России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Шаг вперед, два шага назад

Шаг вперед, два шага назад

Ядерная политика Барака Обамы расколола Америку

Программа продления срока службы (LEP) термоядерной бомбы B61-12 вступила в фазу подготовки к производству. О таком решении Национальное управление ядерной безопасности (НУЯБ) (National Nuclear Security Administration - NNSA) Министерства энергетики (МЭ) США сообщило на своем сайте в начале текущего месяца. Эта бомба, созданием которой вместе с МЭ занимается Министерство ВВС США, является уже двенадцатой по счету модификацией бомбы В61, производство которой было начато еще в 1968 году. Разработки по этой программе ведутся в течение четырех лет. Серийное производство бомбы должно начаться в 2020 году. В соответствии с планами МО США, В61-12 будет оставаться на вооружении в течение нескольких десятилетий. С 2020 года Америка намерена разместить их на военных базах в Германии, Италии, Турции, Бельгии и Нидерландах. Создание бомб этой серии является лишь частью масштабной программы модернизации ядерного оружия Вашингтона. На эту программу, включающую разработку новых межконтинентальной баллистической и крылатой ракет, стратегического бомбардировщика B-21, ПЛАРБ типа "Колумбия" и на целый ряд других проектов, планируется израсходовать 1 трлн долл.

Московские протесты и мнения

Ядерные планы и действия Вашингтона вызывают обеспокоенность России, которая в 1990-е годы значительно сократила свой арсенал тактических ядерных средств в Европе. Министерство иностранных дел РФ выразило серьезную озабоченность намерением Белого дома повысить эффективность размещенного в Европе тактического ядерного оружия.

Через день после появления сообщения НУЯБ директор департамента МИД РФ по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Михаил Ульянов заявил журналистам, что Россия намерена учитывать в своем военном планировании объявленные планы Вашингтона по производству модернизированной ядерной бомбы В61-12 и разработке новой МБР. "Речь идет не о коробке спичек и не о пистолете. Мы знаем, что при администрации Обамы, который вроде бы начинал с разговоров о скорейшем построении безъядерного мира, начата самая масштабная в истории США модернизация ядерного арсенала, на который планируется потратить колоссальные средства - триллион долларов", - отметил дипломат.

По словам Ульянова, программа модернизации ядерных вооружений направлена на создание ракет и систем управления ядерными ударами, которые будут действовать до 50-70-х годов этого века. "То есть это долгосрочная, нацеленная в будущее программа, и в таких масштабах она в Америке не осуществлялась никогда. Упомянутые ядерные заряды - это составная часть большой программы модернизации, которая касается стратегических носителей", - подчеркнул директор департамента МИДа.

"Непосредственного влияния на положение дел в Европе и мире принятое Национальным управлением ядерной безопасности США решение ни сегодня, ни завтра иметь не будет, поскольку постановка новых ядерных боезарядов на вооружение начнется только в 2020 году. Именно тогда негативные последствия модернизации станут действительно ощутимыми", - констатировал Ульянов.

Он также сказал, что в действиях Белого дома можно выделить два аспекта: чисто военный и военно-политический. Прежде всего модернизированные бомбы будут обладать большей точностью и несколько меньшей разрушительной силой. "Не случайно некоторые американские эксперты поспешили назвать новые боезаряды более "этическими", поскольку, мол, их применение будет иметь менее масштабные гуманитарные последствия. Но в этом как раз и состоит негатив: характеристики таких вооружений объективно будут повышать соблазн их использования. Это будет означать существенное понижение порога применения ядерных вооружений со всеми вытекающими из этого последствиями. Не хочется "нагнетать", но появляются основания полагать, что новые бомбы рассматриваются Пентагоном уже не только как средство сдерживания, но и как оружие "поля боя", характеристики которого подверстаны под решения оперативных задач. Хотелось бы ошибаться на этот счет", - заявил Ульянов.

Военно-политический аспект, по мнению дипломата, проявляется в том, что обновление американских ядерных арсеналов в Европе означает долгосрочное продление практики осуществления "совместных ядерных миссий" в НАТО. В ходе проводимых учений летчики стран - членов альянса, не имеющих собственного ядерного оружия, готовятся к применению американских атомных бомб. "Эти миссии, по нашему убеждению, являются грубым нарушением духа и буквы Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)", - подчеркнул директор.

Он напомнил, что первой статьей этого договора запрещается ядерным державам прямо или косвенно передавать неядерным государствам контроль над ядерным оружием. "Статья II того же Договора, в свою очередь, запрещает неядерным странам принимать такой контроль. Эти фундаментальные обязательства грубо игнорируются американцами и теми натовскими странами в Европе, которые участвуют в "совместных ядерных миссиях". Теперь под эти нарушения подводится новая материальная основа в виде модернизированных ядерных бомб и обновления сопряженной с ними боевой авиации", - отметил Ульянов.

Высокопоставленный дипломат вспомнил и о том, что российское руководство не раз комментировало возможные ответные меры на подобные действия США. "На этот счет не раз высказывался президент России, который вполне определенно заявил, что ввязываться в новую затратную гонку вооружений мы не будем, но при этом, безусловно, позаботимся об эффективном обеспечении национальной безопасности страны. Добавить к этому мне нечего", - констатировал Ульянов.

Несколько ранее официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что размещение ядерного оружия вне национальных территорий в сочетании с практикой "совместного использования" является нарушением основных положений Договора о ДНЯО. А заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов сказал, что подобные бомбы могут быть как стратегическим, так и тактическим оружием. Если B61-12 будут оснащены тяжелые бомбардировщики, то они станут компонентом стратегических наступательных вооружений. А в случае установки этих бомб на самолетах тактической авиации они станут уже нестратегическим ядерным оружием. Антонов также отметил "упорное нежелание американской стороны" отказаться от привлечения неядерных государств - членов НАТО к совместным ядерным миссиям.

Ядерный раскол в Америке

Первое заявление о намерениях Белого дома модернизировать размещенное в Европе тактическое ядерное оружие (ТЯО) в начале февраля этого года сделала заместитель госсекретаря США Роуз Геттемюллер. Тогда она сообщила, что Вашингтон собирается заменить несколько видов ядерной бомбы B61 на единый стандарт вооружений В61-12. При этом она подчеркнула, что "вооружения типа B61-12 должны будут пройти программу по увеличению срока службы, с тем чтобы заменить устаревающие неядерные компоненты вооружений".

Однако предстоящая акция, по утверждению Геттемюллер, ни в коей мере не повлияет на повышение ударной мощи этих атомных бомб. "Военный потенциал B61-12 не увеличится, а будет эквивалентен военному потенциалу старых видов B61. Количество американских вооружений, развернутых в Европе, также не увеличится, а скорее наоборот. У США появится возможность значительно сократить количество гравитационных бомб в своем ядерном арсенале", - объявила заместитель главы внешнеполитического ведомства.

Но не все обстоит гладко с ядерными делами Америки. В последнее время в США в среде политиков, законодателей и военных возникли довольно серьезные дебаты о программе Белого дома по модернизации ТЯО и повышению ударных свойств ядерных вооружений. Далеко не все законодатели едины в одобрении планов Белого дома.

Хотя администрация президента настаивает на том, что затраты в триллион долларов на программу развития ядерного оружия полностью оправданны и ее реализация не является возвратом к ядерному соперничеству между Россией и Америкой времен холодной войны, критики этой программы называют ее "расточительной", "нерациональной", экономически "недоступной" и "фантасмогорической". Они утверждают, что бюджетная заявка МО на 2017 финансовый год свидетельствует о том, что реально эта программа связана с Россией. В запросе Пентагона, отмечают противники возобновления гонки вооружений, многократно повторяется тезис о растущей агрессивности России. В проекте бюджета военного ведомства говорится, что США противостоит "агрессивной политике России путем вкладывания средств в развитие широкого спектра военных возможностей", включая "ядерный арсенал".

Директор "Информационного проекта по ядерным вопросам" Федерации американских ученых Ханс Кристенсен в феврале этого года заявил, что официально и публично Москва и Вашингтон для оправдания своих ядерных программ используют аргументы, стоящие за рамками их договоренностей о ядерном разоружении.

Некоторые высокопоставленные чиновники, ранее заседавшие в Пентагоне, тоже говорят о нецелесообразности ядерной программы Америки. Так занимавший в свое время кресло министра обороны Уильям Перри в конце прошлого года призвал военное ведомство не заменять стареющие МБР наземного базирования на новые и раскритиковал планы создания новой КР. Он утверждает, что обновление крылатых ракет "однозначно приведет к дестабилизации", потому что в случае их запуска противник до момента взрыва не узнает, стояла на них обычная или ядерная боеголовка. "Сейчас мы на краю пропасти. Может быть, я должен сказать, на грани новой гонки ядерных вооружений. Эта гонка вооружений обойдется стране по меньшей мере так же дорого, как и та, что была во время холодной войны, а тогда было потрачено огромное количество денег", - сказал журналистам Перри. Бывший министр считает, что для ядерного сдерживания вполне достаточно ПЛАРБ и стратегических бомбардировщиков.

А бывший шеф Стратегического командования США генерал в отставке Юджин Хейбигер заявил, что СЯС очень мало влияют на ядерное сдерживание России и Китая. Он сказал, что США без ущерба для национальной безопасности могут сократить свой ядерный арсенал до 200-300 единиц систем вооружений.

Такого же мнения придерживаются и отдельные представители религиозных кругов. Они утверждают, что повышение расходов на ядерное оружие уже спровоцировало Россию и Китай на ответные меры. По мнению ряда представителей религиозных общин, Америка, хотя и медленно, движется в направлении новой холодной войны.

20 июля с.г. 10 видных американских сенаторов-демократов написали письмо президенту США Бараку Обаме, в котором рекомендовали ему отказаться от планов масштабной модернизации вооружений стратегических ядерных сил, проводить политику, в соответствии с которой Америка не будет первой использовать средства ядерного нападения и аннулирует планы по нанесению превентивных ядерных ударов.

В своем письме сенаторы призвали ВВС США закрыть программы разработки новой ядерной крылатой ракеты, которая должна заменить предшественницу класса "воздух-земля" AGM-86B. Как подчеркнули парламентарии, реализация программы создания такой ракеты обойдется американскому бюджету в 20 млрд долл. Это приведет к неоправданному росту ядерного потенциала Пентагона, к повышению риска развязывания ядерной войны.

Письму сенаторов-демократов предшествовало послание такой же тематики конгрессменов, представляющих Демократическую и Республиканскую партии. Оно было направлено министру обороны Эштону Картеру 12 июля с.г. В своем обращении к главе военного ведомства парламентарии, напротив, полностью одобрили действия Пентагона по обновлению ядерных сил. "В комплексе три ноги ядерной триады позволяют с большой эффективностью обеспечивать сдерживание", - написали законодатели. "Три ноги - ракеты наземного базирования, бомбардировщики и МБР на подводных лодках - стареют и должны быть модернизированы с тем, чтобы взаимосвязанные составляющие триады продолжили свой измеряемый десятилетиями послужной список защитников нации", - объявили поддерживающие ядерные планы Вашингтона республиканцы и демократы.

Ядерное оружие - залог мира

В промежутке между появлением писем конгрессменов и сенаторов президенту и военному министру в середине прошлого месяца в подкомитете по стратегическим силам комитета по ВС (КВС) палаты представителей конгресса США прошли слушания под названием "Планы президента Обамы по модернизации ядерных средств устрашения и ассигнования: требования ВС". Первым на этом форуме конгрессменов выступил глава Стратегического командования ВС США адмирал Сесил Хейни.

Начальник Стратегических ядерных сил (СЯС) Пентагона современную глобальную ситуацию безопасности в мире охарактеризовал как сложную, динамичную и постоянно меняющуюся. По мнению адмирала, угрозы, возникающие в непредсказуемых условиях международной обстановки, крайне осложняются многим факторами. К их числу он отнес развитие форм и методов ведения асимметричных войн ВС ряда стран, беспрецедентное распространение передовых технологий, включая технологии ПВО, а также постоянно нарастающие, провокационные и дестабилизирующие действия потенциальных противников США, таких как Россия, Китай, Северная Корея и Иран.

Как отметил командующий СЯС, из новой стратегии национальной безопасности России совершенно ясно следует то, что Москва стремится утвердить свой статус мировой державы за счет своих соседей и региональной стабильности. Кремль корректирует программы модернизации обычных и ядерных сил. Его лидеры делают акцент на реализации новых стратегических подходов в военном строительстве. Они заявляют о возможностях РФ в случае необходимости интенсифицировать увеличение арсенала тактических ядерных вооружений до требуемого уровня и демонстрируют свои способности по решению этой задачи. Россия продолжает открыто и косвенно угрожать американским союзникам и друзьям в Европе. При этом Кремль нарушает Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД) и другие международные соглашения и нормы. Кроме того, Министерство обороны РФ активно развивает космические средства нападения и системы, необходимые для ведения кибернетических войн.

Хейни подчеркнул, что ядерный арсенал Пентагона времен холодной войны был сокращен на 85%. Сегодня на вооружении США находятся не десятки видов стратегических средств доставки ядерных боеголовок к целям, а только четыре. В настоящее время проводятся все мероприятия по выполнению требований договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). К февралю 2018 года у Америки останется только 1550 ядерных боезарядов, которыми будут оснащены 700 единиц средств их доставки, включая межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и тяжелые бомбардировщики.

В настоящее время, по данным экспертов исследовательской службы конгресса, на вооружении Стратегических ядерных сил США состоит 1600 единиц ядерных вооружений, включая 440 МБР "Минитмен III", 336 баллистических ракет морского базирования "Трайдент II" (D5), сотни ядерных авиационных бомб B61 и крылатых ракет AGM-86B.

Адмирал также отметил, что ядерные приготовления Китая, хотя Пекин и заявляет об отказе от применения первым этих средств нападения, и Северной Кореи вызывают серьезные опасения в военных кругах США и требуют адекватных ответных действий.

В настоящее время Иран выполняет все требования политического соглашения, заключенного с США, Россией, КНР, Великобританией, Францией и Германией и именуемого "Совместный всеобъемлющий план действий" (Joint Comprehensive Plan of Action). Однако Тегеран продолжает разрабатывать МБР и средства ведения кибернетических войн. Поэтому, по словам Хейни, Пентагон вынужден уделять пристальное внимание мерам по противодействию попыткам Ирана дестабилизировать ситуацию на Большом Ближнем Востоке.

Кроме того, командующий заявил, что сегодня и в будущем все более реальные формы обретает опасность появления оружия массового уничтожения у радикальных исламских группировок. Появление этого оружия у боевиков может иметь катастрофические последствия для всех жителей Земли, и противодействие намерениям боевиков овладеть такими средствами нападения является одной из важнейших задач США, их союзников и партнеров.

Как полагает Хейни, хотя обычные войска США и их вооружение не имеют себе равных в мире, Пентагону необходимо ядерное оружие, которое заставляет противников Америки отказываться от планов нападения на нее. В течение многих лет именно такие вооружения позволяли предотвратить катастрофический военный конфликт. Сегодня ядерный потенциал США является гарантом стабильности мира на земле. Он заявил, что и в дальнейшем обеспечение стратегической стабильности мира будет зависеть от способности Америке совершенствовать свое ядерное оружие. Только поддержание в работоспособном состоянии существующих ядерных вооружений не позволит США адекватно ответить на будущие угрозы национальной безопасности. "Мы просто должны их модернизировать", - констатировал адмирал.

В заключение своего выступления он объявил, что политика стратегического сдерживания является основой сегодняшней и будущей стабильности мира и безопасности США. Он сказал, что Америка должна поддерживать свои возможности по предотвращению будущих агрессий и эффективно наносить ответные удары любыми средствами в случае нападения на нее потенциальных противников. Он также сказал, что вложение необходимых средств в развитие стратегических сил США уже сегодня крайне необходимо, должно проводиться в требуемых объемах, а не откладываться на более позднее время.

Вслед за адмиралом свое видение строительства СЯС высказал заместитель министра энергетики, возглавляющий НУЯБ, бывший начальник Командования глобальных ударов ВВС США (Air Force Global Strike Command) генерал-лейтенант в отставке Фрэнк Клотц. Ситуация на планете, утверждает генерал, становится все менее предсказуемой, и эта тенденция вряд ли изменится. Россия, Китай и КНДР модернизируют, диверсифицируют и увеличивают свои ядерные арсеналы. Другие страны, негосударственные объединения и террористические группировки продолжают искать пути обретения ядерных возможностей. В таких условиях необходимо обеспечить сдерживание всех противостоящих США сторон.

Начальник Командования глобальных ударов ВВС США генерал Робин Рэнд поддержал предыдущих ораторов. Он заявил, что Америке необходимы надежные и эффективные ядерные силы. Генерал указал на высочайший уровень приоритетности, который имеют российские программы развития стратегических и тактических ядерных вооружений, подводного атомного флота и совершенствования систем управления ядерными силами. В таких же направлениях движется и Китай.

Как объявил командующий, хотя на возглавляемые им силы расходуется только 1% бюджета МО, на их вооружении состоит 2/3 ядерных систем ядерной триады США. Эти силы играют важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности и ядерного сдерживания вероятных противников Америки.

Последним из выступавших перед членами подкомитета по стратегическим силам был помощник министра обороны США по стратегии, планированию и военному потенциалу Роберт Шер. Он сказал, что подход президента Обамы к снижению уровня ядерной опасности основан на двух постулатах: создание безъядерного мира и совершенствование сил, обеспечивающих ядерное сдерживание. Помощник военного министра подчеркнул, что, поскольку США не могут рассчитывать на полное избавление мира от ядерного оружия до того момента, когда их ядерный арсенал полностью устареет, необходимо продолжать совершенствование ядерных вооружений. Как и его предшественники, Шер вспомнил о России, КНР и КНДР, готовящихся к атомной войне.

Однако все это - лишь риторика. Говоря о безъядерном мире, президент США вроде бы делает шаг вперед в спасении мира от атомной катастрофы. Но на самом деле, совершенствуя ядерные средства нападения и начиняя Европу атомными бомбами, он делает два шага назад и втягивает мир в новую гонку вооружений, которая в силу развития военных технологий будет более интенсивной и жесткой, чем во времена холодной войны.

Администрация Обамы в последние месяцы его пребывания в Белом доме намерена инициировать принятие целого ряда законов, направленных на выполнение обещаний построить мир без ядерного оружия, которые он дал, став президентом США. Но некоторые американские эксперты отмечают, что много вариантов законопроектов, которые рассматриваются в Белом доме, крайне противоречивы и не соответствуют друг другу. При этом ни один из них не требует формального одобрения в конгрессе, то есть будет приниматься без учета мнений парламентариев.

В конце своего выступления Шер, как и его коллеги, безоговорочно поддержал ядерные амбиции обитателя Овального кабинета. Он заявил, что необходимость обеспечения ядерного сдерживания и стратегической стабильности мира ставит на повестку дня требование модернизации Стратегических ядерных сил США. Помощник Эштона Картера убежден в том, что сегодня и впредь Америка должна в обязательном порядке осуществлять вложение необходимых средств в развитие новых ядерных систем оружия, чтобы в будущем заменять ими устаревшие.

В заключение следует отметить, что несколько дней назад эксперты американского независимого исследовательского Центра Стимсона опубликовали доклад, в котором рекомендовали Белому дому немедленно вывезти из Европы все тактическое ядерное оружие и закрыть программу продления срока службы бомб B61-12. По мнению специалистов, эти бомбы не подходят для ведения современной войны, крайне дороги и вряд ли будут применяться в будущем. Специалисты Центра полагают, что удаление тактического ядерного оружия из Европы будет самым разумным шагом и позволит сэкономить около 8 млрд долл. (по другим оценкам, даже 10 млрд). Они заявляют о том, что более целесообразным шагом является усиление обычных ВС США, которые обеспечивают безопасность европейских стран НАТО. НУЯБ планирует увеличить срок службы 480 бомб B61. Всего в настоящее время в распоряжении Пентагона находится около 800 таких боеприпасов.


Владимир Иванов

Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2019, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна