Россия получила право вести цифровую разведку на территории США
Вашингтон не смог оспорить право Москвы использовать новейшее цифровое оборудование на самолетах-разведчиках Ту-154М-Лк-1 и Ан-З0Б, которые применяются Россией для выполнения наблюдательных полетов в рамках договора по «открытому небу». Как сообщили «Известиям» в Минобороны, эксперты из 22 государств — участников соглашения, подтвердили полное соответствие цифрового комплекса наблюдения российского производства требованиям и ограничениям документа. Ранее именно США выступили главными противниками перехода наблюдательной техники с «аналоговых» на «цифровые» средства контроля, посчитав, что это даст дополнительные преимущества России в ходе наблюдательных полетов над территорией Соединенных Штатов и Канады.
— Вещи, которые можно увидеть, количество информации, которую можно собрать и получить при последующей обработке, позволяют России получить невероятные фундаментальные разведданные по крайне важной инфраструктуре, базам, портам и всему нашему оборудованию, — заявлял в ходе сенатских слушаний главком стратегического командования Вооруженных сил США адмирал Сесил Д. Хейни. — Более совершенного оборудования я не видел более 20 лет. Применение этой техники предоставит Москве значительное преимущество.
В российском военном ведомстве «Известиям» объяснили, что опасения Вашингтона вызваны тем, что Москва первой из 37 стран — участниц договора по «открытому небу» решилась на радикальную модернизацию оборудования самолетов-разведчиков Ту-154М-Лк-1 и Ан-З0Б, перейдя с «аналоговых» на «цифровые» средства контроля. У Вашингтона было четыре месяца для оспаривания инноваций в рамках базирующейся в Вене консультативной комиссии по выполнению соглашений, однако результата достичь не удалось.
По словам начальника национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергея Рыжкова, 50 иностранных инспекторов с 19 по 28 июня на аэродромах Кубинка и Майкоп смогли ознакомиться с работой российской аппаратуры. По результатам визита Клаус Бернандер, начальник отдела «открытого неба» Верификационного центра Швеции полностью признал, что цифровая аппаратура наблюдения, установленная на самолетах Ту-154М-Лк-1 и Ан-З0Б, не подпадает под ограничения, определенные договором по «открытому небу». Ее разрешающая способность на местности, как и в случае с «пленочными» фотоаппаратами, составляет не выше 30 см на пиксел на всех применяемых для наблюдательных полетов высотах.
Согласно тексту договора, аппаратура на наблюдательных самолетах ограничена четырьмя типами — это оптические панорамные и кадровые фотоаппараты; видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени; инфракрасные устройства линейного сканирования; радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой. В состав комплекса входят аэрофотоаппараты и видеокамеры, расположенные в переднем отсеке самолета со специальными иллюминаторами. Радиолокатор и ИК-аппаратура размещены в заднем отсеке, а снизу к машине прикреплена антенна радиолокатора.
— Опасения американцев вполне понятны — переоборудованный Ty-154М-Лк-1 максимально приблизился по своим характеристикам к пороговым значениям договора, — пояснил профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. — У нас есть еще более совершенный самолет-разведчик — Ту-214ОН, который в перспективе должен заметить Ty-154М-Лк-1. Его впервые представили на аэрокосмическом салоне МАКС-2011 — о нем Вашингтон вообще ничего не хочет слышать, вплоть до выхода из договора. Аппаратура наблюдения, установленная на этой машине, соответствует максимальным значениям, указанным в документе, и это всерьез беспокоит американцев, так как дает нам возможность видеть реальную картину с передислокацией техники, строительством объектов военной инфраструктуры.
Оригинальный договор по «открытому небу» от 2002 года предусматривал использование сторонами исключительно пленочной техники. В 2010 году была утверждена возможность постепенного перехода наблюдательных полетов с пленочных фотоаппаратов на электронные сенсоры — таким образом подчеркивалась долгосрочность соглашений.
— Однако именно Россия первой перешла на «цифру», чем и вызвала опасения, — пояснил Козюлин. — В прошлом году в плановом наблюдательном полете нам отказала Турция. Российские военные тогда сочли это нарушением требований договора и заявили об «опасном прецеденте неконтролируемой военной деятельности» Анкары. В турецком МИДе сослались на то, что стороны «не смогли согласовать маршрут полета». На самом деле причина в технологиях, впервые мы лучше западных «товарищей», и им это категорически не по нраву. Впрочем, все опасения после международной сертификации самолетов можно отставить в сторону.
Дмитрий Литовкин
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.