России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Тбилиси призывает Вашингтон дать добро на оборонные закупки ("EurasiaNet", США)

Тбилиси призывает Вашингтон дать добро на оборонные закупки ("EurasiaNet", США)

Выразив изначально озабоченность по поводу желания Вашингтона "перезагрузить" свои отношения с Москвой, грузинские власти официально заняли более позитивную позицию. Так, например, этим летом президент Грузии Михаил Саакашвили высоко отозвался об "абсолютно правильном" отношении Соединенных Штатов к Грузии, добавив, что перезагрузка не означает "корректировки отношений с Россией за счет остальных".


Однако в частном порядке должностные лица Грузии по-прежнему выражают озабоченность. Некоторые сетуют, что США, не желая задеть Россию, заблокировали продажу американскими компаниями оборонных вооружений Грузии. И сейчас лоббисты пытаются в кулуарном порядке уговорить американских должностных лиц дать добро на продажу вооружений Грузии.


Соединенные Штаты, реализующие ряд программ по обучению грузинских военных, никогда не являлись крупным поставщиком оружия в Грузию. Та незначительная торговля в оборонной области, что имела место, была свернута после войны 2008 года между Грузией и Россией из-за Южной Осетии.


Саакашвили публично обращался к Вашингтону с просьбой предоставить Грузии вооружения "оборонительного" характера, включая средства ПВО и противотанковые гранатометы, но американские власти неоднократно заявляли, что не намерены этого делать. "Грузия не готова для получения оборонных вооружений, о которых ведет речь президент Саакашвили, – заявила в прошлом году заместитель помощника министра обороны США по России, Украине и евразийской политике Селеста Уолландер (Celeste Wallander). – В будущем подобное не исключено, но сейчас Соединенные Штаты определенно не считают, что Грузия готова для подобного рода закупок".


В последние месяцы грузинское правительство старается балансировать на тонкой грани, критикуя "фактическое" эмбарго на продажу вооружений и при этом стараясь, чтобы эти слова публично не были восприняты как жалобы.


Выступая на публике, Саакашвили касается данного вопроса с величайшей осторожностью. Вот что, например, он заявил в интервью "Ньюсуик" от 12 сентября: "Оставить Грузию незащищенной не значит помочь ситуации. Грузия не может напасть на Россию, тогда как беззащитная Грузия – это большой соблазн для России сбросить наше правительство военными методами… Мы надеемся, что в рамках сегодняшнего сотрудничества в сфере безопасности Соединенные Штаты помогут нам укрепить нашу обороноспособность".


За закрытыми дверями грузинские власти выражаются более определенно, подчеркивая, что Вашингтон не только не оказывает военной помощи, но Госдепартамент – в полномочия которого входит давать добро на любые продажи военной техники за рубеж – еще и блокирует продажу Грузии американскими компаниями подобного оборудования, даже невоенного характера. "Соединенные Штаты наложили запрет даже на продажу нам холостых боеприпасов, используемых в ходе учений. Очевидно, привести в действие кнопку "перезагрузки" отношений с Россией важнее, чем позволить нашей армии хотя бы приготовиться защищаться", – заявил некий грузинский чиновник еженедельнику Jane's Defence Weekly в опубликованной в июне статье.


Этот вопрос является болезненным для обеих сторон. В ответ на запрос EurasiaNet.org представители грузинского министерства обороны, посольства Грузии в Вашингтоне, Госдепартамента США и Пентагона отказались разговаривать на этот счет. И даже те, кто пристально следит за грузинской тематикой в Вашингтоне, не знают, что представляет собой политика Госдепартамента. В Вашингтоне сложилось представление, что Госдеп не торопится реагировать на просьбы разрешить продажу вооружений Грузии в том смысле, что ни отклоняет, ни удовлетворяет их, отмечает говорит замдиректора Института европейских, российских и евразийских исследований Школы международных отношений им. Эллиота Университета Джорджа Вашингтона Кори Уэлт (Cory Welt). "Поступающие запросы в отношении Грузии просто оседают в Госдепе. Так что политика состоит в том, чтобы не проводить никакой политики".


В интервью от 15 сентября информагентству "Интерфакс" министру обороны США Роберту Гейтсу был задан вопрос о продаже США вооружений Грузии, и тот ответил, что Вашингтон "осторожен" в оказании помощи Грузии в сфере безопасности. "Каждая суверенная страна имеет право обеспечивать свою оборону. Думаю, мы достаточно осторожны в том, что поставляем Грузии. Мы также заинтересованы в том, чтобы предоставлять Грузии средства, которыми они могут помочь нам в Афганистане. Значительная часть того, что мы делаем в Грузии – обучение личного состава и прочее – происходит из-за того, что они сами желают внести важный вклад в наши усилия в Афганистане", – заявил министр.


Представление о наличии эмбарго на продажу вооружений Тбилиси продвигается лоббистким PR-агентством Orion Strategies, нанятым Советом национальной безопасности Грузии. Владельцем этой компании является Рэнди Шенеманн (Randy Scheunemann), советник по внешней политике кандидата в президенты США от Республиканской партии Джона Маккейна (John McCain), а ныне внешнеполитический советник экс-кандидата в вице-президенты Сары Полин (Sarah Palin). Маккейн зарекомендовал себя решительным союзником Грузии и одним из ведущих критиков политики администрации Барака Обамы в отношении России.


"Администрация больше стремится умиротворить Россию, чем поддержать дружественную грузинскую демократию, живущую в тени своего агрессивного соседа, – писал недавно Маккейн в редакционной статье газеты "Вашингтон пост". – Грузия больше делает, сражаясь в Афганистане, чем большая часть североатлантического альянса, в который она так хочет вступить. И тем не менее приходится вести борьбу за то, чтобы наша администрация обеспечила грузинские войска, ведущие боевые действия, хотя бы основным оборудованием, бронетехникой и запчастями".


Фирма Orion ознакомила EurasiaNet.org с образцами четырех оборонных соглашений между американскими компаниями и Грузией, заблокированных, по словам ее представителей, Госдепартаментом США. Две из означенных компаний, General Dynamics и AM General, отказались от комментариев. Представители же остальных двух фирм заявили, что сведения, предоставленные компанией Orion, являются неверными, и что Госдеп сделку не блокировал.


"Мы не получали никаких заказов на закупку из Грузии", – отметил Джеймс Баттальини (James Battaglini), генерал Корпуса морской пехоты в отставке, возглавляющий ныне компанию Colt Defense по производству карабинов М4. Предварительные консультации, имевшие место у компании с Грузией, не достигли той стадии, на которой бы потребовалась санкция Госдепартамента, сказал Баттальини. "Мы и не подаем прошения на экспортную лицензию, пока у нас нет на руках соответствующего заказа".


По словам президента компании Arms Tech Джозефа Рустика (Joseph Rustick), возглавляемая им компания готовилась производить для Грузии противопехотные управляемые мины Claymore. Однако эта сделка была приостановлена, когда израильскому посреднику Оферу Пазу (Ofer Paz), договаривавшемуся о закупках, федеральная прокуратура США предъявила обвинения в причастности к коррупционной схеме подкупа чиновников грузинского министерства обороны с целью приобретения ими вооружений и продовольствия для армии по завышенным ценам.


По словам Джозефа Рустика, соглашение компании Arms Tech по выпуску противопехотных мин как раз находилось на рассмотрении в Госдепартаменте, когда Пазу были предъявлены обвинения. Компания получила письмо, датированное 19 марта 2010 года, в котором говорилось: "Доводим до вашего сведения, что в процессе рассмотрения соответствующего запроса по причинам, никак не связанным с вашей компанией, ваш зарубежный партнер, компания Paz Logistics, попала в число компаний, обращения которых подлежат отказу".


По словам Джозефа Рустика, тогда он обратился к представителям грузинского оборонного ведомства напрямую, предложив продавать им противопехотные мины без посредника. "В неофициальном порядке я получил с их стороны ответ: "Мы не заинтересованы"", – сказал Джозеф Рустик. Он по-прежнему заинтересован в том, чтобы продавать оружие Грузии: "Я преследую свои личные цели – моего дела насильно забрили в царскую армию. Так что это семейное дело".


Не совсем ясно: даже если бы США захотели продавать Грузии оружие, оказало ли бы это существенное влияние на баланс сил в регионе. Во-первых, американское оружие недешевое, а оборонный бюджет Грузии за период с 2008 по 2010 годы сократился вдвое. Российская же армия настолько сильнее грузинской, что даже если бы Тбилиси мог приобрести все оружие, которое хотел, в любом сражении с Россией грузинские вооруженные силы все равно не превзошли силой противника.


Но цель Грузии может состоять не в том, чтобы отбить потенциальную атаку со стороны России, а в том, чтобы просто задержать российские силы в течение такого времени, чтобы успели подключиться иностранные дипломаты и убедить Россию отказаться от военных действий. Саакашвили также может преследовать не столько военные, сколько психологические цели. Закупка оружия в США представляет собой конкретную демонстрацию поддержки Америки в адрес Грузии, отмечает директор тбилисского офиса проекта "Кавказ" Международной кризисной группы Лоуренс Шитс (Lawrence Sheets). Именно так обстояло дело до российско-грузинской войны с закупкой карабинов М4 у американской компании Bushmaster. "Они закупали карабины М4 по идеологическим причинам, потому что автоматы АК-47 ассоциировались у них с СССР, – говорит Шитс. – Это было решение Саакашвили".


Даже попытка предпринять что-то в этом направлении поможет Саакашвили поднять боевой дух в стране, добавляет он. "Как объяснить своей армии, что ты даже не пытаешься закупать оружие, которое защитит тебя в случае нападения?"


Позитивные публичные заявления Саакашвили о перезагрузке отношений – не совсем то, что он думает на самом деле, полагает Лоуренс Шитс. "Он должен говорить это по политическим соображениям". В частном же порядке президент "сетует на то, что американцы отказываются продавать ему оборонительные вооружения", добавляет Шитс.


Между тем российские власти, и премьер-министр Владимир Путин в частности, заняли диаметрально противоположную позицию и неоднократно обвиняли США в том, что те перевооружают Грузию. "Я вижу, намерения сегодняшней администрации США улучшить отношения с Россией совершенно четко прослеживаются. Но есть и другое. Например, происходит дальнейшее перевооружение Грузии. Зачем? Ну это же реально. Мы же видим. Если бы не было перевооружения два года назад, не было бы и агрессии, и крови, которая там пролилась, – сказал 30 августа Путин в интервью российской газете "Коммерсант". – Сейчас продолжают перевооружение".


Джошуа Кусера является независимым вашингтонским журналистом, специализирующимся на освещении проблем безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке.


Джошуа Кусера (Joshua Kucera)

Права на данный материал принадлежат ИноСМИ
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Близкие по темам новости

30.11.2015 » Опосредованные войны (10)
11.03.2012 » Реванш своими руками (9)
01.09.2010 » Свидетельствует «Бдительный Орел»... (9)
24.12.2009 » По оценке штаб-квартиры НАТО (9)
29.03.2017 » Нужна ли Черногория НАТО? (The National Interest, США) (8)
13.02.2017 » 10 лет "мюнхенской речи": в чем оказался прав Владимир Путин (8)
19.09.2016 » Разбираясь в российской концепции тотальной войны в Европе (The Heritage Foundation, США) (8)
15.07.2016 » Александр Грушко назвал условие нормализации отношений России с НАТО (8)
25.02.2016 » Вызов принят (8)
02.11.2015 » "Сирийский гамбит" с кульбитом (8)
13.10.2015 » Вся правда о стратегии России в Сирии ("The National Interest", США) (8)
29.06.2015 » Владимир Козин: «"Разрядки 2.0" завтра не жду…» (8)
17.06.2015 » С-300: мощное оружие или козырь для торга? ("The Diplomat", Япония) (8)
22.04.2015 » Закрытое небо: Израильская политика по отношению к России закончилась плевком в лицо ("Maariv", Израиль) (8)
16.02.2015 » Стратегия национальной безопасности ("The White House", США) (8)
2006-2021, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна