России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Министр обороны КНР генерал-полковник Лян Гуанле: мы намерены и дальше идти одной дорогой

Министр обороны КНР генерал-полковник Лян Гуанле: мы намерены и дальше идти одной дорогой

Важнейшей тенденцией развития современной геополитической ситуации не только в Азиатском регионе, но и во всем мире становится углубление сотрудничества России и Китая. С каждым годом взаимодействие между нашими странами наполняется новым содержанием, охватывает все новые сферы. Значительное место в нем занимает военное и военно-техническое сотрудничество, которое служит делу укрепления безопасности наших народов и не направлено против третьих стран. О перспективах двустороннего взаимодействия, в том числе в области военного и военно-технического сотрудничества, речь идет в интервью члена Центрального военного совета КНР, члена Госсовета и министра обороны генерал-полковника Ляп Гуанле, которое специально для "Красной звезды" взял у него корреспондент ИТАР-ТАСС. Причем это первое интервью главы китайского оборонного ведомства после образования КНР в 1949 году.

- Товарищ министр, как бы вы оценили уровень военного сотрудничества между КНР и РФ за 60 лет?

- Китай и Россия - два великих соседних государства, которые связывают горы и реки. Народы двух стран объединяет глубокая традиционная дружба. После установления дипломатических отношений между Китаем и Советским Союзом/Россией 2 октября 1949 года отношения между двумя странами прошли неровный 60-летний путь развития. Китайский народ никогда не забудет, что в начальный период становления нового Китая советский народ оказывал нам искреннюю помощь и драгоценную поддержку. Отношения между двумя странами, естественно, развивались по извилистому пути. С конца 80-х годов прошлого века, после того как связи между двумя государствами были нормализованы, уровень двусторонних контактов непрерывно поднимался на новую ступень развития. После вступления истории в новый век китайско-российские отношения стратегического партнерства стали быстро и всесторонне развиваться, мирные идеи вековой дружбы продолжали глубоко проникать в сердца людей, сотрудничество и обмен в различных областях постоянно обогащались и достигли больших успехов.

Военные связи между Китаем и Россией являются важной составной частью отношений двух стран. По мере развития двусторонних отношений китайско-российские военные контакты последовательно развивались в здоровом русле. В отношениях между армиями двух стран появились особенности, которые следует охарактеризовать высоким уровнем общения, разнообразием сфер сотрудничества. Увеличивается количество взаимных визитов военачальников, генеральные штабы периодически проводят стратегические обсуждения эффективности практических дел, развивается военно-техническое сотрудничество, растет обмен специалистами различных видов вооруженных сил.

В последние годы армии двух стран провели двусторонние и многосторонние в рамках ШОС совместные антитеррористические учения, что оказало далеко идущее влияние на устрашение "трех сил зла", поддержание мира и стабильности. В прошлом году министерства обороны двух стран установили между собой прямую телефонную связь. Установление первой прямой телефонной связи между китайской стороной и иностранным оборонным ведомством в полной мере отразило высокий уровень китайско-российских военных связей. Тесно взаимодействуют пограничные войска двух стран, оберегая спокойствие и стабильность в приграничных районах двух стран. Китайско-российская граница уже стала районом дружбы и процветания наших народов.

Развитие военных связей с Россией является одним из приоритетных направлений китайской военной дипломатии. Дальнейшее углубление китайско-российских связей отвечает коренным интересам народов двух государств, способствует поддержанию мира и стабильности как в регионе, так и во всем мире. Мы намерены и дальше идти одной дорогой с российской стороной, постоянно поднимать на еще более высокий уровень китайско-российские военные связи.

- Что бы вы сказали о характере нынешнего российско-китайского военно-технического сотрудничества?

- Военное и военно-техническое сотрудничество между двумя странами является важным содержанием китайско-российских отношений стратегического партнерства. Оно в полной мере воплощает собой высокий уровень взаимного доверия и отношений стратегического партнерства, играет важную роль в деле поддержания международного стратегического равновесия, процесса установления многополярности в мире, содействия миру и стабильности на планете.

Развитие военно-технического сотрудничества между Китаем и Россией отвечает соответствующим международным договорам и нормативным актам, является обычной международной практикой. Китайско-российское военное сотрудничество взаимовыгодно и не направлено против любой третьей стороны. Мы хотим на ныне существующей основе действенно и основательно реализовывать достигнутые между двумя сторонами соглашения, постоянно развивать и углублять военно-техническое сотрудничество, расширять практическое содержание отношений стратегического партнерства между двумя странами.

- В июле - августе этого года состоятся совместные российско-китайские военные учения "Мирная миссия-2009", приуроченные к 60-й годовщине установления дипотношений между нашими странами. Как вы оцениваете подобные мероприятия, ведь такая форма сотрудничества КНР и РФ появилась относительно недавно?

- В соответствии с пониманием, достигнутым военными руководителями Китая и России, в честь празднования 60-летней годовщины установления дипломатических отношений между двумя странами Китай и Россия проведут в 2009 году совместные антитеррористические военные учения.

После успешно проведенных впервые в августе 2005 года совместных военных учений "Мирная миссия-2005" стороны вновь проведут аналогичные учения. Их цель состоит во взаимном обмене и заимствовании опыта в сфере военной подготовки и теории по борьбе с терроризмом, в совершенствовании взаимодействия армий двух стран и механизма управления войсками, в повышении возможностей проведения совместных антитеррористических операций, повышении уровня эффективности реагирования на новые вызовы и новые угрозы, с которыми сталкивается система международной региональной безопасности, в совместном нанесении ударов по международному терроризму, экстремизму и сепаратизму, в поддержании мира и стабильности в регионе.

Группы военных специалистов достигли согласия на первом раунде переговоров, касающихся постановки совместных задач на период проведения учений, их кодовому названию, времени, и месте проведения, их масштабов. В настоящее время работа по подготовке учений идет в плановом порядке. Учения и дальше укрепят традиционную дружбу между армиями двух стран, будут способствовать практическому обмену и сотрудничеству, углубят отношения стратегического партнерства между двумя странами.

- В этом году военные расходы КНР составят чуть более 70 млрд. долларов. Ежегодно после сессии Всекитайского собрания народных представителей на Западе говорят о том, что рост военных расходов Китая свидетельствует о стремлении Пекина к милитаризации и военных амбициях. Что вы можете сказать по поводу таких утверждений?

- Для такого рода заявлений нет никаких практических оснований. Недавно на мероприятиях по случаю 60-летия создания ВМС НОАК председатель КНР Ху Цзиньтао торжественно обещал, что Китай, какого бы уровня он ни достиг в своем развитии, не будет претендовать на гегемонию. Китай проводит государственную политику оборонительного характера, развитие вооруженных сил страны - это развитие сил мира, оно будет благоприятствовать поддержанию стабильности и мира в регионах и на планете в целом.

В последние несколько лет расходы на оборону в Китае постоянно увеличивались, это действительно так. Однако они были умеренными и ограниченными. Посмотрим на историю вопроса. Основные цифры расходов на оборону были довольно небольшими. Их увеличение в последние несколько лет носило явный компенсационный характер. Например, с 1979 по 1989 г. в среднем ежегодно расходы на оборону росли на 1,23 процента. Если сравнить их с тем, что основной индекс потребительских цен в среднем в год увеличивался на 7,9 процента, то практически в среднем в год они росли на 5,83 процента. С 1990 по 2005 г. расходы на гособорону в среднем увеличились на 15,36 процента. А если вычесть увеличение основного индекса потребительских цен за этот же период в среднем на 5,22 процента, то практически следует, что среднегодовой рост составлял всего лишь 9,64 процента. Если сравнить все это с увеличением других финансовых расходов Китая, то в 2009 году бюджет на нужды обороны составил 480,686 млрд. юаней, что составляет 6,3 процента от расходного бюджета страны. В то же время расходы на образование выросли на 22,5 процента, здравоохранение - на 20,9 процента, социальное страхование и занятость - на 23,1 процента, сохранение окружающей среды - на 22,3 процента, а расходы на обеспечение мирной жизни и строительства выросли на 199,6 процента.

Из этого можно сделать вывод, что Китай последовательно выделяет основные финансовые средства на улучшение жизни населения, а рост расходов на оборону на фоне увеличения расходов на разные социальные сферы относительно ниже. Если же посмотреть на окружающий мир, то Китай в сравнении с такими ведущими странами, как США, Англия, Франция и Германия, по удельному весу расходов на оборону в ВВП, или же среднедушевым расходам на оборону, или же сумм, расходуемых в среднем на военных, значительно отстает от них. Умеренное увеличение расходов на оборону в Китае имеет свое объяснение.

Во-первых, Китай является развивающимся государством, которое еще не объединилось полностью. У него обширная территория, большое население, сухопутная граница более чем в 22.800 км, прибрежные линии протяженностью свыше 32.000 км (включая 18 тыс. км прибрежной линии на материке и 14 тыс. км островной прибрежной линии), а также относящаяся к нему акватория площадью, превышающей 3 млн. кв. километров. А поскольку ситуация с внешним окружением довольно сложная, то задачи по защите суверенитета, безопасности и территориальной целостности страны стоят перед нами трудные и огромные.

Во-вторых, на фоне быстрого развития преобразований в военной сфере в мире Китаю требуется усилить модернизацию войск и увеличить вложения в информатизационное строительство, надлежащим образом увеличить ассигнования на создание высокотехнологичного вооружения и оборудования, повысить защитные возможности в условиях информатизации.

В-третьих, чтобы отвечать интересам повышения доходов государственных служащих и уровня жизни городского и сельского населения, мы эти несколько лет усердно занимались проблемами, связанными с упорядочиванием выдачи пособий и субсидий военным, улучшали условия жизни солдат и офицеров, гарантировали, что уровень жизни военнослужащих сможет постоянно повышаться.

В-четвертых, Китаю необходимо увеличивать возможности армии в принятии срочных мер для спасательных работ во время бедствий, обеспечения стабильности во время антитеррористических действий и других не имеющих военного характера действий, исследовать, развивать и снабжать необходимым оборудованием и снаряжением, организовывать и развертывать необходимые специальную подготовку и учения.

В-пятых, Китаю также необходимо приспосабливаться к участию в международном сотрудничестве, выполнять международные обязательства, непрерывно усиливать и расширять военный обмен и сотрудничество с внешним миром, расширять свое участие в деятельности ООН по поддержанию мира, международных антитеррористических мероприятиях, действиях по оказанию экстренной помощи, нанесению ударов по пиратству, в сотрудничестве по региональной безопасности, активно защищать мир и стабильность во всем мире, демонстрировать образ ответственной державы. Например, сформированный на основе инженерного полка китайско-международный отряд по спасению и оказанию помощи многократно участвовал в акциях по спасению и оказанию помощи пострадавшим от землетрясения. Его действия получили в мире высокую оценку. В настоящее время вторая эскадра кораблей ВМС выполняет задачи по охране морского пути в акватории Сомали. Они проводят китайские торговые суда, сопровождают суда, перевозящие продовольственную помощь ООН и других международных организаций, а также суда других стран, которые нуждаются в помощи.

Китай идет по пути мирного развития, не ведет гонку вооружений и не проводит военную экспансию, поскольку исходит из практических интересов, и это его историческая и культурная миссия. Вступив в новый век, в новый этап развития, отношения страны с миром претерпели исторические изменения. Развитие КНР неотрывно от остального мира, нам необходима мирная и стабильная международная обстановка. Развитие мира также неотрывно от Китая, для его процветания необходима энергия, которую планете предоставит развитый и сильный Китай. В нынешних условиях экономического кризиса, расползающегося по всей планете, факты подтверждают, что развитие нашей страны не только не представляет угрозы миру и развитию на планете, а предоставляет шанс для мира и развития мира. Такого рода требования практических интересов также определяют то, что мы непременно будем идти по новому пути мирного развития сотрудничества и гармоничного развития.

- В последние годы руководство страны сделало очень много для модернизации НОАК, повышения социального статуса военных. Сегодня армия не только защищает суверенитет и территориальную целостность страны, но и активно участвует во всех социально-экономических преобразованиях в стране, оказывает помощь населению во время стихийных бедствий. Все помнят огромную роль армии во время разрушительного землетрясения в Сычуани. Что бы вы сказали о сегодняшней профессии военного в Китае? Престижна ли она? Охотно ли молодые люди поступают в военно-учебные заведения?

- Военные в Китае занимают очень высокое политическое и социальное положение, это профессия, очень уважаемая в народе, что определяется характером НОАК, ее основными целями, миссией и ее славной историей.

НОАК со дня своего основания 1 августа 1927 года сделала служение всем сердцем и всеми помыслами народу своей единственной целью. Под руководством Коммунистической партии Китая армия внесла выдающийся вклад в достижение национальной самостоятельности и освобождения, мирное строительство, защиту государственного суверенитета, безопасности и территориальной целостности, она сформировала прекрасную традицию "подчиняться руководству со стороны партии, служить народу, героически сражаться в боях". Тем самым наша армия завоевала высокое доверие и оценку со стороны партии, государства и всего народа.

Среди китайского народа она всегда пользовалась высоким авторитетом. Массы тепло называют наших военных "сыновьями и детьми народа", а также "самыми любимыми". Вот, как вы сказали, во время спасательных работ в зоне землетрясения в прошлом году более 140 тысяч солдат и офицеров НОАК и вооруженной полиции, верные своему долгу, изо всех сил боролись с бедствием. Даже если была хоть чуточка надежды, они бросали все свои силы на спасение человеческих жизней. Чтобы избежать повреждений и травм от механизмов у находящихся под завалами людей, бойцы руками разгребали руины, кровь текла ручьями, ценой своей крови, своим мужеством и героизмом они выполнили свой долг. Здесь я хочу через вас еще раз выразить искреннюю благодарность российскому народу, правительству и военным за искреннюю помощь и бескорыстную поддержку, оказанную китайскому народу в ходе борьбы с последствиями землетрясения.

Я считаю, что из-за того, что китайская армия всем сердцем, всеми помыслами служит народу, народные массы также искренне и по-настоящему поддерживают и любят армию. Администрации различных уровней - от центральных до местных - оказывают помощь в модернизации вооруженных сил, помогают войскам решать трудности со строительством капитальных объектов, с защитой интересов военнослужащих. Если войска будут выполнять такие важные задачи, как проведение учений, оказание помощи при бедствиях, то местные администрации и народные массы, преодолев все трудности, гарантируют войскам то, что те приобретут концентрацию, маневренность и получат помощь.

Последние несколько лет государство непрерывно увеличивало расходы на армию, улучшало условия жизни военных, повышало им зарплату и расходы на пайковые, что в целом способствовало укреплению армии, ее кадрового офицерского состава. Кроме того, это побуждает молодежь идти в армию. В настоящее время все больше выпускников выходит из стен высших и средних военных учебных заведений. Стать военным стало для большого числа молодежи главной профессией в жизни. Начиная с прошлого года в армию из городов и уездных центров стали набирать молодых людей, имеющих высшее и специальное образование, повысился образовательный ценз и у сельской молодежи, призываемой в армию, - с начальной школы средней ступени до высшей школы средней ступени. По мере вступления в ряды вооруженных сил большого количества молодежи с высоким образовательным цензом в кадровой структуре произошли кардинальные изменения. Это создало благоприятные условия для воспитания и подготовки кадров, способных овладеть необходимыми знаниями и применять высокотехнологическое оружие.

Вступив в новый век, НОАК под руководством ЦК КПК и Центрального военного совета КНР активно выполняет свою историческую миссию, движет вперед изменения с китайской спецификой в военном деле, реализует основные ценности современной военной мысли, продолжает вносить новый, еще больший вклад в дело развития и строительства страны. Будучи старым солдатом НОАК, я испытываю большую гордость за славную историю нашей армии и преисполнен уверенности в завтрашнем дне развития наших вооруженных сил.

Визитная карточка

Лян Гуанле родился в 1940 году в уезде Сытай провинции Сычуань. Службу в Народно-освободительной армии Китая начал в 1958 году рядовым инженерно-саперной роты. В 1959 году вступил в КПК. С 1960 по 1966 г. вырос от замкомандира взвода до офицера инженерно-саперного отдела штаба дивизии, проходил обучение в пехотном училище НОАК. В 1970 году переведен в управление боевой подготовки штаба Уханьского военного округа. С 1974 по 1979 г. - заместитель начальника этого управления. В 1979 году становится заместителем командира 58-й дивизии, в 1981 году - командиром дивизии. В 1982-1983 гг. обучался в Военной академии НОАК. В 1983 году - заместитель командира корпуса, а в 1985 году - командующий 20-й армией. В 1986 году оканчивает курсы политической подготовки для партийных руководителей в Хэнаньском университете. В 1990-1993 гг. - командующий 54-й армией, начальник штаба Пекинского военного округа. Затем возглавляет ряд военных округов. В 2002 году назначается начальником генерального штаба НОАК, становится секретарем парткома генштаба. С 2002 года - член Центрального военного совета КНР.

17 марта 2008 года на 1-й сессии ВСНП 11-го созыва избран членом Госсовета КНР, назначен министром обороны КНР. Сопредседатель с китайской стороны Российско-китайской смешанной межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству.


Абулхатин Марат

Права на данный материал принадлежат Красная звезда
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Близкие по темам новости

20.06.2016 » Стратегический партнер России (10)
23.12.2013 » Без флота нет победы ни в воздухе, ни на суше (10)
01.03.2017 » Нездоровый сетецентризм (9)
25.02.2016 » Вызов принят (9)
20.08.2015 » Семь причин, по которым российская армия не такая грозная, как кажется ("Mako", Израиль) (9)
10.11.2014 » Пекин Москве – партнер, но не друг (9)
09.07.2014 » Корабль на все случаи жизни (9)
14.05.2014 » Новый старый мир (9)
24.04.2014 » Россия - не НАТО. Минобороны пересматривает отношения с Североатлантическим блоком (9)
22.01.2014 » Последовательно отстаивать национальные интересы (9)
10.07.2013 » НАТО издали и изнутри (9)
22.04.2013 » Политика и национальная оборона (9)
22.03.2013 » КНДР готова начать ядерную войну (9)
29.12.2012 » Претенденты на роль гарантов мира в Центральной Азии (9)
26.12.2012 » В Минобороны РФ подведены итоги в рамках международной деятельности в 2012 году и определены задачи на 2013 год (9)
2006-2021, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна