Совет национальной безопасности и обороны Украины предложил для утверждения президенту проект новой редакции военной доктрины
К сотрудничеству привлекались, как сообщал пресс-релиз, представители органов государственной власти и неправительственных организаций, а также иностранные специалисты из офиса НАТО на Украине. И все же формулировка «предложил для утверждения» — дань протоколу. Президент, он же глава Совбеза, сам вел заседание, демонстрируя, что знает тему в полном объеме. В конце прошлого года Рада трехсот тремя голосами поддержала президентский законопроект и отменила внеблоковый статус Украины. Теперь Порошенко «снимал» очередную серию фильма ужасов для Кремля — о сближении Киева с Альянсом.
— Уверен, что ошибочная военная доктрина, которая была построена на ожидании нападения с Запада, которая нам досталась в наследство от Советского Союза, за двадцать четыре года не была перестроена. И основная концентрация войск, и оборонных сооружений, и тактика действий были абсолютно ошибочны…
Миролюбивый характер Украины времен президентства Леонида Кравчука подкреплялся отказом сначала от тактического, а потом и стратегического ядерного вооружения и вывозом его в РФ. Понятие «потенциальный противник» применялось в качестве гипотезы — вдруг появится держава, последовательная политика которой приведет к военной опасности, вмешательству во внутренние дела, угрозе территориальной целостности и национальным интересам?
Вторая редакция документа появилась на излете пребывания у власти Леонида Кучмы, летом 2004-го, с учетом интересов олигархов. Вероятного противника по-прежнему никто не видел. Зато количество стратегических партнеров Украины перевалило за двадцать: от Азербайджана до Аргентины, от России до США. В этот список включали на основе сложившихся дружеских или коммерческих отношений с представителями украинских элит либо просто по принципу географического соседства.
К созданию нынешней доктрины, которая камня на камне не оставила от прежних двух, имеют прямое отношение военные и представители возрождающегося военно-промышленного комплекса страны. Украинское общество, не согласное больше терпеть роль жертвы агрессии, давит на власть все сильней. Президент в своем выступлении на заседании СНБО вообще обошелся без эвфемизмов:
— Новая доктрина не только констатирует, что военным противником Украины является Российская Федерация, но и ставит задачи по передислокации военных частей и соединений и создании надлежащей военной инфраструктуры в южных и восточных областях. Красной нитью через весь этот стратегический документ проходит тема евроатлантической интеграции, необходимость приведения всей нашей оборонно-военной системы в соответствие со стандартами НАТО, достижения критериев членства.
Порошенко назвал промежуточную цель — до 2020 года обеспечить полную совместимость вооруженных сил Украины с соответствующими силами стран — членов НАТО. Хоть о самом членстве пока речь идти не может: «Не потому, что не стремимся, а потому, что не готовы». Такой посыл при определенных успехах реформы в армии, повышении ее боеспособности может превратиться в «мостик» на второй президентский срок.
В военной доктрине, как известно, есть открытая и закрытая части. Опрошенные мной украинские эксперты называют безусловным прорывом определенность в стратегических направлениях. Но задают дополнительные вопросы, у которых, по их мнению, пока нет однозначных ответов. Украина предпочтет большую армию либо армию с ограниченной численностью и способностью быстро наращивать ее резервный компонент, по примеру Финляндии? Чем армию оснастят — значительным количеством относительно дешевого и простого в применении оружия? Или сделают ставку на дорогие, сложные комплексы? Будут закупать новое оружие? Брать подержанное в лизинг у западных стран?
Выступление Порошенко на заседании СНБО иллюстрировала электронная сравнительная таблица: что из себя представляли Вооруженные силы Украины в августе 2014-го и как они выглядят сейчас. Бригад (полков) было 8, стало 25, батальонов (дивизионов) — 50 против нынешних 150, личный состав (с учетом резерва) вырос с 32 тысяч человек до 73 тысяч, боевых бронемашин насчитывалось 900, сейчас 1400, танков — 210, стало 360 и так далее. А год ведь — неимоверно тяжелый и для экономики, и для страны! Поэтому президент вносил поправки в предложенный ему документ прямо с голоса:
— Настаиваю: при финальном редактировании более четко и без лишней дипломатичности записать, что военная доктрина предполагает достижения не только критериев, но и полноценного членства в НАТО.
Комментарий
Офицер, участник АТО Кирилл Данильченко:
— До конфликта у нас не было оперативного командования «Восток», все силы были развернуты на западе и прикрыты Днепром. Теперь некоторые части перебрасываются, в Славянске и Краматорске формируются новые, с пунктами постоянной дислокации на востоке — казармы, инфраструктура, полигоны, склады. Авиация частично переносится в Сумы и для защиты Киева частично на запад.
Впервые возможным противником признана Россия. Это означает разворачивание войск в определенных районах, обустройство инженерной полосы на востоке, вывоз объектов стратегической промышленности, создание ПВО и многое другое. Иначе — нонсенс: спустя полтора года после начала конфликта в зоне обстрелов по-прежнему находится Авдеевский коксохимзавод, Метинвест и еще дюжина предприятий.
Конкретная задача для доктрины сейчас — сохранение существования государства Украина путем сдерживания врагов, отсрочки боевых действий и нейтрализации угроз от пропаганды, диверсий малых групп и прочих атрибутов гибридной войны. Стратегические цели — реформа, перевооружение, стандарты НАТО, сотрудничество с США, вступление в блоки.
По поводу перевооружения. Люди на передовой хотят получать новые машины и БТРы. Но БРТ-80 еще удача большая. Есть и 70-е, и БМП-1,что встали на конвейер в 1966 году. Нужна внятная информационная политика от государства: не все понимают, зачем ведется АТО или в чем суть изменений в Конституцию, не говоря уже о стандартах НАТО. Тем более что быстро перейти на эти стандарты и решить проблему с боеприпасами и запчастями невозможно.
По поводу вступления в НАТО не обойтись без референдума. Мы должны будем готовы умирать за члена Альянса и знать, что наша безопасность увеличилась, а не уменьшилась после того, как мы поедем в Сирию помогать Турции. За все надо платить, и не всегда деньгами.
Ольга Мусафирова
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
• 2020-й год • Азербайджан • Аргентина • БМП-1 • НАТО • Россия • Сирия • США • Турция • Украина • Финляндия • Ядерный щит •