России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Государственный оборонный заказ: итоги и планы

Государственный оборонный заказ: итоги и планы

Спустя год после начала президентского срока Дмитрия Медведева можно отметить ряд направлений, где действия его правительства получили новый импульс, стали более конкретными, целенаправленными и активными. Одним из них является реформирование российской армии, чему в не малой степени способствовали военные действия Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года. Это неоднократно подтвердили в своих высказываниях, как сам российский президент, так и представители руководства Минобороны. Они неоднократно отмечали, что, несмотря на экономический кризис, руководство страной не намерено экономить на ее обороне.


Важнейшим направлением реформирования армии является ее оснащение новыми и современными средствами вооруженной борьбы, а также модернизация имеющихся в войсках образцов вооружения и военной техники, которые должны отвечать современным требованиям. О действиях Минобороны в этом направлении 5 марта текущего года представителям отечественных СМИ рассказал начальник вооружения Вооруженных сил – заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Владимир Поповкин.


Он отметил, что современные угрозы безопасности России обусловлены, в первую очередь, сложившейся в настоящее время военно-политической обстановкой в мире, которая характеризуется усилением экономической и политической конкуренции со стороны зарубежных государств. При этом значительная часть этих угроз носит военно-технический характер. Именно этим, по его мнению, в интересах обеспечения обороны и безопасности России необходимо проведение комплекса мероприятий, способных ускорить темпы переоснащения видов и родов войск ВС РФ современным вооружением.


В прошедшем 2008 г. переоснащение российской армии и дальнейшее развитие ее системы вооружения осуществлялось согласно целей и приоритетов, определенных действующей Государственной программой вооружения (ГПВ), рассчитанной на 2007-2015 гг. Главные из них - обеспечение политики ядерного сдерживания, комплектные закупки образцов вооружения для переоснащения соединений и частей постоянной готовности, а также поддержание в боеготовом состоянии существующего парка вооружения. На реализацию задач по этим направлениям и были направлены основные усилия военного ведомства в рамках ГОЗ на 2008 г. Как важнейшие результаты Владимир Поповкин отметил следующие.


В стратегических ядерных силах (СЯС) было обеспечено поддержание боевой готовности и ядерной безопасности наземных, морских и авиационных средств ядерного сдерживания, наращивание темпов перевооружения группировки СЯС на современные средства, а также продление сроков эксплуатации существующих комплексов. Наиболее значимыми показателями в этой области начальник вооружений отметил дальнейшее постепенное перевооружение ракетных полков стратегического назначения на мобильный грунтовый комплекс «Тополь-М», изготовление очередной товарной партии баллистических ракет для оснащения атомных подводных крейсеров и продолжающийся ремонт последних, а также проведение ремонта авиационных комплексов дальней авиации. Как отметил Поповкин, «на эти работы было истрачено около 25% средств ГОЗ».


Наряду с этим, Поповкин отметил и то, что не все запланированные мероприятия были реализованы в заданные сроки. Например, при разработке нового ракетного комплекса стратегического назначения морского базирования продолжают иметь место высокие технические риски. Следствием этого могут быть пуски с неудачными результатами, которые предопределяют увеличение количества летных испытаний, необходимых для подтверждения требуемых показателей надежности.


В силах общего назначения основные усилия Минобороны были направлены на обеспечение поддержания в боеготовом состоянии вооружения и военной техники (ВиВТ) соединений и частей постоянной готовности, проведение выборочной модернизации и продление сроков эксплуатации ВиВТ, продолжение комплектного переоснащения частей и соединений ВС РФ на модернизированные и новые образцы.


Так, продолжалось строительство сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» и десантных катеров, средний ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» и атомного подводного крейсера, оснащение войск ракетным комплексом «Искандер-М», танками Т-90А, БМП-3, БТР-80; проводились ремонт и поставка самолетов фронтовой, военно-транспортной авиации и вертолетов, а также ремонт значительного количества танков, БМП, БТР и БМД для восполнения естественной убыли в частях постоянной готовности. Уровень оснащенности Вооруженных Сил основными типами вооружения, как отметил Владимир Поповкин, в настоящее время составляет около 100%.


С учетом результатов 2008 г. и складывающейся военно-политической и финансово-экономической обстановки были определены задачи на текущий год. В настоящее время техническое оснащение российской армии осуществляется в рамках исполнения ГОЗ на 2009-2011 гг., сформированного в конце 2008 г. на основе действующей Государственной программы вооружения (ГПВ) на 2007-2015 гг. с учетом мероприятий по переоснащению сил общего назначения и основных выводов, сделанных на основе детального анализа итогов Юго-Осетинского конфликта. Всего на реализацию ГОЗ было выделено около 1,5 трлн. руб. и сегодня идет его размещение на предприятиях. Как отметил Поповкин, сегодня уже проавансировано около 15% всех намеченных работ и около 75 млрд. руб. отправлено предприятиям.


В текущем году планируется завершение летных испытаний баллистической ракеты морского базирования «Булава» и ее постановка на боевое дежурство в конце 2009 г., переоснащение частей РВСН на ракетный комплекс «Тополь-М» с темпом более 10 пусковых установок в год. Запланировано ускорение работ по завершению модернизации систем боевого управления СЯС и продолжение модернизации самолетов стратегической авиации, в том числе Ту-160.


Большие планы намечены для реализации в Сухопутных войсках. Так, первоочередным направлением является ускорение модернизации состоящих на вооружении реактивных систем залпового огня (РСЗО), разработка новых средств разведки в тактическом звене и увеличение объемов их закупок. В области совершенствования противовоздушной обороны принято решение начать закупку зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь-С», а также модернизация имеющихся запасов зенитных управляемых ракет.


При оснащении Сухопутных войск значительно будут увеличены закупки высокоточного оружия (ВТО), в том числе ОТРК «Искандер» и ряда других вооружений. Как отметил Владимир Поповкин, их основу должна составить новая техника, соответствующая новому облику российской армии. В связи с этим будут увеличены закупки танков, БТР, БМП и БМД-4, в разы ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», систем радиоэлектронного подавления для летательных аппаратов. В текущем году закупка вооружения для войск будет осуществляться на основе комплексного подхода, предполагающего комплектное приобретение для войск боевой техники вместе с обеспечивающими средствами для батальона (бригады), а в ВВС – для авиационной базы.


Для реализации этих планов 95% средств будут направлены на закупку финальных образцов. Несмотря на сосредоточения основных усилий в этом направлении, часть средств будет направлена на поддержание в боеготовом состоянии части уже находящейся в эксплуатации боевой техники. При этом предполагается одновременно с ремонтом и восстановлением техники осуществлять ее модернизацию. За счет этого эффективность отдельных образцов боевой техники может быть значительно повышена. Так, при ремонте танка Т-72 на него может быть установлена аппаратура, созданная для оснащения танка Т-90. В этом случае боевой потенциал Т-72 значительно повышается и будет сопоставим с боевым потенциалом танка Т-90.


В 2009 году планируется изменение принципа деятельности Минобороны в области закупки запасных частей, снабжения ими войск и проведения войскового ремонта вооружения и техники. В отличие от прошлых лет, когда вместо боевой подготовки войска занимались ремонтом ВиВТ, сервисным и гарантийным обслуживанием отдельных образцов вооружения будут заниматься их производители. Такая система уже достаточно давно и эффективно функционирует в ракетных и космических войсках. Необходимые соглашения уже достигнуты с рядом ведущих предприятий (КаМАЗ, «Уралвагонзавод» и др.), с другими продолжаются необходимые переговоры. Это предполагает развертывание системы сервисных центров производителями и выделение им Минобороны необходимых средств на проведение работ по обслуживанию и ремонту техники. В войсках будет производиться лишь мелкий ремонт. В связи с этим повышаются требования к военным представительствам для повышения качества производства и ремонта техники.


В отношении авиационной техники признано необходимым ускорить модернизацию самолетов типа МиГ-29 и Су-25, вертолета Ми-28Н и их интеграцию в единое информационно-управляющее поле с авиационными комплексами и средствами поражения. Наряду с этим предполагается дополнительно закупить около 50 самолетов (МиГ-29, Су-27СМ, Су-30МК2) и около 50 вертолетов (Ка-52, Ми-28Н, Ми-24М, Ми-8МТВ5) различного назначения с необходимыми средствами поражения и наземного обслуживания. Одновременно летательные аппараты будут оснащаться бортовыми средствами радиоэлектронного противодействия.


Достаточно масштабные мероприятия предусмотрены для совершенствования Военно-Морского Флота. Они предполагают завершение создания дизельной подводной лодки типа «Лада» с гидроакустическим комплексом и модернизацию дизельных подводных лодок типа «Варшавянка»; ускоренное создание большого десантного корабля нового проекта и берегового подвижного ракетного комплекса типа «Бал-У». Кроме того, предусмотрено завершение комплектования частей береговой обороны ракетным комплексом «Бастион», а также закупка необходимого количества боекомплектов противокорабельных крылатых ракет и вертолетов радиолокационного дозора.


В связи с нерешенностью проблемы размещения элементов ПРО США в Чехии и Польше, для противодействия им запланировано создание радиолокационных станций высокой заводской готовности (типа «Воронеж») дециметрового диапазона системы предупреждения о ракетном нападении, завершение НИОКР и дополнительная закупка ракет и пусковых установок ОТРК «Искандер».


Для реализации этих и других задач Минобороны запросило дополнительные ассигнования, использование которых планировалось в 2010 и 2011 гг., однако они удовлетворены не были. Тем не менее, по результатам выполнения ГОЗ на 2009 год и период 2010-2011 гг., основные усилия военного ведомства будут направлены на завершение ряда работ, направленных на создание важных для армии военной техники и вооружения.


В СЯС таковыми является создание атомного подводного крейсера с баллистическими ракетами проекта 955, корабельного ракетного комплекса стратегического назначения с малогабаритной БРПЛ, модернизированной автоматизированной системы боевого управление ракетными войсками и ракетным оружием стратегического назначения. В Космических войсках – это космический комплекс единой системы спутниковой связи 2 этапа с космическими аппаратами на высокоэллиптической орбите, космическая система оптико-электронной высокодетальной разведки объектов и детальной разведки районов на театрах военных действий.


Приоритетными направлениями для ВВС является оснащение самолетов дальней и стратегической авиации новой ракетой, завершение работ по самолетам А-50У и модернизированному МиГ-31, а для ВМФ - атомного подводного крейсера проекта 885 и перспективного боевого многоцелевого корабля водоизмещением около 4000 т. В Сухопутных войсках предполагается завершение работ по ОТРК «Искандер-М» с ракетами, модернизированных РСЗО и самоходного артиллерийского орудия, 120-мм самоходного артиллерийского орудия «Хоста», зенитных ракетных комплексов «Бук-МЗ» и «Тор-М2». В области разведки, связи и управления предполагается завершение работ по созданию радиолокационного комплекса распознавания низкоорбитальных космических объектов, многоцелевой космической системы радиоэлектронной разведки и целеуказания.


Одновременно с реализацией этих и других работ, как отметил Владимир Поповкин, обеспечивается база для последующего перевооружения. Он отметил, что «В целом запланированные мероприятия позволят существенно повысить темпы переоснащения Вооруженных Сил с учетом уточненного перспективного облика и полностью переоснастить на современные образцы ВиВТ группировку Северо-Кавказского военного округа и сил Черноморского Флота». Вместе с тем, по признанию начальника вооружения, в сложных финансово-экономических условиях не все запланированные мероприятия смогут быть реализованы в полном объеме и в намеченные сроки. Минобороны России вынуждено отказаться от разработок, которые могут быть заменены продукцией народно-хозяйственного назначения, и сократить закупки ряда обеспечивающих средств. Будет перенесена и оплата части заданий принятого ГОЗ.


Но, несмотря на это, безусловно будут обеспечены такие мероприятия, как программа развития стратегических и космических средств, мероприятия по переходу на перспективный облик Вооруженных Сил, работы по силам общего назначения, связанные с результатами Юго-Осетинского конфликта, проекты, решения по которым приняты Президентом и Правительством Российской Федерации. В Минобороны понимают, что снижение заданий по ГОЗ окажет негативное влияние на развитие предприятий оборонной промышленности. Поэтому для стабилизации ситуации планируется принять все необходимые меры для своевременной оплаты заданий оборонного заказа по условиям государственных контрактов, что позволит сохранить рабочие места в ряде регионов, в первую очередь там, где предприятия ОПК являются градообразующими.


В этом плане в декабре 2008 г. был определен перечень из 64 предприятий, которым необходима государственная поддержка. Главными критериями при отборе были их значение как производителя важнейшего образца вооружения и военной техники и доля выделенных предприятию ассигнований в общем объеме гособоронзаказа, которая должна быть не менее 500 млн. рублей. Отобранные предприятия имеют кооперационные связи с другими организациями, что позволяет уверенно говорить о господдержке не только конкретных предприятий, но и их соисполнителей. Финансирование заданий ГОЗ означает загрузку реального сектора экономики государства, поэтому сохранение его объемов, по мнению Минобороны России, положительно скажется на финансово-экономическом и социальном состоянии предприятий ОПК и экономики государства в целом.


Большое внимание заместитель министра обороны уделил вопросам разработки проекта новой государственной программы вооружения (ГПВ) на 2011-2020 гг., которая призвана устранить дисбаланс в структуре расходов между содержанием ВС России и их оснащением вооружением, военной и специальной техникой. Так, к 2011 г. планируемое соотношение расходов на содержание и оснащение войск должно быть на уровне 50% на 50%, а к исходу 2015 г. – 30% на 70%. При этом основной приоритет будет отдан закупкам сложных высокотехнологичных образцов вооружения, которые должны составить около 70% от всего объема программы с учетом уроков последних вооруженных конфликтов, особенно в Южной Осетии.


В качестве основных итоговых показателей выполнения действующей ГПВ, начальник вооружения российской армии отметил создание ракетного комплекса «Тополь-М», проведение госиспытаний его мобильного грунтового варианта и начало серийной закупки. Была прекращена закупка космических аппаратов (КА) советского и начата закупка КА нового российского производства, а также проведены летные испытания российской ракеты-носителя «Русь» («Союз-2»). Более активно стали закупать танки Т-90, принята на вооружение БМП-3М, заметно продвинута реализация программы создания нового фронтового истребителя ПАК ФА, который в августе этого года должен осуществить первый полет. Проведен комплекс научно-исследовательских работ по РСЗО и создания на их базе высокоточного оружия. Несмотря на достаточно сложную ситуацию на флоте, являющегося очень денежно емкой составляющей российских вооруженных сил, в 2009 г. только на ремонт вооружения и техники флота отведено около 5% всего ГОЗ, что является достаточно внушительной суммой.


ГПВ принимается на 10 лет с двумя 5 летними периодами, первый из которых планируется по годам, а на второй определяются общие показатели и количество изготовленных образцов. Разработка проекта ГПВ на 2011-2020 гг. ведется в соответствии с решением Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации от 20 декабря 2007 г. За организацию разработки ГПВ в целом отвечает Минобороны РФ, перечень участвующих в ее разработке органов и организаций, алгоритм их взаимодействия по основным организационным, научно-методическим и практическим мероприятиям определяют «Правила разработки и выполнения государственных программ вооружения».


В проекте ГПВ на период до 2020 г. основные усилия планируется сконцентрировать на создании системы разведывательно-информационного обеспечения и систем боевого управления для построения на их основе единого информационного пространства поля боя, орбитальных группировок аппаратов различного назначения, перспективных авиационных (в том числе беспилотных) комплексов, а также системы средств воздушно-космической обороны и соответствующей системы управления ими.


В ВМФ планируется сокращение типажа разрабатываемых средств и обеспечение реализации программ строительства и ремонта с целью удержания господства в ближней морской зоне, а также обеспечение боевой устойчивости морского компонента СЯС; в Сухопутных войсках – сокращение типажа и номенклатуры разрабатываемого «традиционного» вооружения и сосредоточение усилий на создании системы унифицированных боевых платформ, средств высокоточного оружия, систем разведывательно-информационного обеспечения и управления.


Таким образом, реализация мероприятий новой ГПВ должно обеспечить оснащение новым оружием новой армии, что, по сути, обеспечит приведение облика системы вооружения к реалиями вооруженной борьбы XXI века.

Права на данный материал принадлежат Федеральный электронный справочник "Оружие России"
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2024, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна