России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Весеннее настроение. Медведев и Обама договорились о разоружении

Весеннее настроение. Медведев и Обама договорились о разоружении

В Лондоне 1 апреля состоялась первая личная встреча президентов России и США - Дмитрия Медведева и Барака Обамы. Переговоры прошли в рамках саммита "Большой двадцатки". Хотя говорить о реальных политических подвижках в российско-американских отношениях пока рано, итоги встречи по большей степени обнадеживающие. Стороны продемонстрировали взаимное расположение, готовность услышать и, может, даже понять друг друга. Это как раз то, чего в последнее время не хватало предшественникам Медведева и Обамы - Владимиру Путину и Джорджу Бушу. Однако сказать, оправдаются ли надежды на потепление отношений, пока не может никто. Слишком много "но".


В принципе, ничего неожиданного не произошло. Кремль и Белый дом и раньше неоднократно давали понять, что намерены преодолеть взаимное отчуждение, возникшее в последние годы. Стоит вспомнить в этой связи символическую красную кнопку, которую госсекретарь Хиллари Клинтон презентовала Сергею Лаврову на переговорах в Женеве, и тогда же пущенное в дипломатический обиход словечко "перезагрузка". Было очевидно, что российско-американские отношения ждет некий новый формат. Тем не менее, интрига сохранялась: слишком уж много накопилось противоречий. Однако Барак Обама и Дмитрий Медведев показали себя прагматиками: в ходе первой личной встречи они не стали акцентировать внимание на разногласиях и постарались выдвинуть на первый план вопросы, где интересы совпадают.


Встреча состоялась в резиденции посла США в Великобритании Уинфилд-хаус и длилась, по одним данным 45 минут, по другим - 1 час 25 минут. Переговоры проходили за закрытыми дверьми. По их итогам были сделаны два совместных заявления. В первом из них стороны выразили намерение начать переговоры по новому документу о сокращении стратегических наступательных вооружений. Действие предыдущего Договора о сокращении наступательных вооружений (СНВ-1) истекает 5 декабря 2009 года. Обама и Медведев пришли к заключению, что СНВ-1 полностью выполнил свое предназначение и процесс разоружения должен быть продолжен. С этой целью РФ и США начнут серию переговоров. Уже к июлю 2009 года переговорщики должны предоставить Медведеву и Обаме предварительные итоги. Тогда же Обама запланировал свой визит в Москву.


Детали нового соглашения пока неизвестны. Между тем, по данным "Ведомостей", новый документ оговорит механизмы контроля над процессом разоружения. Потолок боезарядов, возможно, будет определен ниже 1700-2200 единиц - цифра установленная договором о стратегических наступательных потенциалах (СНП) 2002 года. The New York Times со ссылкой на российских представителей сообщила, что максимальное число боеголовок составит 1500 единиц. В настоящий момент США имеет 5576 боезарядов на 1198 носителях, а РФ - 3909 боезарядов на 814 носителях. Как и следовало ожидать, решение продолжить сокращение СНВ вызвало восторженную реакцию. К примеру, сенатор-республиканец, специалист в области контроля вооружений, Ричард Лугар (Richard Lugar) назвал его "невероятным по своему оптимизму и размаху". Британская The Times не исключила, что соглашение может также подтолкнуть Великобританию к сокращению своих боеголовок.


Второе заявление носило куда более широкий характер и оказалось весьма противоречивым. В частности, стороны признали наличие существенных разногласий в отношении целей развертывания элементов ПРО в Европе. Медведев и Обама также признали, что они расходятся в оценке грузино-осетинского вооруженного конфликта, произошедшего летом 2008 года, одновременно подчеркнув свою приверженность обеспечению стабильности на Кавказе. Стороны согласились развивать сотрудничество по Афганистану: "работать с целью принятия скоординированных международных действий и поддерживать их при ключевой роли ООН". В отношении Ирана Обама и Медведев подчеркнули, что придерживаются дипломатических принципов, и призвали Тегеран подчиниться требованиям ООН. Наконец, президенты России и США приняли решение поручить правительствам своих стран предпринять усилия для скорейшего вступления России в ВТО.


В принципе, расценивать итоги встречи можно по-разному. По словам Дмитрия Медведева, "переговоры с Обамой показали, что у РФ и США больше совпадений, чем разногласий". Медведев заявил, что теперь он оптимистично смотрит на отношения с американцами, и отметил, что в отношениях Москвы и Вашингтона значительно больше позитива, который объединяет, чем тех моментов, которые разъединяют. Ряд западных СМИ также акцентируют внимание на положительных итогах встречи. Британская Guardian, к примеру, считает, что встреча Обамы с Медведевым привела к "радикальному улучшению тона в отношениях" между РФ и США. The Washington Post назвала встречу Обамы и Меведева успешной. В Le Monde отмечается, что в российско-американских отношениях можно говорить о новом старте, обусловленном обоюдным стремлением преодолеть наследие эпохи Джорджа Буша.


Словом, можно говорить о неком весеннем настроении в отношениях между Вашингтоном и Москвой, однако, как и первое тепло, оно может оказаться недолгим и обманчивым. Конечно, решение о разработке нового договора по СНВ является важным шагом вперед. Однако тут существуют свои подводные камни. В частности, для РФ ядерное оружие в условиях, мягко скажем, далеко не блестящего состояния российской армии представляет главный инструмент защиты стратегических интересов. А вот США, как отметил в интервью "Ведомостям" эксперт Московского центра Карнеги Петр Топычканов, решают свои стратегические задачи с помощью не только ядерного, но и высокоточного оружия, космических систем и развивающейся системы ПРО. Иными словами, для РФ ядерный потенциал куда важней, чем для США. Но даже если отбросить все детали и представить, что новый договор по СНВ будет успешно заключен, можно ли говорить о том, что он станет своего рода локомотивом в улучшении обоюдных отношений, который приведет к решению других вопросов?


Совсем не обязательно. Потому что другие вопросы, по которым у РФ и США сохраняются разногласия, не менее масштабны, и не исключено, что отсутствие прогресса в их разрешении может поставить под угрозу сам новый договор СНВ. Взять хотя бы систему ПРО США в Европе. Очевидно, что РФ попытается увязать вопрос сокращения своих ядерных вооружений с остановкой развертывания третьего позиционного района ПРО США в Польше и Чехии. Если Обама не пойдет на компромисс по ПРО, то нового СНВ может просто не быть.


Дальше - больше. Не совсем понятно, о каком сотрудничестве в Афганистане идет речь. Присутствие США или НАТО в Средней Азии России совсем не нужно. Стоит вспомнить в этой связи дипломатические усилия Москвы, которая недавно смогла добиться от Киргизии закрытия американской военно-воздушной базы "Манас" - одного из главных каналов снабжения коалиционных сил в Афганистане. Не стоит забывать и о создании по инициативе РФ Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) при Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) (в ОДКБ входят Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан). Наконец, улучшение российско-американских отношений вряд ли возможно, если стороны не придут к компромиссу по ситуации в Грузии. Пока ничто не указывает на то, что США готовы смириться с попытками РФ усилить свое влияние на постсоветском пространстве.


Словом, обольщаться насчет будущих американо-российских перспектив не стоит. Есть стремление наладить отношения, есть оптимизм, есть надежда, но этого, по правде сказать, мало. Надо ждать конкретных результатов.


Алексей Демьянов

Права на данный материал принадлежат Lenta.ru
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2021, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна