России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Путин берет пример с США, отвергая международные нормы (Bloomberg, США)

Путин берет пример с США, отвергая международные нормы (Bloomberg, США)

Спустя много лет чрезвычайно затянутых расследований военных преступлений, совершенных в Африке, Международный уголовный суд в Гааге, возможно, наконец попытается привлечь к ответственности крупные государства, в частности Россию и США. Однако США так и не признали юрисдикцию этого суда, и вслед за ними Россия тоже решила занять такую позицию.

В понедельник, 14 ноября, канцелярия прокурора Международного уголовного суда (МУС) во главе с гамбийским юристом Фату Бенсуда (Fatou Bensouda) $this->regex_build_url( array( 'html' => 'https://www.icc-cpi.int/iccdocs/otp/161114-otp-rep-PE_ENG.pdf', 'show' => 'опубликовала доклад' , 'site' => 'out' ) , 'N' ), в котором аннексия Крыма Россией в 2014 году квалифицируется как "международный вооруженный конфликт между Украиной и Российской Федерацией". В этом докладе говорится следующее: "Нормы права, касающиеся международных вооруженных конфликтов, применимы и после 18 марта 2014 года, поскольку ситуация на территории Крыма и Севастополя фактически представляет собой продолжающуюся оккупацию".

Режим Путина утверждает, что Крым добровольно присоединился к России в результате референдума, добавляя, что МУС проявил себя как "пристрастный и неэффективный" институт.

Главный обвинитель МУС также отметил, что "военные преступления, в частности пытки и жестокое обращение со стороны военнослужащих ВС США, размещенных в Афганистане и в секретных местах заключения, подведомственных Центральному разведывательному управлению, главным образом в 2003 и 2004 годах, в некоторых случаях продолжали совершаться до 2014 года".

МУС, созданный в 2002 году, оказался довольно пассивным и неэффективным институтом. Ему удалось завершить рассмотрение дел всего 17 человек, в результате чего только трое из них были признаны виновными. Все 39 подозреваемых, которых суд обвинил в совершении преступлений, были из Африки. Именно на этот факт сослались Бурунди, Южная Африка и Гамбия, заявившие, что они больше не признают юрисдикцию МУС. Доклад Бенсуды, по всей видимости, является попыткой доказать, что у МУС более широких охват - но реакция крупных держав оказалась вполне предсказуемой.

Во вторник, 15 ноября, представитель Госдепартамента Элизабет Трюдо (Elizabeth Trudeau) заявила, что США "не считают, что проверка или расследование МУС касательно действий американских военнослужащих в связи с ситуацией в Афганистане являются оправданными и уместными". По ее словам, США не признают юрисдикцию МУС и обладают собственными эффективными инструментами привлечения американских военнослужащих к ответственности.

В среду, 16 ноября, Путин $this->regex_build_url( array( 'html' => 'http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201611160018', 'show' => 'распорядился' , 'site' => 'out' ) , 'N' ), чтобы Министерство иностранных дел России уведомило генерального секретаря ООН о намерении России не становиться участником Римского статута, учредившего МУС. Министерство иностранных дел России $this->regex_build_url( array( 'html' => 'http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2523566', 'show' => 'опубликовало' , 'site' => 'out' ) , 'N' ) заявление, в котором говорится, что МУС потратил миллиард долларов, чтобы вынести всего четыре приговора за 14 лет, и что Москва не доверяет его решениям, поскольку МУС сконцентрировался на расследовании действий России, а не Грузии, в рамках короткой войны между странами в 2008 году.

Это распоряжение Путина, вероятно, призвано предотвратить возможные обвинения в совершении Россией военных преступлений в Сирии.

Для России отказ от участия в Римском статуте МУС является частью попыток избавиться от юрисдикций всех наднациональных судов. В прошлом году Верховный суд РФ постановил, что его решения имеют приоритет над решениями Европейского суда по правам человека - институтом ЕС, к которому Россия присоединилась в 1990-х годах при Борисе Ельцине. Позже Путин подписал закон, разрешающий российским судам отменять решения Европейского суда по правам человека.

Короткий роман России с Западом в целом и с Европой в частности подошел к концу. Единственный стандарт, по которому теперь будут оцениваться все ее действия, это США, где также существует традиция сотрудничать с международными институтами только тогда, когда это отвечает интересам США.

Отказ признать юрисдикцию МУС не избавит российских или американских граждан от уголовного преследования по обвинению в совершении военных преступлений. Юрисдикция этого суда распространяется не только на граждан стран-участников Римского статута. Афганистан является участником, а Украина признала юрисдикцию МУС, при этом не ратифицировав Римский статут. Однако на практике МУС никогда не сможет привлечь к ответственности американских военнослужащих, и Россия тоже уже ясно дала понять, что она может быть вне законов.

Демонстрация бессилия МУС оказалась весьма своевременной. Сторонники Дональда Трампа в США выступают против всего, что так или иначе напоминает надгосударственное правительство. Я даже слышал, что некоторые из них призывали к выходу из ООН. России тоже не нравятся глобальные институты, поскольку Путин считает, что они, в сущности, продвигают интересы Запада. Оба эти лидера, вероятнее всего, еще больше ослабят существующие институциональные структуры.


Леонид Бершидский

Права на данный материал принадлежат ИноСМИ
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2025, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна