России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
К многополярному миру

К многополярному миру

8 февраля 2011 года США обнародовали свою обновлённую Национальную военную стратегию (предыдущая просуществовала семь лет). О сути нового концептуального документа, который предопределяет приоритеты американского военного строительства на ближайшие годы, рассказывает корреспондент ИТАР-ТАСС в Вашингтоне Александр Пахомов.


США будут сохранять свое «военное преимущество» на планете, укрепляя при этом сотрудничество с другими странами, включая Россию и уделяя наибольшее внимание угрозам, проистекающим со стороны Азии. В этом суть обновлённой впервые за семь лет американской Национальной военной стратегии (НВС), которая была обнародована 8 февраля.


НВС - концептуальный документ, который готовится комитетом начальников штабов вооружённых сил США. В нём, как подчеркнул председатель КНШ адмирал Майкл Маллен, «излагаются пути и средства, используя которые наши военные будут продвигать национальные интересы».


В основе обновлённой военной доктрины (занимает 20 страниц вместе с фотоиллюстрациями), изобилующей общими рассуждениями и носящей достаточно абстрактный характер, лежат три документа, которые были опубликованы в 2010 году:

$this->regex_parse_list( '[ul]обзор по национальной обороне, который проводит Пентагон раз в четыре года с целью ревизии задач, стоящих перед вооружёнными силами страны в постоянно меняющемся мире;

обзор ядерной политики;

стратегия национальной безопасности (СНБ).[/ul]' , 'ul' )


СНБ, представленная президентом Бараком Обамой на суд общественности 27 мая 2010 года, наиболее важна, поскольку в ней сформулированы новые принципы, которые легли в основу внешней и оборонной политики США. Подчёркивается, в частности, что сейчас ни одна страна не может в одиночку противостоять мировым проблемам и что США переходят «от концепции непосредственной демонстрации силы к более комплексному и сложному сочетанию непрямого применения силы и влияния».


Этот документ предполагает, что военная мощь, дипломатия и оказываемая помощь в развитии не должны быть «разрозненными инструментами» влияния, а «интегрированными». Признаётся, что в мире существуют и зарождаются и другие, помимо США, «центры влияния», среди которых - Россия, Китай и Индия. Указывается, что немаловажную роль в противостоянии таким вызовам, как распространение ядерного оружия и терроризм, должны играть партнёрские отношения с союзниками и другими странами (это представляет явный отход от философии предыдущей администрации Джорджа Буша-младшего, считавшей, что на Вашингтон возложена миссия по «борьбе со злом» на планете).


Эти же постулаты во многом повторены в НВС. К примеру, отмечается, что «США остаются доминирующей державой в мире, хотя все более растущее число стран и неправительственных организаций проявляют имеющее общественную значимость влияние».


«Это изменяющееся распределение власти [на мировой арене] свидетельствует об эволюции к «многополярному» миру, который характеризуется формированием коалиций на основе совпадения интересов, а не соперничеством между противостоящими блоками, - говорится в документе. - В Азии зарождаются две глобальные державы [Китай и Индия], и там есть большое число значимых региональных держав. Ряд зарождающихся и влиятельных региональных держав находится на Ближнем Востоке. Изменения, происходящие в Азии и на Ближнем Востоке, могут бросить вызов региональной стабильности».


Из НВС следует, что «стратегические приоритеты и интересы» Вашингтона все больше сдвигаются в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. В ближайшее десятилетие США, вероятнее всего, придётся противостоять возросшим угрозам, проистекающим именно из этого региона, пишут авторы стратегии. «Доля региона в мировом благосостоянии постоянно увеличивается, что позволяет странам там наращивать свои военные возможности, - указывается в документе. - Это приводит к быстрым изменениям в региональной архитектуре безопасности, создавая новые проблемы для нашей национальной безопасности...»


«По мере того, как страны Азии будут наращивать военный потенциал, мы станем изыскивать новые пути налаживания большего регионального сотрудничества в области безопасности, - отмечается в НВС. - Мы расширим масштабы нашего участия в многонациональных учениях по всему региону. Мы стремимся к расширению военного сотрудничества с Индией в таких сферах, как нераспространение оружия массового уничтожения [ОМУ], противодействие терроризму. Мы будем расширять военное сотрудничество с Филиппинами, Таиландом, Вьетнамом, Малайзией, Пакистаном, Индонезией, Сингапуром и другими островными государствами в Тихом океане, содействуя им в противостоянии внутренним и внешним угрозам их национальной целостности и безопасности. Это также поможет сохранить нам долговременное присутствие в регионе и оперативный доступ туда».


В стратегии содержится обязательство «продолжать тесное сотрудничество» с Японией, Южной Кореей и Австралией.


Особое внимание уделяется Китаю, «в котором продолжающийся несколько десятилетий экономический рост, как ожидается, будет способствовать дальнейшей модернизации вооружённых сил и расширению интересов как внутри региона, так и за его пределами». В НВС подчёркивается, что Вашингтон «стремится к позитивным, всеобъемлющим отношениям сотрудничества» с Пекином.


«В поддержку этих целей Пентагон будет пытаться углубить военные отношения с Китаем, расширять сферы взаимного интереса и выгоды, улучшать взаимопонимание, предотвращать неправильные оценки, - говорится в документе. - Мы будем продвигать наши общие интересы, сотрудничая с Китаем в сферах противодействия пиратам и недопущения распространения ОМУ, используя влияние Пекина на Северную Корею с тем, чтобы сохранить стабильность на Корейском полуострове».


В то же время в НВС указывается, что «мы будем продолжать внимательно следить за развитием вооружённых сил Китая и тем, как это будет сказываться на военном балансе в Тайваньском проливе».


«У нас сохраняется тревога по поводу масштабов и стратегических целей проводимой Китаем модернизации своих вооружённых сил, самоуверенных действий Китая в космосе, киберпространстве, в Жёлтом море, Восточно-Китайском море и Южно-Китайском море, - отмечается в документе. - Чтобы защитить интересы США и их партнёров, мы будем готовы продемонстрировать волю и выделить ресурсы, необходимые для противостояния действиям любой страны, которые ставят под угрозу доступ к всеобщему достоянию и киберпространству и их использование или которые угрожают безопасности наших союзников».


В документе воспроизводятся четыре основные задачи Пентагона, как они закреплены в Обзоре по национальной обороне и СНБ:

$this->regex_parse_list( '[ul]«противодействовать насильственному экстремизму;

сдерживать и отражать агессию;

укреплять международную и региональную безопасность;

формировать будущие вооружённые силы».[/ul]' , 'ul' )


«Не следует забывать, что страна по-прежнему ведёт войну за рубежом, чтобы защитить от угроз нашу родину, - отмечается в НВС. - Нашим главным приоритетом остаётся обеспечение безопасности американского народа, нашей территории, нашего образа жизни... Мы будем продолжать предотвращать нападения на США и их союзников, укреплять международную и региональную безопасность и быть готовыми к отражению агрессии, которая могла бы подорвать международную стабильность, в то время как мы ведём военную кампанию в Афганистане и противодействуем насильственному экстремизму по всему миру».


Как и во всех других документах администрации США за последнюю пару лет, связанных с вопросами национальной безопасности, в НВС не используется термин «исламский», когда речь идёт о террористических группировках или угрозах. Применяется более расплывчатое выражение: «насильственные экстремисты».


В НВС указывается, что «стратегической целью» остаётся «нанесение поражения группировке «Аль-Каида» и её сторонникам в Афганистане и Пакистане».


«Достижение успеха требует тесного сотрудничества с НАТО, нашими партнёрами по коалиции, с правительствами Афганистана и Пакистана, - говорится в документе. - Мы будем продолжать усилия по сведению на нет влияния талибов... Но угроза насильственного экстремизма не ограничивается только Южной и Центральной Азией. Группировки, подобные «Аль-Каиде» на Аравийском полуострове, «Аль-Шабааб» и «Лашкар-э-Тайба», действуют в Сомали, Йемене и по всему миру... В сотрудничестве с нашими союзниками и партнёрами мы будем готовы преследовать, захватывать и уничтожать экстремистов, где бы они ни находились».


В документе подчёркивается, что применение военной силы «может быть временами необходимо для защиты страны и союзников или для сохранения мира и безопасности» на планете.


«США, стремясь к приверженности международным нормам, будут использовать военную силу с тесном взаимодействии с союзниками и партнёрами во всех случаях, когда это возможно, оставляя за собой право действовать самостоятельно, если это необходимо», - заверяют составители стратегии. При этом они добавляют, что «военная сила сама по себе недостаточна для того, чтобы адекватно противостоять сложным вызовам в сфере безопасности».


В НВС проводится мысль, что будущее - в плане противостояния угрозам безопасности - «за коалициями». В том, что касается Европы, в документе указывается, что «НАТО будет оставаться нашим главным многонациональным альянсом...»


«Мы будем поддерживать новую стратегическую концепцию НАТО, включая обеспечение безопасности в космосе и киберпространстве, создание системы ПРО, противодействие торговле людьми и её нераспространение, - говорится в документе.- Мы будем внимательно следить за тем, как этот институт приспосабливается к сокращениям своими членами расходов на оборону, чтобы быть уверенными в том, что альянс сохранит способность осуществлять весь спектр операций. Члены НАТО действуют как стабилизирующая сила на периметре своих границ - от Ближнего Востока и Северной Африки до Балкан и Кавказа. Турция может сыграть чрезвычайно важную роль в этом регионе. Мы будем активно поддерживать военные отношения между членами альянса и европейскими странами, не входящими в НАТО...»


И сразу после этой фразы - в единственном месте во всём документе - упоминается Россия. «По мере укрепления нашего европейского альянса мы будем укреплять диалог и военные отношения с Россией, основываясь на наших успешных усилиях по сокращению стратегических вооружений, - подчёркивается в НВС.- Мы будем стремиться к сотрудничеству с Россией в сферах контртерроризма, противодействия распространению (ядерного и ракетного оружия и материалов), космоса и создания системы ПРО, и мы будем приветствовать более активную роль в обеспечении безопасности и стабильности в Азии».


Не обошли стороной разработчики НВС и вопросы ядерных вооружений, включив несколько пассажей в раздел о необходимости «быть готовым к отражению агрессии», причём не только против США, но и «в каком-либо регионе, в случае если это угрожает американским национальным интересам».


«США стремятся к миру и безопасности на планете без ядерного оружия, - повторяется в документе уже не раз публично изложенная позиция администрации Обамы.- Однако до тех пор, пока ядерное оружие существует, американские ядерные вооружения будут продолжать играть основополагающую роль в сдерживании ядерного нападения на США, их союзников и партнёров. В соответствии с видением президента мы будем сокращать численность своих ядерных вооружений... Мы будем продолжать совершенствовать наши возможности в сфере ПРО для отражения ограниченных ракетных ударов и будем стремиться к сотрудничеству с нашими союзниками и партнёрами в этих целях».


Комментируя НВС, авторитетный вашингтонский еженедельник «Политико» отмечает, что «администрация Обамы не решилась отказаться от концентрации внимания на борьбе с терроризмом, что провозглашалось в годы правления Буша-младшего, но она ещё на один шаг отдалилась от мира, который сформировался после терактов в США 11 сентября 2001 года, к миру, в котором всё труднее что-либо предсказывать».


«Идея опираться на союзников и расширять круг дружественных коалиций не новая, - подчёркивает издание. - Американские военные давно уже устанавливали партнёрские отношения с военными других стран, обучая их, продавая им оружие и участвуя в совместных учениях. Но обновлённая стратегия предполагает создание системы «альянсов, партнёрств и многонациональных институтов» как путь к укреплению глобальной безопасности».


Александр Пахомов

Права на данный материал принадлежат Красная звезда
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Близкие по темам новости

16.02.2015 » Стратегия национальной безопасности ("The White House", США) (24)
20.06.2016 » Стратегический партнер России (20)
28.04.2012 » Антикитайская стратегия Вашингтона (20)
08.09.2014 » Страны Северной и Северо-Восточной Африки вышли в мировые лидеры по темпам роста военных расходов в 2006-2013 гг. (19)
22.11.2011 » Ядерная боли-головка (19)
22.06.2015 » Тихоокеанская поступь Белого дома (18)
19.11.2012 » В тройку лидеров по поставкам вооружений в страны АТР по периоду 2005-2012 гг. входят США, Россия и Франция (18)
19.11.2012 » В тройку лидеров по поставкам ВиВТ в страны АТР в 2013-2016 гг. входят США, категория «неизвестный» (тендеры) и Россия (18)
18.09.2012 » Китай: одиночество без изоляции (18)
14.04.2011 » Войны наступившего года - в мире тлеют очаги больших конфликтов, готовые воспламениться в любой момент (18)
28.10.2010 » «Тридцать шесть стратагем» Китая (18)
06.10.2010 » География китайской мощи (18)
17.06.2010 » Стратегия Обамы и интересы России (18)
24.02.2014 » Азиатско-тихоокеанская стратегическая панорама быстро меняется (17)
05.08.2013 » Семь раз отмерить (17)
2006-2021, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна