Индии в апреле 2011 года от закупки самолётов Миг-35 (модернизированный Миг-29) на сумму около 10 млрд долларов. В гонке за контракт века сегодня участвуют европейские концерны Dassault Aviation c истребителем Rafale и концерн EADS с Eurofighter Typhoon. По мнению индийцев, Миг-35 не отвечает современным требованиям, так как самолёт был разработан ещё в 70-х годах минувшего столетия. В частности, нарекания индийских военных вызвали установленные на Мигах двигатели РД-33МК (модернизированная версия РД-33 1972 года выпуска). Всего же список претензий к машине, из-за которых Россия выбыла из тендера, состоит из 14 пунктов.

Представители российского авиапрома как бы в оправдание неудачи тогда заявили, что помимо российского истребителя из конкурса вылетели американские F-16 и F/A-18. Но в отличие от истории с Мигами провал американцев был обусловлен вовсе не техническими причинами. Одним из главных условий контракта стало то, что помимо непосредственно «железа» поставщики должны были передать заказчику и часть технологий, но американцы в отличие от российской стороны делать это категорически отказались.

Другим серьёзным провалом стал отказ всё той же Индии в 2009 году от закупки российских самолётов-заправщиков Ил-78 (построен на базе Ил-76, который был запущен в серию в 1973 году). Своё предпочтение индийские генералы отдали европейскому заправщику A330MRTT. По словам экспертов, несмотря на то что Airbus в несколько раз дороже российской машины, индийцы выбрали её в первую очередь из-за того, что A330MRTT – машина сравнительно новая, строить инфраструктуру под устаревший Ил-78 индийцы посчитали неоправданной затеей. Правда, в 2010 году индийский минфин опротестовал контракт с Airbus – по его мнению, его сумма была слишком обременительной для бюджета. Новый тендер на поставку заправщиков был объявлен в начале 2011 года, в нём будет также участвовать и Ил-78, правда, его шансы на победу эксперты оценивают как невысокие. Скорее всего французы согласятся подвинуться в цене.

Справедливости ради стоит заметить, что Индия всё чаще отказывается от российского вооружения не только потому, что многие его образцы морально устарели. Последнее время Дели проводит политику диверсификации вооружений – военную технику закупают и в России, и в Европе, и в США. Таким образом Индия убивает сразу несколько зайцев: во-первых, её вооружённые силы не находятся в зависимости от одного конкретного экспортёра (который вполне может оказаться на стороне гипотетического противника), во-вторых, это позволяет Индии поддерживать хорошие отношения с государствами-поставщиками, и, наконец, очевидно, чем больше стран поставляют в страну технику, тем шире доступ к передовым военным технологиям, которые индийцы сегодня вполне успешно осваивают и применяют при производстве собственного вооружения.

Есть мнение, что российская техника всё меньше пользуется спросом на международном рынке вооружений не только в силу своей архаичности. Нарекание вызывает и послепродажное обслуживание техники. Психология российских производителей: главное – продать, а там хоть трава не расти. Дело доходит до немыслимых ранее вещей. Так, например, в апреле 2011 года всё та же Индия, отчаявшись выбить из России запчасти для боевой техники, объявила международный тендер на закупку комплектующих для российской техники. В список попали, например, трансформаторы для Миг-29, основные стойки шасси для Су-30МКИ, запчасти для транспортных самолётов Ил-76 и Ил-78, вертолётов Ми-26 и Ми-17, радиолокационных станций и так далее. Найти всё это добро в России в нужном количестве и в нужные сроки индийцы не смогли. Одной из причин такой неблаговидной для российских экспортёров ситуации специалисты называют серьёзные бюрократические барьеры, которые препятствуют поставке комплектующих. Хотя, с другой стороны, проблемы с комплектующими заводы испытывают даже при производстве новых машин, что уж тут говорить о каких-то серьёзных запасах тех же стоек шасси для последующего обслуживания. Ситуация усугубляется тем, что качество сборки российской техники падает год от года – сказываются острая нехватка квалифицированных рабочих рук и износ оборудования, которое «пашет» ещё с советских времён. Ярким доказательством тому стал скандал вокруг поставки в Алжир самолётов Миг-29. В 2008 году Алжир, выявив массу дефектов в этих машинах, вернул России 15 уже купленных самолётов и отказался принимать ещё 19 истребителей. В деле не обошлось и без уголовщины. В ходе расследования инцидента выяснилось, что одной из причин неисправностей стало то, что часть установленных на самолётах комплектующих были контрафактными – это были выработавшие свой ресурс детали 80-х годов выпуска, на которые умельцы прицепили новые этикетки. По результатам расследования руководители фирмы, поставившей контрафакт, были приговорены к реальным срокам заключения. Между тем сумма так и невыполненного контракта составила 1,3 млрд долларов, которые совершенно не помешали бы корпорации «МиГ», переживающей сегодня глубокий кризис. Понятно, что на таком фоне у российской техники шансов найти новых покупателей становится всё меньше.



Сергей Нефёдов

Права на данный материал принадлежат Газета "Наша версия"
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2024, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна