России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Ключ к оценке обстановки

Ключ к оценке обстановки

В систему информационного взаимодействия включены все министерства и ведомства

Создание Национального центра управления обороной (НЦУО) Российской Федерации показало, что это было совершенно правильное и обоснованное решение. Минувший год лишь подтвердил это. Но громадный потенциал центра до конца не раскрыт. В системе межведомственного информационного взаимодействия при решении оборонных задач есть что совершенствовать. О том, как решаются эти вопросы, шла речь на I межведомственной научно-практической конференции в НЦУО.


Национальный центр управления обороной Российской Федерации является основным интегрирующим и координирующим органом управления, одна из важнейших задач которого – информационное обеспечение деятельности высших должностных лиц государства в области обороны.


Полученный практический опыт совместного решения задач в условиях современных вызовов и угроз национальной безопасности определил необходимость формирования качественно новых подходов к организации работы с информационными ресурсами различных министерств и ведомств.


VipNet-координаторы


Потребовалось, в частности, создать надведомственную нормативную правовую базу, регулирующую отношения между Минобороны и федеральными органами исполнительной власти.


Первым шагом в данном направлении стало издание в сентябре 2014 года по инициативе Минобороны президентского указа «О порядке сбора информации по вопросам обороны Российской Федерации и обмена этой информацией». Впервые появился нормативный правовой акт, определяющий основные правила сбора и обмена оборонной информацией по направлениям деятельности центральных органов исполнительной власти. Определены роль и место НЦУО РФ в системе межведомственного взаимодействия. Реализация данного указа обеспечена двусторонними соглашениями между Минобороны и федеральными органами исполнительной власти.


Вопросы правового регулирования совместной работы Национального центра с другими министерствами и ведомствами в настоящее время решены. Нормативная правовая база, регламентирующая деятельность федеральных структур по организации информационного обмена, создана в полном объеме.


Расширение перечня функций, реализуемых НЦУО, определило потребность в значительном увеличении информационного пространства и повышении качества получаемых материалов.


Совершенно очевидно, что с учетом скоротечности событий практически невозможно осуществлять эффективное управление военной организацией государства без учета оперативной информации, характеризующей социально-экономическое состояние регионов, транспортной инфраструктуры и гидрографии, санитарно-эпидемиологической обстановки, других показателей, влияющих на возможности применения группировок войск. Появилась реальная потребность в многоплановой объективной информации, позволяющей формировать основу как для оперативного анализа различных ситуаций и прогнозирования развития обстановки, так и для выработки предложений, принятия соответствующих решений руководителями высшего звена.


В соответствии с решением министра обороны в систему информационного взаимодействия на сегодня включены сто процентов министерств и ведомств. Сформирована организационная основа, определены источники информации, поступающей в МО РФ.


Наряду с необходимостью расширения информационного пространства и создания технической основы системы такого межведомственного взаимодействия существовала проблема распределения инфопотоков, поступающих в Национальный центр.


В сложившейся обстановке они были разделены на специальный и общий. По первому распространяется информация, находящаяся в сфере полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законом «Об обороне». В рамках второго осуществляются сбор и обмен данными различных мониторинговых и информационных систем министерств и ведомств по направлениям их деятельности для принятия эффективных оборонных решений.


Еще два года назад о таком объеме информации не было и речи. Поэтому задача распределения этих потоков представлялась наиболее сложной и трудоемкой. Разнородность поступающей информации определила необходимость ее классификации по ряду признаков: функциональному предназначению, срокам и форме представления, способам передачи.


Работа по созданию программно-аппаратного комплекса дала возможность кардинально обновить техническую основу системы межведомственного информационного взаимодействия.


При этом развернуты и успешно функционируют:

$this->regex_parse_list( '[ul]

[*]подсистема сети передачи данных с уровнем защиты информации до служебного. Сеть шифрования построена на программно-аппаратных средствах – VipNet-координаторах. В настоящее время ею охвачено 56 федеральных органов исполнительной власти и организаций;

подсистема обеспечения взаимодействия Национального центра с органами управления федеральных структур исполнительной власти и организаций с применением системы видеоконференцсвязи служебного и закрытого сегментов;

подсистема информационного обмена посредством электронной почты, в которую включены министерства, ведомства и организации, которые являются участниками межведомственного взаимодействия;

информационно-справочная подсистема на базе Web-портала межведомственного взаимодействия, которая обеспечивает доступ к информационно-справочным системам федеральных органов исполнительной власти, а также к ГИС-порталу, позволяющему использовать различную картографическую информацию.[/*]

[/ul]' , 'ul' )


В настоящее время развитие технической основы системы межведомственного взаимодействия продолжается.


Впервые созданная в рамках программно-аппаратного комплекса НЦУО подсистема межведомственного информационного взаимодействия позволила автоматизировать процессы сбора, классификации, хранения поступающей информации, сократить время ее обработки и обеспечить доступ к ней всех участников. Что в свою очередь способствовало переходу к следующему этапу – подготовке органов управления и созданию единых алгоритмов работы.


Ответ на вызовы и угрозы


По итогам проведенной работы:

уточнен перечень органов управления министерств и ведомств, на которые возложены задачи по организации информационного взаимодействия. Необходимо подчеркнуть, что только в половине федеральных органов исполнительной власти и организаций вопросы взаимодействия возложены на действующие штатные ситуационные центры, оперативные дежурные или дежурные службы. У остальных эти задачи возлагаются на специально назначенные структурные подразделения;

$this->regex_parse_list( '[ul]

[*]уточнен перечень информации, подлежащей обмену в соответствии с регламентами, разработаны отчетные формы предоставления данных. Приняты за основу формализованные документы – формы, находящиеся в обращении у федеральных органов исполнительной власти, но детализированные в соответствии с запросами Минобороны. Подобные подходы позволили исключить дополнительную нагрузку на министерства и ведомства, при этом в полной мере обеспечить потребность МО РФ в информации;

уточнен перечень информационных систем федеральных органов исполнительной власти и организаций. Выработаны технические решения по их подключению к программно-аппаратному комплексу Национального центра;

отработаны вопросы по функциональной загрузке межведомственной сети передачи данных с использованием электронной почты и возможностью обмена информацией, содержащей сведения «для служебного пользования», и единой системы служебной видеоконференцсвязи, обеспечивающей работу должностных лиц всех участников взаимодействия в едином закрытом информационном пространстве.[/*]

[/ul]' , 'ul' )


Таким образом, проведенный в кратчайшие сроки комплекс организационно-технических мероприятий обеспечил формирование функциональной подсистемы межведомственного взаимодействия, которая сегодня в полной мере является составной частью системы военного управления государством.


Параллельно с решением организационно-технических задач наработана практика совместной работы Минобороны с федеральными органами исполнительной власти. Она наиболее заметна при ликвидации последствий ЧП природного характера, обусловленных паводками и пожарами. Созданная единая база данных по результатам дистанционного зондирования Земли и работа с космическими снимками позволили значительно повысить эффективность планирования и применения авиации, инженерных и других подразделений Минобороны при тушении лесных пожаров. С учетом задач по освоению Арктики и работ по оперативному освещению обстановки в этой зоне организовано взаимодействие с ФСБ, Минтрансом и Минприроды. Создание единого информационного пространства с участием Национального центра позволило оперативно реагировать на возможные угрозы и вызовы в регионах.


Впервые нормативно закреплен порядок привлечения атомного ледокольного флота к обеспечению ледокольной проводки кораблей и судов, проведению аварийно-спасательных работ при поисково-спасательном обеспечении ВМФ в Арктике. Созданы благоприятные условия, обеспечивающие безопасность плавания и возможность боевого использования сил флота в этом регионе круглогодично.


Поступающая гидрометеорологическая и геофизическая информация от ФСБ, МВД, Минприроды, Минтранса, госкорпорации «Росатом» и РАН позволила значительно повысить эффективность проводимых мероприятий боевой подготовки и повседневной деятельности войск.


Совместно с МИДом, ФСБ, Минтрансом и рядом других федеральных органов исполнительной власти проводится работа по защите торгового морского судоходства от пиратов в районе Аденского залива.


На качественно новом уровне организовано взаимодействие с МИДом, Минтрансом, Росавиацией, МЧС, ФСБ, ФСО и Федеральной таможенной службой при решении задач по организации и выполнению межокружных, международных, особо важных и специальных перелетов воздушными судами Вооруженных Сил. Это необходимо для обеспечения боеготовности и жизнедеятельности войск, исполнения международных обязательств, а также отдельных поручений президента, других высших должностных лиц.


На сборовых мероприятиях и специальных учениях, проводимых Минобороны по ликвидации последствий аварийных ситуаций на радиационных и химически опасных объектах совместно с Росатомом, Минпромторгом, Минприроды, Минздравом, МВД и МЧС, отработаны вопросы оповещения и взаимного информирования об основных параметрах складывающейся обстановки и принимаемых мерах.


Организована работа с информационными ресурсами Минпромторга, госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос», а также предприятий ОПК, что позволяет Национальному центру в режиме реального времени осуществлять действенный контроль выполнения ГПВ и ГОЗ. Для снижения государственных расходов также развернута межведомственная система контроля использования бюджетных средств ГОЗ. Совместно с Минпромторгом, Росфинмониторингом и организациями банковского сектора разработана необходимая нормативная правовая база. Принят комплекс мер по предотвращению необоснованного повышения цен в сфере гособоронзаказа, нецелевого использования выделенных средств, повышения эффективности контроля и надзора. Внедрение системы финансового мониторинга позволило обеспечить защиту интересов заказчика и исполнителей, а также публичных интересов Российской Федерации, прежде всего Министерства обороны в сфере ГОЗ.


Продолжается работа по дальнейшему развитию международного военного сотрудничества. С учетом создания Центра кризисного реагирования ОДКБ планируется формирование единого информационного пространства в интересах стран-участниц. Определенный положительный опыт получен при проведении специальных учений «Взаимодействие-2015».


С учетом боев в Сирии


Работа в едином информационном пространстве, оперативная координация усилий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечили успешное проведение операции по эвакуации граждан Российской Федерации и других стран из Йеменской Республики.


Особо необходимо остановиться на итогах совместной работы при решении задач, поставленных перед Министерством обороны, по борьбе с террористическими организациями в Сирийской Арабской Республике. Скоординированная работа с МИДом, ФСБ, Минтрансом, Росавиацией и другими федеральными структурами, основанная на информационном взаимодействии, позволила в установленные сроки без срывов выполнить задачи по развертыванию российской авиационной группировки войск в Сирии и организовать всестороннее обеспечение авиационных подразделений, выполняющих боевые задачи.


Продолжается работа с участием авиационной группировки Минобороны во взаимодействии с другими структурами по вывозу багажа российских туристов из Египта. Уже доставлено более 315 тонн груза.


Наиболее показательны итоги СКШУ «Центр-2015». Впервые в единой системе информационного обмена находились 54 федеральных органа исполнительной власти и 29 субъектов Российской Федерации, расположенных в зоне ответственности ЦВО. Применение различных способов передачи информации, таких как сеть шифрованной документированной связи «Атлас», системы межведомственного информационного взаимодействия «Портал» и защищенной видеосвязи органов государственной власти, обеспечило слаженную работу всех участников СКШУ.


Другой успешный пример межведомственного взаимодействия – участие сил ВМФ и ФСКН в международных антинаркотических учениях.


Заблаговременно сформированные подходы к решению задач межведомственного взаимодействия отработаны на практике в ходе внезапных проверок войск практически на всех стратегических направлениях. Поступающие в НЦУО от федеральных и региональных органов исполнительной власти доклады о развертывании системы управления, мероприятиях, проводимых по обеспечению отмобилизования и решению задач территориальной обороны, позволили значительно повысить оперативность оценки обстановки и эффективность работы по формированию итоговых сводок и докладов руководству государства и министерства.


Продолжена работа по конкретизации содержания информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Утвержденный Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами План обороны страны на период с 2016 по 2020 год позволит уточнить вопросы взаимодействия и придаст новый импульс проделанной работе.


Начата подготовка руководителей органов государственной власти на базе Военного института управления национальной обороной Академии Генерального штаба.


Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты, предстоит сделать еще многое. Особое внимание мы намерены уделить практическому совершенствованию межведомственного информационного обмена согласно уже утвержденным в этом году регламентам информационного взаимодействия, работе по организации доступа Национального центра к информационным системам и ресурсам министерств и ведомств.


Планируем также продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы межведомственного информационного взаимодействия.


Считаем, что одной из ключевых задач должно стать подписание соответствующих соглашений на межрегиональном и региональном уровне, что позволит органам военного управления и структурам исполнительной власти субъектов Российской Федерации действовать при решении оборонных задач по единым регламентам.


До конца текущего и в начале 2016 года планируем продолжить работу по дальнейшему формированию технической основы системы межведомственного информационного взаимодействия путем развития ее закрытого сегмента, в том числе реализации программных сервисов электронного документооборота. Это повысит оперативность обмена закрытой информацией как преобладающей в вопросах обороны с выполнением всех требований по защите государственной тайны.


Кроме того, запланировано в короткие сроки решить вопрос о введении в практику обмена видеоконтентом в служебной сети межведомственного информационного взаимодействия. Это обеспечит передачу в Национальный центр различных данных в режиме реального времени от систем отображения информации, размещенных в федеральных органах исполнительной власти.


Для обеспечения эффективного взаимодействия между информационными системами актуально их приведение к единым стандартам. Принято решение о внедрении и развитии на практике системы словарей, классификаторов, а также создании тематической нормативной базы.


Сегодня межведомственное взаимодействие уже не только требование времени. Это потребность и внутреннее содержание нашей круглосуточной работы. Ключ к успеху решения подавляющего количества задач находится именно здесь. С уверенностью можно сказать, что за очень короткое время все федеральные органы исполнительной власти стали нашими единомышленниками в данном вопросе. Впереди формирование новых взглядов в области информационных технологий и различных организационных решений, направленных на дальнейшее совершенствование межведомственного взаимодействия.


Михаил Мизинцев, начальник Национального центра управления обороной Российской Федерации, генерал-лейтенант


Опубликовано в выпуске № 46 (612) за 2 декабря 2015 года

Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Близкие по темам новости

31.12.2014 » Что доктрина прописала (10)
25.12.2014 » Дмитрий Рогозин: "Вооружаем армию, чтобы не воевать" (10)
24.12.2014 » Год преображения армии (10)
07.03.2012 » Качество оружия лежит в основе многих побед (10)
06.07.2009 » Дайджест журнала «Военный парад» № 3 (93), Май - Июнь 2009 года (10)
11.07.2016 » Возрождение военной мощи России?! (Shukan Gendai, Япония) (9)
26.11.2015 » В Москве состоялось заседание Коллегии Министерства обороны России (9)
12.12.2014 » Глава российского Генштаба генерал армии Валерий Герасимов встретился с иностранными военными атташе (9)
17.06.2013 » Болезни роста и курс на Цусиму (9)
29.02.2012 » Оборонный разговор на земле святынь (9)
14.05.2009 » Дмитрий Медведев подписал Указ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (9)
26.12.2016 » Основы несокрушимости (8)
24.05.2016 » Слагаемые обороноспособности (8)
23.12.2015 » «Новая российская армия не родилась за три года ниоткуда» (8)
15.12.2015 » Начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов встретился с представителями военно-дипломатического корпуса (8)
2006-2020, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна