России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Игры в войну

Игры в войну

Летчиков ВВС США учат вести воздушные бои с самолетами в окраске Су-35

По сообщениям американской военной прессы, 64-я авиационная эскадрилья "агрессоров" приняла новую имитационную схему окраски своих истребителей Lockheed Martin F-16C.

Самолеты этого типа используются в учебных воздушных боях для обозначения истребителей потенциальных противников. При этом уточняется, что уже завершена перекраска первого истребителя F-16C Block 25F (номер ВВС США 85-1418). Презентация разрисованного "агрессора" состоялась 5 августа 2016 года во время церемонии вступления в должность нового командира 57-й группы обозначения тактики противника (57th Adversary Tactics Group), в состав которой входит 64-я эскадрилья "агрессоров".

Все очень серьезно. Начальник разведки 64-й эскадрильи "агрессоров" капитан Кен Спиро объяснил внедрение новой схемы окраски тем, что "существуют реальные угрозы, потому мы меняем окраску с тем, чтобы сделать ее физически более подобной их самолетам". Надо понимать, самолетам "реального" врага.

И в ком же Пентагон видит с подачи своей военной разведки агрессоров, с которыми летчики ВВС США должны сойтись в воздушных боях? Оказывается, в российской истребительной авиации.


Второй опытный образец российского истребителя Су-35 (Су-35-2; бортовой номер "902"), схема окраски которого положена в основу новой схемы имитационной окраски "shark" истребителей F-16C из состава 64-й эскадрильи "агрессоров" ВВС США
Источник: АО "Компания "Сухой"


Окраска "агрессивного" F-16C Block 25F копирует ту, которая была когда-то нанесена на второй опытный образец Су-35 (Су-35-2, бортовой номер "902"). Интересно, что такая окраска, хотя она и очень эффектна, на строевых истребителях Су-35С не используется. Возможно, эксперты разведки ВВС США тщательно изучили наш опытный окрас и сделали заключение о его не только внешней эффектности, но и боевой эффективности. И решили: когда придет время войны, именно такой "агрессивный" окрас получат все истребители России.

Интересно, что для эскадрильи "агрессоров" разработали еще один тип камуфлирующей окраски. Сообщается, что перекраска в этот колер других самолетов эскадрильи должна начаться в ближайшее время. Так вот, второй вариант полностью копирует окраску пятого опытного образца российского истребителя ПАК ФА - самолета Т-50-5Р. К чему бы это?


Истребитель Northrop F-5N Tiger II (бортовой номер 761550, также "русский" бортовой номер "121", бывший самолет F-5E ВВС Швейцарии с бортовым номером J-3025, серийный номер L.1025) из состава 111-й смешанной истребительной эскадрильи (VFC-111 'Sundowners') "агрессоров" авиации ВМС США. Самолет в мае 2016 года получил новую окраску, имитирующую окраску пятого летного прототипа Т-50-5Р российского истребителя пятого поколения ПАК ФА. Ки-Уэст (штат Флорида)
Источник: www.facebook.com/FujiRamos


Все мальчишки любят играть в войну. Обычно противники не конкретизируются. Образно говоря, "дерутся" друг с другом казаки-разбойники. Даже в больших военных маневрах мирного времени противоборствующие стороны обозначают нейтрально: синими, зелеными, другими цветами. Наверное, только в США мыслят конкретно: если враг, то обязательно красный, сначала советский, теперь - российский.

Имеет смысл вспомнить историю эскадрильи "агрессор" ВВС США.

Когда американцы начали бомбить Северный Вьетнам, их летчики своих противников, летавших на допотопных МиГ-17, всерьез не принимали. И поплатились за свое высокомерие. Юркие МиГ-17, вооруженные пушками, легко переигрывали тяжелые, пусть и более современные "Фантомы", к тому же не имевшие пушечного вооружения. Выпустив ракеты, американские истребители становились беззащитными и расстреливались вьетнамскими истребителями без проблем.

Сегодня об этом мало кто знает, но воздушные бои американских и вьетнамских истребителей в 1968 году почти всегда завершались победой вьетнамцев, причем со средним счетом 4:1. На четыре сбитых "Фантома" или "Скайхока" приходилось по одному МиГ-17 или МиГ-21.

И тогда на авиабазе Мирамар в 1969 году сформировали учебный центр подготовки пилотов для воздушных боев. Он получил мировую известность много позже, с выходом на экраны фильма "Топ Ган". Учебный центр принадлежал ВМС США, в нем готовили летчиков-истребителей для палубной авиации. Те пилоты, с которыми сходились в воздушных боях строевые летчики, должны были использовать тактику, которой учили в ВВС СССР. Для пущей "правдоподобности" на крыльях и килях рисовали красные звезды. Довольно быстро эскадрильи, представлявшие самолеты со звездами, назвали "агрессорами".

Первым же официальным "агрессором" в ВВС США стала 64-я эскадрилья боевого применения оружия истребительной авиации, сформированная в октябре 1972 г. на авиабазе Неллис.

Такая подготовка принесла успех, потери американцев в воздушных боях заметно сократились уже в 1970 году. Практику морских летчиков переняли и сухопутные.

Чтобы "агрессор" смотрелся достоверно, стремились использовать самолеты, внешне похожие на советские истребители того времени. Наиболее популярным был F-5 Tiger. Даже брали в лизинг израильские истребители "Кфир", названные в США F-21A, - чтобы их пилоты понимали, что "воюют" с МиГ-21.

Раскрашивали самолеты "агрессоров" по-разному. Копировали советские цвета или камуфляж некоторых арабских стран. В любом случае это была не самодеятельность. Все определялось в штабах ВВС и ВМС.

Служить в эскадрильи "агрессоров" брали летчиков самой высокой квалификации. Конкурс в эти подразделения был очень высок, что прямо свидетельствовало о качестве подготовки в советских летных военных училищах и академиях. За океаном ее признавали почти эталонной.

Столь же высоко и качество нашей боевой авиатехники. В 1990-е годы в общественное сознание усиленно вбивалась мысль, что в области высоких технологий мы отстали от Запада навсегда. Но так ли это? Самолет был и всегда будет средоточием самых передовых технологий. И как раз в авиации, особенно боевой, мы ни в чем тем же американцам в конце ХХ века не уступали. Тем более не уступаем сейчас.

Показателен такой исторический уже факт. В начале 1999 года американцы решили в качестве "агрессоров" использовать не свои перекрашенные самолеты, а реальные МиГ-29. В Молдавии через посредников закупили МиГ-29 именно для 64-й эскадрильи. Однако в строй бывшие молдавские истребители так и не встали. По какой причине - точно неизвестно. Возможно, летчики ВВС США, освоив МиГ-29 даже устаревшей модификации, пришли к выводу, что по пилотажным характеристикам он превосходит все американские истребители. Победить "агрессора" не получится.

Косвенным подтверждением этому служит то, что еще во время учений Cope India-2004 Су-30К ВВС Индии в учебных воздушных боях обыграли американские F-15 Eagle со счетом 9:1. И в последующих учебных боях индийские летчики на еще более совершенных Су-30МКИ неизменно одерживали верх над американскими и европейскими истребителями.

Может, именно поэтому в качестве будущих противников для подготовки пилотов своих истребителей в США решили использовать современный F-16C Block 25F.

Однако авиатехника, созданная в СССР, в качестве "агрессивной" все-таки используется. Это самолет Ан-2 и вертолеты Ми-2, Ми-8, Ми-14, Ми-24, и Ка-28. С ними, правда, никто не воюет. Ан-2, который почему-то нарекли "Красным бароном", и вертолеты применяют для имитации воздушных атак на корабли ВМС США и наземные объекты.

Только вот зачем это делается? Зачем "агрессора" должны имитировать лишь краснозвездные самолеты, да еще в камуфлирующей окраске наших "сушек"? Мы-то с американцами до последнего времени даже на учениях не воевали. И нападать на них не собираемся. Но, похоже, априори Россия для Запада была и осталась агрессором без всяких кавычек.

С другой стороны, приятно, что наш пока прототипный Т-50 за океаном воспринимают как серьезный истребитель нового поколения.


Сергей Птичкин

Права на данный материал принадлежат Российская газета
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2024, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна