России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Россия усиливает военно-морское присутствие в Арктике

Россия усиливает военно-морское присутствие в Арктике

Ракетный крейсер российского Северного флота "Маршал Устинов" в четверг прибывает в район Шпицбергена, чтобы присоединиться к находящемуся там с 15 июля большому противолодочному кораблю "Североморск" и "приступить к выполнению учебно-боевых задач".


"Заходы кораблей Северного флота в арктические районы будут осуществляться с необходимой регулярностью", - заявил в связи с этим помощник главкома ВМФ по общественным связям Игорь Дыгало.


По мнению российских моряков, "все действия боевых кораблей выполняются строго в соответствии с международным правом, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года".


"Моральная поддержка"


Норвегия объявила 200-мильную акваторию вокруг принадлежащего ей архипелага Шпицберген зоной своей исключительной экономической деятельности.


Москва не согласна с этим, ссылаясь на особый статус архипелага, на котором две страны совместно осуществляют хозяйственную деятельность.


Согласно Парижскому договору 1920 года, Россия добывает там уголь и имеет на острове Западный Шпицберген свой поселок Баренцбург. На островах два официальных языка - норвежский и русский.


По мнению России, Норвегия имеет право лишь на 12-мильные территориальные воды вокруг Шпицбергена.


Спор из-за условий рыболовства в этом районе продолжается много лет.


В октябре 2005 года произошел вызвавший дипломатический скандал инцидент с российским траулером "Электрон", экипаж которого норвежская береговая охрана обвинила в нарушении правил лова рыбы.


Вместо того, чтобы идти в порт Тромсе для разбирательства, рыбаки направились в российские территориальные воды, удержав при этом на борту двоих норвежских инспекторов.


В апреле этого года глава Госкомрыболовства Андрей Крайний обратился к командованию ВМФ с просьбой "психологически поддержать рыбаков присутствием кораблей в районе Шпицбергена во время сезона промышленного лова".


На днях главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий заявил, что "флот окажет моральную поддержку российским рыбакам в районе Шпицбергена".


Грозное оружие


Крейсер "Маршал Устинов" водоизмещением более 11 тысяч тонн, длиной почти 200 метров и с экипажем 476 человек был передан в состав ВМФ в 1986 году. Он относится к типу советских крейсеров, которые в США неофициально назывались "убийцами авианосцев".


Их задача состоялась в том, чтобы патрулировать Мировой океан, и в случае начала войны нанести ракетный удар по американским авианосным группировкам.


Главное вооружение "Маршала Устинова" - 16 противокорабельных ракет "Базальт".


Три корабля этого класса находятся в составе Тихоокеанского, Северного и Черноморского флотов РФ, одним владеет Украина.


Позиции сторон


Начальник береговой охраны Норвегии Стив Улсен заявил в среду, что "россияне, как и все, кто ведет промысел в этом районе, имеют полное право инспектировать свои суда". Но и норвежская сторона, по его словам, не намерена отказываться от "обычных инспекций в зоне норвежской юрисдикции".


"Я не понимаю, зачем предпринимать столь резкие шаги, - заявил в Стокгольме эксперт Норвежского института международных отношений Джонни Скорве. - Ситуация в районе Шпицбергена все-таки не настолько напряжена, чтобы посылать военные корабли".


Скорве не исключил, что решение было принято из внутриполитических соображений как еще один шаг, призванный продемонстрировать россиянам рост могущества их страны.


По его словам, в этом случае есть надежда, что Россия ограничится несколькими демонстрациями флага. Если же Москва попытается организовать постоянное военное присутствие вокруг Шпицбергена, со стороны Осло последует конкретный ответ.


Со своей стороны, российская "Независимая газета" в четверг напомнила, что "практика контроля областей интенсивного рыболовства широко практиковалась в СССР, где еще в 70-е годы были разработаны специальные документы по защите рыболовства и гражданского судоходства".


Боевые корабли тогда принимали участие в учениях гражданских пароходств и практически постоянно присутствовали в Норвежском и Баренцевом морях, возле Ньюфаундлендской банки, у берегов Аргентины, Южной Африки, Анголы и Марокко.


По словам отставного контр-адмирала Олега Кустова, после распада СССР эта практика была прекращена, прежде всего, по финансовым соображениям.


Российский военный эксперт Анатолий Цыганок заявил, что "до 1991 года попытки норвежцев проверить российские рыболовные суда встречали отпор со стороны Северного флота".


По его мнению, до вооруженных столкновений дело не дойдет - одного военного присутствия будет достаточно.


Генеральный директор Фонда энергетической безопасности Константин Симонов в интервью интернет-журналу Point сказал, что последние события, по его мнению, следует рассматривать в широком контексте проблемы раздела арктических акваторий, богатых подводными месторождениями нефти и газа.


Как известно, в конце июня начальник Главного управления боевой подготовки минобороны России Владимир Шаманов заявил, что его ведомство "приступило к уточнению планов боевой подготовки частей и соединений видов вооруженных сил и родов войск, которые могут быть привлечены к выполнению боевых задач в Арктике".


По словам Шаманова, это касается Ленинградского, Сибирского и Дальневосточного военных округов.


Московское издание "Газета", однако, указывает, что для контроля обширной арктической зоны одних морских походов недостаточно. Необходимы развитая система портов, полярных станций, метеорологических и природно-ресурсных спутников, системное навигационно-гидрографическое обеспечение, в том числе регулярные промерные работы.


Между тем, как сообщил изданию источник в минобороны, "мы потеряли всю систему гидрометеонаблюдения на Крайнем Севере".


17,5 тыс. км российской береговой линии не имеют сплошного радиолокационного покрытия. Информация о ледовой обстановке закупается у США и Канады. У 11 из 14 гидрографических судов Арктического морского пароходства возраст превышает 25 лет.

Права на данный материал принадлежат BBCRussian.com
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2022, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна