России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Юго-Восточная Азия: новые горизонты для "Рособоронэкспорта"

Юго-Восточная Азия: новые горизонты для "Рособоронэкспорта"

На недавно завершившемся в подмосковном городе Жуковском Международном аэрокосмическом салоне МАКС-2011 генеральный директор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин, говоря о военно-техническом сотрудничестве со странами Юго-Восточной Азии, заявил, что "этот регион очень важен для нас". "Контракты в последние 10 лет идут по нарастающей. Нашими крупными партнерами являются Вьетнам, Индонезия, Малайзия. Но мы также поставляем технику в такие страны как Лаос и Таиланд. В этом регионе у нас очень хорошие перспективы и на будущее", - отметил он.


Страны ЮВА с населением более 590 млн. человек, совокупным объемом ВВП в $1,5 трлн, внешнеторговым оборотом в $1,5 трлн и темпами экономического роста, опережающими среднемировые, представляют собой центр интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).


Усиление военной мощи Китая и ослабление военного влияния США, занятых войной в Афганистане и Ираке, вызывает тревогу среди стран ЮВА, что создает благоприятные предпосылки для развития их сотрудничества с Россией в военно-технической сфере. Особый интерес у государств, имеющих нерешенные территориальные споры с Китаем в районе Южно-Китайского моря, вызывает курс Пекина на создание мощных военно-морских сил и перенос внешних морских границ зоны ответственности за пределы внутренних морей.


В то же время благоприятный политический фон развития ВТС со странами ЮВА в определенной степени сводится на нет техническими трудностями российского экспорта вооружений, в частности, проблемами обслуживания проданной техники. Этим пользуется Китай, продавая запчасти для российской техники, в частности, в Малайзию.


Создание сервисных центров может стать важным шагом на пути расширения сотрудничества России и стран ЮВА, который благоприятно скажется на имидже России как надежного и долгосрочного партнера. Следующим этапом может стать создание в ряде стран (Индонезия, Малайзия, Вьетнам и др.) совместного с Россией производства, что позволит не только частично снять нагрузку на отечественный ОПК, но и послужит импульсом для Научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ (НИОКР) в оборонной области.


В 2003 году основной объем заключенных Россией контрактов с Малайзией, Индонезией и Вьетнамом составил $1,6 млрд, что превысило общий объем контрактов с Индией и Китаем за тот же период. С этого времени можно говорить о формировании нового полюса российского экспорта вооружений – Юго-Восточной Азии.


Большая тройка


На сегодня в рамках сотрудничества России и стран региона сформировалась своеобразная система двух троек. Первая, большая тройка – Малайзия, Индонезия и Вьетнам – имеет продолжительную историю реализации контрактов с Россией в области военного экспорта. Эти контракты, с учетом снижения объемов сотрудничества с традиционными крупнейшими партнерами России в военно-технической сфере – Индией и Китаем – сыграли важную роль в сохранении объемов российского военного экспорта. Вторая, малая тройка – Мьянма (здесь Россия уже представлена, но требуется еще закрепление и расширение присутствия на рынке страны) и перспективные Бруней и Таиланд, где России еще только предстоит найти свою нишу.


Наиболее длительную историю в области ВТС с Россией, почти 20 лет, имеет Малайзия. Первые контакты с ней в данной сфере относятся к 1993 году. Тогда между странами был подписан ряд соглашений, итогом которых стал заключенный 7 июня 1994 года в Куала-Лумпуре контракт на поставку 18 российских истребителей МиГ-29. Все машины были поставлены в 1995 году. Через два года для выполнения работ по сервисному обслуживанию и ремонту самолетов МиГ-29 из состава парка ВВС Малайзии было создано совместное российско-малайзийское предприятие Aerospace technology system corporation (ATSC).


В августе 2003 года, в ходе визита в Малайзию Президента России Владимира Путина, оборонным ведомством страны и "Рособоронэкспортом" был подписан контракт на поставку ВВС Малайзии 18 самолетов Су-30МКМ. Общая стоимость контракта составила $900 млн. При этом Россия согласилась закупить в Малайзии пальмовое масло в объеме, эквивалентном 30 % стоимости контракта. Самолеты "Сухого", поставка которых завершилась в августе 2009 года, закупались с целью постепенно заменить 14 американских истребителей F-5E, находящихся в эксплуатации уже два десятилетия, и дополнить парк из 18 самолетов МиГ-29Н.


Тогда же появились сообщения о том, что Малайзия намерена в течение 2010 года списать, а затем продать 10 из 16 МиГ-29Н, поставленных Россией в 1995 году. Причина такого решения – слишком высокие затраты на эксплуатацию самолетов ($5 млн в год на каждую машину). В начале 2010 года правительство Малайзии объявило об отмене планов по списанию российских истребителей исключительно по причине финансово-экономического кризиса.


В то же время малайзийскую сторону интересует уже не столько приобретение готовой продукции, сколько обмен технологиями. Министр обороны Малайзии Ахмад Захид Хамиди заявляет: "Нас уже не интересуют только отношения, построенные по типу "покупатель–продавец". Мы сейчас делаем все, чтобы развивать с Россией сотрудничество по линии создания сервисно-технических центров по обслуживанию самолетов в Малайзии".


Иллюстрацией к тому, как пользуется Китай трудностями российского военного экспорта в страны ЮВА, служит заявление командующего ВВС Малайзии генерала Родзали Дауда о возможности закупки именно в Китае комплектующих к российским истребителям, стоящим на вооружении малайзийских ВВС.


Начиная с 2008 года, наблюдается устойчивый рост объемов закупок Вьетнамом российской продукции военного назначения. По оценкам Минобороны России, по своим масштабам российско-вьетнамское военно-техническое сотрудничество вышло на лидирующее место в ЮВА и на одно из лидирующих мест в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом, уступая только сотрудничеству России в этой области с Индией и Китаем.


Вьетнам в ближайшие пять-шесть лет получит на вооружение своих ВМС шесть дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 636 "Варшавянка", а также другие виды современного вооружения. Поставки начнутся в 2014 году. Шесть ДЭПЛ будут оснащены ракетным комплексом "Клаб-S". Кроме этого, Москва поставит Ханою партию истребителей Су-30МК2.


Наряду с поставкой военно-морской техники ВМФ России окажет помощь ВМС Вьетнама в создании пункта базирования вьетнамских подводных лодок. России предлагается также участвовать в создании ремонтного завода с доком, где могло бы осуществляться обслуживание не только приобретенной Вьетнамом техники, но и кораблей российского военно-морского флота.


Как отметил министр обороны России в ходе переговоров, состоявших во время его визита в Ханой 22–24 марта 2010 года, вьетнамская сторона обратилась с вопросом о поставках запасных инструментов и приборов для имеющихся у вьетнамских военных вооружений советского производства. Вьетнамская сторона проявила также большой интерес к российским средствам ПВО. "Их интересует практически все то, что есть у нас, – зенитно-ракетные комплексы "Тор", "Бук", С-300",– сказал Анатолий Сердюков.


Фактором, побудившим Индонезию установить контакт с российской стороной, послужил ввод США – основным поставщиком военной техники в Индонезию в конце 1990-х – эмбарго на поставки вооружения и ограничение сотрудничества с Индонезией в военной сфере. Данные меры были связаны с обвинениями в адрес Джакарты в нарушении прав человека в Восточном Тиморе (1999 г.).


В 2001 году индонезийские ВВС выразили желание закупить эскадрилью российских многоцелевых истребителей-бомбардировщиков Су-30. В 2007 году, в рамках авиасалона МАКС-2007, "Рособоронэкспорт" подписал протокол о вступлении в действие контракта на поставку Индонезии в течение 2008–2010 годов 6 истребителей "семейства Сухих": 3 Су-27СКМ и 3 Су-30МК2. Объем сделки составил $240 млн.


Важную роль в развитии военно-технического сотрудничества двух стран сыграл российско-индонезийский Меморандум о взаимопонимании по содействию в реализации программы военно-технического сотрудничества на 2006–2010 гг. На его основе была предусмотрена поставка в Индонезию 10 транспортных вертолетов Ми-17, 5 ударных вертолетов Ми-35П, 20 боевых машин пехоты БМП-3Ф. Осуществить эти закупки стало возможным за счет кредита на сумму в $1 млрд сроком на 15 лет, соглашение о предоставлении которого было подписано во время визита президента Владимира Путина в Джакарту 6 сентября 2007 года.


Серьезные коррективы внес в российско-индонезийское сотрудничество экономический кризис. В сентябре 2007 года было объявлено о подготовке контракта на поставку в Индонезию двух подводных лодок "Кило". Однако летом 2009 года Министерство обороны Индонезии объявило о решении отложить запланированное приобретение подводных лодок для ВМС до 2011 года, из-за ограниченных средств.


Перспективы


Сотрудничество России и Мьянмы в военной сфере имеет одну характерную особенность, отличающую эту страну от других партнеров России в регионе Юго-Восточной Азии. На международной арене государство подвергается резкой критике и санкциям, прежде всего, со стороны США и стран Западной Европы, которые осуждают мьянманский военный режим в нарушениях прав человека и норм демократии. Со своей стороны западные правозащитные организации обвиняют военное руководство в массовых репрессиях против населения и оппозиционных сил. С учетом этого не может не подвергаться критике и сотрудничество России и Мьянмы в военной сфере, которое зачастую воспринимается как демонстрация политической неразборчивости Москвы при выборе партнеров в стремлении занять лидирующие позиции на рынке региона. Тем не менее, несмотря на подобные настроения, Россия достаточно активно работает с целью закрепления на рынке Мьянмы, где серьезным конкурентом российской техники может выступать разве что Китай.


В 2001 году Россия экспортировала в страну 4 истребителя МиГ-29, в 2002 – еще 10 истребителей, а в октябре 2006 года российская самолетостроительная корпорация "МиГ" открыла свое представительство в Мьянме. В конце декабря 2009 года между российской государственной компанией "Рособоронэкспорт" и Мьянмой был заключен контракт на поставку для военно-воздушных сил последней 20 истребителей МиГ-29. Примечательным является тот факт, что за тендер на эту поставку Россия боролась с Китаем. Сумма сделки, озвученная в российских СМИ, составила около $560 млн.


В 2009 году состоялась встреча Президента России Дмитрия Медведева с султаном Брунея Хассаналом Болкиахом. На переговорах военно-техническое сотрудничество было названо в числе перспективных направлений взаимодействия. По итогам визита Россия и Бруней договорились после завершения ведущихся в настоящее время переговоров подписать соглашение о двустороннем военном сотрудничестве. Несмотря на то, что на сегодняшний день никаких контрактов между странами не подписано, "Рособоронэкспорт" проводит активную политику, нацеленную на завоевание собственной ниши на рынке Брунея.


В ноябре 2008 года Сухопутные войска Таиланда направили предложение правительству своей страны о закупке трех вертолетов Ми-17В-5 российского производства. План приобретения Ми-17В-5 основывается на подписанном с Россией в августе 2005 года соглашении, которое предусматривало продажу Таиланду от 3 до 6 вертолетов в счет выплаты долга Москвы в размере $36 млн. Ориентировочная стоимость контракта на закупку Ми-17В-5 оценивается в $28 млн.


Сингапур в силу специфики вообще сложно расценивать как крупный потенциальный рынок для поставок оружия. В этой стране настолько серьезно развит собственный военно-промышленный комплекс, что он обеспечивает порядка 70% поставок вооружения, военной техники и боеприпасов для своих армии и флота да и вооруженные силы этой страны составляют порядка 60 тысяч человек.


По мнению замдиректора Феделаьной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России Михаила Петухова, наиболее вероятным сегментом наа этом поле сотрудничества с Сингапуром могут быть совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию современных образцов продукции военного назначения, сотрудничество в области передачи технологий, а также поставки незначительных партий российского вооружения и военной техники.


В 2003 году Россия списала Лаосу более $700 млн. Тогдашний премьер Михаил Касьянов отметил, что урегулирование проблем старых долгов является хорошим условием для сотрудничества России и Лаоса во всех областях, и в частности, в сфере военно-технического сотрудничества. "Рособоронэкспорт" рассчитывает на восстановление военно-технического сотрудничества (ВТС) с Лаосом, поскольку вооруженные силы Лаосской Народно-демократической Республики практически на 100% оснащены советским вооружением и военной техникой, поставленной в 70-е - 80-е годы. Личный состав лаосской армии имеет практические навыки применения оружия советского производства, в том числе в боевых условиях.


Нельзя не сказать об общих проблемах экспорта российского оружия. Так, не только внутренние, но и экспортные цены на российские военные изделия ползут вверх. Такая тенденция ведет к снижению конкурентоспособности. Вхождение "Рособоронэкспорта" в корпорацию "Ростехнологии" утяжелило систему ВТС. Госпосредник одновременно должен решать внутренние задачи корпорации и нести различного рода нагрузки, не свойственные его основному профилю. Ограниченность производственных мощностей, нехватка квалифицированных кадров, проблемы с финансированием сдерживают способность "оборонки" удовлетворять растущие потребности иностранных заказчиков до определенных масштабов и объемов.


В последние десять лет Россия списала в общей сложности более чем на 50 млрд прежних, в основном советских, оружейных долгов разным странам. Там был совершенно безнадежный долг Афганистана, но также и небезнадежные долги Алжира, Сирии, Ливии (задолго до начала там революции). Основным условием списания было обязательство подписать новые контракты. Но пока их что-то не видно.



Николай Хорунжий

Права на данный материал принадлежат ИнфоРос
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Близкие по темам новости

30.10.2012 » Как Вашингтон не утрачивал позиций на рынке вооружений (23)
19.12.2012 » Китайский фактор АСЕАН (21)
22.08.2016 » Неоэкономика придаст импульс российскому оружейному экспорту (19)
20.06.2016 » Стратегический партнер России (18)
30.09.2015 » Персидский джокер (18)
14.04.2015 » "Если мы работаем в интересах КНР, то работаем и в своих интересах" (18)
08.09.2014 » Страны Северной и Северо-Восточной Африки вышли в мировые лидеры по темпам роста военных расходов в 2006-2013 гг. (18)
20.07.2011 » Россия представила в Регистр ООН отчет по поставкам обычных вооружений (18)
29.03.2016 » Воздушно-коммерческие силы (17)
10.04.2015 » Военно-техническое сотрудничество России и Ирана в перспективе снятия санкций СБ ООН: что дальше? (17)
12.12.2012 » Индонезия интенсивно вооружается (17)
22.12.2016 » Выбор РИА Новости: самые ожидаемые события в военной сфере в 2017 году (16)
23.06.2016 » Россия представила в Регистр ООН отчет по поставкам ВиВТ за 2015 год (16)
24.01.2011 » Записка бывшего посла США в России об экспорте российских вооружений – WikiLeaks (16)
11.12.2007 » Страны Юго-Восточной Азии наращивают расходы на оборону (16)
2006-2020, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна