России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Что привез Порошенко из Турции

Что привез Порошенко из Турции

Главы двух государств оговорили ряд важнейших соглашений, которые могут сильно подкосить позиции России в регионе

Визит главы украинского государства в Турцию, безусловно, можно назвать результативным. Результативным для обеих стран, поскольку в Анкаре Петр Порошенко достиг ряда соглашений сразу в нескольких сферах. Договоренности носят декларативный характер, как и все публично объявленные намерения. Однако за ними следует уже практическая часть.


Итак, президент в Турции заявил о трех векторах сотрудничества: сугубо политический, экономический и оборонно-промышленный/аэрокосмический. Все они объединены в один общий вектор - геостратегический, т.е. "дружбу против России" в регионе.


Политический вектор - это конечно же вопрос Крыма. В частности, Порошенко на пресс-конференции с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом сообщил, что страны будут вместе работать над деоккупацией аннексированного полуострова и его возвращением в объятия Украины в рамках международных организаций. "Мы с господином президентом высказались за совместные шаги, которые будут направлены на деоккупацию Крыма, и для этого планируем объединить усилия в рамках международных организаций, а также на основе новых международных форматов, включая формат "Женева плюс" с участием гарантов Будапештского меморандума, Турции и Украины", - заявил Порошенко, который также в ходе визита призвал турецкий парламент признать депортацию крымских татар в 1944 году геноцидом.


Экономический вектор заключается в первую очередь в создании зоны свободной торговли. Порошенко и Эрдоган договорились завершить переговоры по вопросу ЗСТ до конца текущего года. В принятой декларации также сообщается, что обе стороны будут принимать меры, направленные на всестороннее содействие двустороннему экономическому и инвестиционному сотрудничеству и развитию инфраструктуры, а также намерены подписать двусторонние соглашения о взаимной защите инвестиций. Если говорить о цифрах, то, как сказал президент Турции, цель - увеличить товарооборот между в 2020 году до 20 млрд долларов. Кроме того, глава украинского государства сотрудничество сделал еще более соблазнительным, предложив Турции участие в приватизационных процессах и украинские подземные хранилища газа. Газовый вопрос, стоит заметить, для Анкары после резкого ухудшения отношений с Москвой стоит так же остро, как и для Украины. Турки ведут переговоры, к примеру, с Израилем о поставках газа из этой страны. Голубое топливо Турции пообещал и Азербайджан.


Военный вектор сотрудничества заключается, как заметил Порошенко, в углубленном взаимодействии в оборонно-промышленной и аэрокосмической отраслях. Что могут дать друг другу Украина и Турция?


Сразу напомним, что турецкая армия является одной из самых боеспособных в мире и фактически второй в НАТО после американской. Так, согласно индексу Global Power, турецкие вооруженные силы замыкают Топ-10 самых боеспособных в мире, где на первом месте находятся США, а на втором Россия. Справедливости ради скажем, что и в технологическом, и количественном плане турки проигрывают россиянам. У Турции, в принципе, довольно сильная и современная авиация и мощный флот. В общей сложности, у России, безусловно, преимущество в численности по миру, однако, что касается Черного моря, то в регионе у РФ есть 1 ракетный крейсер, 1 большой противолодочный корабль, 3 сторожевых корабля дальней морской зоны, 6 малых противолодочных и 4 малых ракетных корабля, 2 дизельные подлодки. У турков: 16 фрегатов, 8 корветов, 13 дизельных подлодок. Ну и не будем забывать про огромное геостратегическое и геополитическое значение проливов Босфор и Дарданеллы - ворот в Средиземное море.


В то же время, Турция испытывает острую необходимость в транспортной авиации, а сотрудничество с Украиной, в частности с КБ "Антонов" обещает изменить ситуацию в лучшую сторону. На данный момент Турция располагает таким авиапарком: европейские Airbus А400 - две единицы (ожидается еще восемь), американцы Lockheed С130 Hercules - 19 единиц, франко-германские Transport Allianz C160 середины 60-х годов прошлого века - 16 единиц, американцы Boeing K135 - 43 единицы. Поэтому заинтересованность Анкары в новеньких Ан-178 - транспортных самолетов, которые произвели фурор на международном авиарынке, вполне объяснима. Более дешевый Ан-178 представляет угрозу для аналогичных итало-американского C-Alenia 27J Spartan, бразильского Embraer KC-390 и собственно молодящегося старичка Lockheed Martin C130 Hercules. КБ "Антонов" уже подписал контракт с авиакомпанией Объединенных Арабских Эмиратов Maximus Air Cargo, однако количество серии Ан-178 по нему пока не известно. Но точно известно, что Саудовская Аравия намерена купить 30 единиц, азербайджанская Silk Way Airlines - больше 10. Очень заинтересован не только в приобретении, но и получении лицензии на производство и Китай.


Чем вызван такой успех? В первую очередь, как уже писалось выше - разницей в себестоимости при аналогичном качестве. По своим характеристикам украинский Ан-178 больше походит на американский Hercules, но загвоздка в том, что американец - это исключительно военно-транспортный самолет, в то время как украинец - универсал, который может перевозить 10 тонн груза, в частности стандартный морской контейнер, не требуя специальных средств погрузки и оснастки. К тому же украинец может садиться на любую полосу. Кроме того, данный самолет может выполнять роль патрульного, поискового, противолодочного и т.п., а потому выглядит еще более привлекательным для Турции в контексте усиления ее присутствия в регионе. Тем более что схема такого морского самолета достаточно хорошо опробована еще в ходе проработке аналогичного проекта для индийских ВМС на основе Ан-148.


Следующим шагом после декларации сотрудничества в Анкаре Турция вполне может выбрать совместное производство, а также инвестиционное участие с целью получения части прибыли от продаж.


Предположения о возможности совместной разработки истребителя выглядят довольно смело. Но потребность в подобной кооперации назрела у обеих стран, причем возможное сотрудничество Турции и Украины по этой теме может в общих чертах наследовать китайско-пакистанский проект по разработке и производству многоцелевого истребителя "Ченду" FC-1 "Сяолун"/FJ-17 Thunder. Общую разработку проекта вел Китай, а пакистанцы вкладывались деньгами, параллельно перенимая опыт проектирования и готовя у партнера специалистов для своей промышленности. В 2009 году был дан официальный старт серийному производству. Если применить эту аналогию к Турции и Украине, то роль Пакистана отведется первой, а на Киев может лечь планирование, разработка, налаживание технологической цепочки. К тому же, заключение соответствующих контрактов может запустить цепочку дальнейшей кооперации с другими странами, в первую очередь стран Персидского залива.


В контексте потенциального (и, очевидно, неформального) черноморского военного союза, Украина может усилиться на море за счет Турции, "заплатив" за это технологиями, предприятиями из списка приватизации и ПХГ. Такой "вертикальный" региональный альянс представляет серьезную угрозу доминированию России в Черном море, и что немаловажно - поставкам живой силы, оружия, амуниции, военной техники в Сирию. Да и аннексированный Крым, используемый Москвой в качестве перевалочного пункта и по сути военного склада, окажется в украинско-турецких тисках.


Владислав Гирман

Права на данный материал принадлежат Деловая столица (г.Киев)
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2024, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна