России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Отношения Россия - США: новые аспекты

Отношения Россия - США: новые аспекты

Кризис поворачивает Америку к адекватности в вопросах ПРО

Недостаток средств на затратные оборонные проекты вынудит США пересмотреть подход к обеспечению противоракетной обороны и даже пойти на сотрудничество с другими странами. Таковы данные американских СМИ и аналитиков в области противоракетной обороны. «Общие усилия» позволят создать ПРО, которая окажется эффективной и через два десятилетия. Финансовый кризис и вероятное сокращение новой администрацией США расходов на создание национальной системы противоракетной обороны вынудит Пентагон пойти на развитие сотрудничества с другими странами и создание сетевых оборонных систем.


США тем самым больше не смогут позволить себе создавать дорогостоящие системы вооружений, поэтому Вашингтону придется работать над объединением уже существующих систем о предупреждении ракетных угроз. Для обеспечения в будущем противоракетной обороны необходимо менять мышление.


Многие эксперты считают: сотрудничество с Россией в области ПРО должно быть более эффективным, чем при администрации Д. Буша-младшего. Россия и США могут и должны сотрудничать в сфере ПРО по нескольким направлениям, в том числе по обмену данными с уже существующими системами раннего предупреждения о пусках баллистических ракет.


«...Сети дистанционного слежения, управления и контроля - все это представляет возможности для взаимодействия между США и Россией...» - это один из выводов седьмой ежегодной конференции по проблемам противоракетной обороны.


Летом 2007 года Россия уже предлагала США в качестве альтернативы развертыванию элементов системы ПРО США в Европе совместное использование Габалинской РЛС. Новая администрация Барака Обамы пока не дала ответа на предложение Москвы, которое предыдущий президент Джордж Буш-младший лишь оценил как заслуживающее внимание.


Вместе с тем в последнее время от представителей новой администрации исходят сигналы о возможности изменения будущей конфигурации противоракетной обороны и использования российского предложения. На это намекал, в частности, в марте заместитель госсекретаря США Уильям Бернс.


Эксперты конгресса США отчасти признают нецелесообразность развертывания в Восточной Европе постоянных объектов противоракетной обороны и предложили Пентагону другие варианты, некоторые из которых между тем были озвучены еще в 2007 году Владимиром Путиным. Речь идет, в частности, о мониторинге иранского воздушного пространства непосредственно у границ этой страны, то есть с использованием, например, Габалинской РЛС.


Глава сенатского комитета по вооруженным силам демократ Карл Левин со своей стороны неоднократно заявлял, что обмен между США и Россией данными с РЛС в Габале позволит усилить существующие возможности Пентагона по слежению за ракетными угрозами.


Из-за кризиса Пентагону придется расстаться с некоторыми оборонными программами, чтобы сосредоточиться на приоритетных. В настоящее время ежегодные затраты на ПРО оцениваются в 10 млрд долларов. Вероятно, сокращение финансирования затронет бюджет на следующий финансовый год, который начинается в октябре. Ранее Белый дом уже попросил военных урезать расходы по программе на 25 процентов.


Приоритетными признают США программы по созданию систем сбора данных, выявления целей и управления, что позволит повысить эффективность уже существующих оборонных возможностей. «Баллистические ракеты устаревают. Их угроза в настоящее время не так важна, как прежде. Даже страны, которые мы относим к третьему миру, пошли дальше этого», - заявил высокопоставленный чиновник Пентагона.


Эксперты конгресса США также заявили, что лоббируемый Пентагоном проект размещения в Европе ракетных баз стратегической ПРО нецелесообразен. Постоянные объекты ПРО в Европе не нужны, уже существующие у США средства обеспечивают оборону на 95 процентов. Защитить Европу от иранских ракет эффективнее и дешевле с помощью альтернативных мобильных средств в Турции и Азербайджане одновременно в тесном сотрудничестве с Россией.


Эксперты бюджетного управления конгресса США фактически признали планы по развертыванию третьего позиционного района стратегической системы противоракетной обороны США в Восточной Европе нецелесообразными как с финансовой, так и с оборонной точки зрения. Американские специалисты сопоставили имеющиеся в распоряжении США средства противоракетной обороны с планируемым проектом ПРО в Восточной Европе по трем основным параметрам, включая стоимость, сроки создания и развертывания. Эксперты также дали оценку тому, насколько ракетные базы в Восточной Европе усилят безопасность США и Европы.


Все рассмотренные управлением альтернативы системы ПРО в Восточной Европе способны обеспечить эквивалентный ей уровень защиты против всех типов баллистических ракет, которые Иран, как полагают американские военные, разработал или разработает в будущем.


Среди альтернатив третьему позиционному району ПРО в докладе называются, в частности, ракеты-перехватчики системы морского базирования Aegis, действующей в трех районах вокруг Европы и поддерживаемой двумя мобильными радарами; противоракеты наземного базирования на мобильных платформах, размещенные на двух американских базах, также поддерживаемые двумя мобильными РЛС.


В качестве третьего варианта предлагаются противоракеты наземного базирования с кинетическими боеголовками, разрабатываемые в настоящее время Пентагоном, которые также могут быть размещены на мобильных пусковых платформах и направлены на две уже действующие базы США. Несмотря на то, что все предложенные экспертами конгресса варианты изначально предназначены для перехвата и уничтожения ракет на среднем участке полета, они способны столь же эффективно, как и предлагаемый Пентагоном проект ПРО, обеспечить уничтожение баллистических целей.


Это связано с тем, что альтернативные силы и средства ПРО, во-первых, могут быть размещены ближе к иранским границам, во-вторых, обеспечить больший по сравнению с проектом Пентагона охват Юго-Восточной Европы. Наконец, мобильность этих оборонных систем не потребует строительства постоянных объектов в Чехии и Польше. Кроме того, к 2013 году, когда Пентагон планирует ввести в эксплуатацию третий позиционный район, включающий ракетную базу в Польше и РЛС в Чехии, два уже действующих позиционных района стратегической ПРО - на Аляске и в Северной Каролине - будут способны обеспечить защиту 99 процентов населения США. Европейский компонент ПРО усилит оборонный потенциал лишь на один процент.


Наконец, проект ПРО в Восточной Европе оказывается неэффективным с финансовой точки зрения. На его создание потребуется от 10 млрд долларов до 16 млрд. На эти же деньги можно реализовать любой из трех альтернативных проектов, например, разместить противоракеты SM-3 или ракеты-перехватчики с кинетическими боеголовками на базах в Германии и Турции, а радиолокационное слежение обеспечивать с территории Азербайджана и Катара.


Вместе с тем размещение противоракет морского базирования в Европе может потребовать вливания от 20 до 30 млрд долларов, учитывая необходимость закупки дополнительных кораблей. И это в эпоху мирового кризиса!


Госсекретарь США Хиллари Клинтон предложила России совместно работать над размещением в Европе системы противоракетной обороны США. Ей также понравились позиции Польши и Чехии, уже согласившихся на участие в этом проекте. «Мы предлагаем России совместно работать с нами по программе противоракетной обороны», - неоднократно заявляла госсекретарь в Брюсселе. Она напомнила, что американская система ПРО в Европе направлена не против России, а против Ирана.


Ранее президент РФ Дмитрий Медведев заявил о своем желании достигнуть договоренностей с американским коллегой по вопросам ПРО, которые уже долгое время являются предметом напряженной полемики: несмотря на все заверения Пентагона, что система ПРО предназначена только для защиты от иранской и северокорейской угрозы, Москва расценивает строительство противоракет в Польше и радара в Чехии как угрозу собственной безопасности.


У новой администрации США сегодня есть желание слушать аргументы России. Они не пытаются отрезать и сказать, что этот вопрос решен. Руководство России не устраивает решение разместить ракеты в Европе, под какими бы благовидными предлогами это ни было сделано.


К слову, ядерное оружие стало лейтмотивом всех последних выступлений Обамы. В частности, хозяин Белого дома заявил, что США сократят роль ядерного оружия в своей стратегии безопасности и призовут к этому другие страны, а также будут добиваться заключения с Россией до конца 2009 года нового договора.


«Мы будем добиваться нового соглашения к концу этого года, юридически обязывающего, и это - залог для дальнейших сокращений, - заявил Обама. - США будут добиваться того, чтобы включить в договор все ядерные государства». При этом США готовы показать своим примером, как надо проводить ядерное разоружение. «Соединенные Штаты сохранят эффективный арсенал сдерживания, но начнут сокращать свой арсенал», - сказал Обама.


Впрочем, не все заявления первого лица США были столь миролюбивыми. Поводом к жесткой риторике послужили действия Северной Кореи, объявившей в воскресенье о запуске ракеты-носителя со спутником. Американские военные позднее заявили, что запуск был неудачным и спутник вместе с обломками ракеты рухнул в Тихий океан. Тем не менее Обама не стеснялся в выражениях в адрес руководства КНДР.


При всем этом можно отметить, что новая радиолокационная станция под Армавиром позволит России эффективно контролировать ракетные пуски на южном направлении.


Конечно, полностью отказаться от слежения за ракетными стартами мы не можем. Но в поселке Лехтуси под Санкт-Петербургом поставлена на опытно-боевое дежурство новейшая станция «Воронеж». А функции объектов в Мукачеве и Севастополе теперь взяла на себя РЛС дециметрового диапазона под Армавиром.


Чем же она так хороша? Прежде всего это использование модульного принципа при строительстве. Антенные, энергетические и иные блоки изготавливают на заводе, строителям остается лишь собрать их воедино на площадке. Своеобразный «конструктор» гарантирует выстраивание стены-сетки любой конфигурации и предусматривает в случае необходимости наращивание технологической мощности объекта, то есть дальности его действия. Отсюда значительная (1,5 года вместо 5-9 лет) экономия времени при возведении станции. Технологические решения, используемые в «Воронеже», не имеют мировых аналогов и значительно дешевле прежних. Например, строительство Габалинской РЛС «Дарьял» в Азербайджане когда-то обошлось нашей стране в миллиард долларов. Лехтусинская и Армавирская станции стоят полтора миллиарда рублей каждая. Причем от минимизации затрат тактико-технические данные космического «глаза» ничуть не пострадали. Более того, «Воронеж» способен отслеживать даже полет крылатой ракеты. Наконец, боевое дежурство на новых объектах несут всего 15 человек вместо 80 военнослужащих на том же «Дарьяле».


Зоркое око «Воронежа» видит на 4600 километров, и при желании дальность его действия можно продлить до семи тысяч. Эти радиолокационные станции нового поколения по мере их ввода в строй на территории страны обеспечат непрерывный радиолокационный контроль всех ракетоопасных направлений.


По данным российских и зарубежных СМИ, всего планируется построить пять-шесть РЛС типа «Воронеж». Вместе с имеющимися уже объектами в Мурманске, Печоре и Иркутске они как бы опояшут Россию и обезопасят страну от внезапного ракетного удара. Кроме того, информация в российские штабы по-прежнему будет стекаться с РЛС Космических войск в азербайджанской Габале и нашей станции предупреждения о ракетном нападении «Волга» в Белоруссии.


Радиолокационная станция «Воронеж» относится к новому поколению. Ее основное предназначение - «засекать» старты баллистических ракет и готовить данные о спутниках Земли для системы контроля космического пространства. Обработка принимаемых радиолокационных сигналов производится в цифровом формате. Другим преимуществом РЛС «Воронеж» является сравнительно небольшая потребляемая мощность - 0,7 МВт. Для сравнения: этот показатель у станций «Днепр» и «Дарьял» достигает 2 и 50 МВт соответственно. Новая РЛС состоит всего из 23 элементов. У «Днепра» их 180, у «Дарьяла» - 4070.


Таким образом боевые возможности новых радиолокационных станций позволят России использовать их не только в системе предупреждения о ракетном нападении, но и как важнейший элемент национальных ПРО и ПВО.

Антон ДОБРОВ

Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2020, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна