России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Мир праху твоему, ДОВСЕ

Мир праху твоему, ДОВСЕ

Москва похоронила соглашение, которое ущемляло интересы ее безопасности

Россия решила окончательно приостановить свое участие в Договоре об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). 10 марта нынешнего года она вышла из Совместной консультативной группы ДОВСЕ, последнего действующего органа, тоненькой ниточкой связывающего нашу страну с этим соглашением.


Директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Михаил Ульянов пояснил журналистам, что «в практическом плане это (выход из Совместной консультативной группы. – В.Л.) означает, что решение 2007 года о приостановлении участия России в ДОВСЕ становится всеобъемлющим. Тогда мы сделали исключение только для этой группы. Приостановив участие в договоре в целом, мы рассчитывали использовать ее (группу) в качестве площадки для диалога, может быть, даже для переговоров. Эти ожидания не оправдались. Потому что американские коллеги запретили своим европейским союзникам вести разговор с Россией и вызвались урегулировать все проблемы с Россией самостоятельно. У них это не получилось».


На окончательный выход России из ДОВСЕ уже отреагировали многие видные отечественные политики. Глава Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров заявил, что выход России из ДОВСЕ «является логичным шагом и отвечает сложившимся на сегодняшний день военно-политическим реалиям».


Руководитель Комитета по обороне Государственной думы Владимир Комоедов обвинил в происшедшем Вашингтон.


«Россия была вынуждена приостановить свое участие в ДОВСЕ из-за действий США, – сказал он в комментариях для ТАСС, – при нынешней администрации Белого дома вряд ли следует ожидать каких-либо перспектив для создания аналога договора 1990 года. «Они (руководители США. – В.Л.) к этому, наверное, все и вели, чтобы развязать себе руки», – подчеркнул адмирал.


Заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников дополнил коллегу: «российские инициативы, направленные на обеспечение безопасности Европы, разбивались о неконструктивную позицию Запада». Такую же мысль высказал и бывший начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Юрий Балуевский. «Причиной приостановки Россией участия в ДОВСЕ стали действия коллег по договору», – резюмировал он.


Определил свою позицию по поводу окончательного выхода России из ДОВСЕ и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Как и следовало ожидать, он говорил о том, что альянс разочарован решением Москвы.


Доверие под контролем


Но что такое ДОВСЕ? И почему ему уделяется столь большое внимание? Для людей, не посвященных в тонкости взаимоотношений между Россией и Североатлантическим альянсом, эта аббревиатура звучит загадкой. И для того чтобы приоткрыть завесу над ней, придется вернуться на 25 лет назад, в 19 ноября 1990 года, когда в Париже странами, входившими в Североатлантический альянс (НАТО), и государствами Организации Варшавского договора (ОВД) был подписан этот самый ДОВСЕ – Договор об обычных вооруженных силах в Европе.


Он, с одной стороны, ограничивал количество тяжелых вооружений той и другой стороны по пяти параметрам – по танкам, боевым бронированным машинам, артиллерийским установкам, боевым самолетам и боевым вертолетам, а с другой – устанавливал квоты на эту боевую технику для каждого из подписавших ДОВСЕ государств. В сумме они были практически равными, как для НАТО, 16 государств, входивших тогда в эту организацию, так и для ОВД, семи государств – членов Варшавского договора. На их территориях после вступления договора в силу (это случилось после его ратификации в 1992 году) для НАТО могло быть размещено 24 093 танка, 33 827 боевых бронированных машин, 19 831 артиллерийское орудие, 5118 боевых самолетов и 1685 ударных вертолетов. Для ОВД эти квоты составляли (соответственно) 21 473, 32 702, 20 368, 6461 и 1189, а для России – 9338, 19 399, 8326, 4624 и 1005. Причем уровни этих вооружений распределялись по регионам Центральной Европы и ее фланговым районам таким образом, чтобы нигде не создавалось решающего преимущества, способного угрожать агрессивными действиями соседям.


В то же время договор требовал от каждого участника регулярно, раз в полгода, информировать своих партнеров о наличии пяти видов оговоренных вооружений в той или иной точке своей страны (в ее европейской части), называя конкретную воинскую часть и ее географические координаты, а также открывал беспрецедентную и немыслимую ранее возможность для военных из НАТО или ОВД приехать на место и проверить точность полученных сведений. Фактически ДОВСЕ устанавливал новые нормы доверия в Европе между двумя, как тогда казалось, непримиримыми соперниками – ОВД и НАТО. Доверия, опирающегося на невиданную ранее военную открытость и четкий, транспарентный, основанный на юридических международных нормах регулярный контроль за военной деятельностью противоположной стороны.


Но вот парадокс истории. ДОВСЕ вступил в силу 9 ноября 1992 года, когда и Организация Варшавского договора, и Советский Союз прекратили свое существование. Возникла новая Россия. Практически все страны, входившие в ОВД, а также некоторые бывшие республики СССР, на которые распространялись условия договора, вступили в НАТО. Квоты на вооружения в Североатлантическом альянсе стали превышать российские по некоторым показателям в три-четыре раза, что, конечно же, не способствовало укреплению доверия между сторонами и безопасности Российского государства. Нелепо, что ДОВСЕ, принятый, как в нем записано, для «установления безопасного и стабильного баланса обычных вооружений в Европе на более низких уровнях, а также для ликвидации неравенств, наносящих ущерб стабильности и безопасности, для ликвидации потенциала осуществления внезапного нападения и начала крупномасштабных наступательных действий в Европе», на рубеже ХХ и ХХI веков как раз и зафиксировал это «неравенство, наносящее ущерб стабильности и безопасности», и замораживал отсутствие баланса обычных вооружений.


Требовалось адаптировать ДОВСЕ к изменившимся историческим условиям, что и было сделано на саммите ОБСЕ в Стамбуле 19 ноября 1999 года. Там для каждой страны – участника договора, а их стало уже 30, были определены свои квоты и свои потолки тяжелых вооружений. Например, Азербайджан, Армения и Грузия получили право на 220 танков, 135 боевых бронированных машин, 285 артиллерийских систем, 100 боевых самолетов и по 50 ударных вертолетов. Белоруссия (соответственно) на 1800, 2600, 1615, 294 и 80. Венгрия – 835, 1700, 840, 180 и 108. ФРГ – 3444, 3281, 2255, 765 и 280. Франция – 1226, 3700, 1192, 800 и 374. США (на территории Европы) – 1812, 3017, 1553, 784 и 396. Россия – 6360, 11 280, 6315, 3416 и 855... Сохранялись и процедуры контроля, предусмотренные «старым» договором.


Неприемлемые условия


Но там же, на этом саммите, в документах, не имеющих прямого отношения к ДОВСЕ, странами НАТО было зафиксировано условие, что они ратифицируют адаптированный договор только после того, как Россия выведет свои войска из Грузии и Молдавии.


Из Грузии российские военные базы были выведены в 2005 году, хотя в Абхазии и Южной Осетии оставались отечественные миротворческие подразделения на линии разграничения грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов, введенные туда в одном случае на основании договоренности, принятой главами СНГ, в другом – в соответствии с российско-грузинским Дагомысским соглашением. Из Молдавии же была выведена российская 14-я армия. Там остались только наши миротворческие подразделения, которые, согласно двустороннему соглашению между Молдавией и Россией, подписанному президентами двух стран, контролируют (кстати, вместе с молдавскими и приднестровскими миротворцами) соблюдение режима безопасности в зоне урегулирования конфликта и охраняют склады с вооружениями в поселке Колбасно, которые Приднестровье считает своими, а Россия – своими.


Тем не менее страны НАТО под воздействием США отказывались ратифицировать адаптированный ДОВСЕ. Хотя его ратифицировали Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан (часть его территории входит в зону действия договора). А страны Балтии, вступившие в Североатлантический альянс, вообще не присоединились к этому документу. Складывалась странная ситуация. Офицеры Литвы, Латвии и Эстонии в составе натовских инспекций могли приехать, к примеру, в Калининградскую область и проверить там наличие тех или иных тяжелых вооружений. А российские офицеры совершить ответный визит не могли: страны Балтии не участники ДОВСЕ. А потом образовались новые государства на Балканах, где есть базы США и других стран альянса. И они тоже оказались вне ДОВСЕ.


Предупреждения Москвы, что, если государства, подписавшие адаптированный ДОВСЕ, не приступят к его ратификации, Россия выйдет из этого договора, не возымели никакого действия. И в декабре 2007 года указом президента Владимира Путина наша страна приостановила свое участие в договоре. То есть она перестала информировать своих бывших партнеров о наличии, количестве, дислокации и перемещении по европейской части страны своих тяжелых вооружений, не принимала военные инспекции из стран НАТО и, естественно, сама не посылала своих офицеров в такие инспекции.


На все недовольства из столиц западных государств из Москвы всегда следовал короткий и ясный ответ: сначала ратификация адаптированного ДОВСЕ, потом возвращение России к требованиям договора. А после грузинской агрессии против Южной Осетии, признания Москвой независимости и суверенитета Цхинвала и Сухума, заключения двусторонних договоров на размещение российских военных баз на территории двух этих государств, говорить с западными странами о ратификации адаптированного ДОВСЕ уже не приходилось. Тем более после поддержанного Западом националистического государственного переворота в Киеве, возвращения Крыма в Россию и развязывания украинским правительством гражданской войны на востоке Незалежной, вспоминать о возвращении к ДОВСЕ даже в таком виде, как он был модернизирован в 1999 году в Стамбуле, безусловно, невозможно. ДОВСЕ, превратившийся в соглашение для узкого круга лиц, в основном для членов НАТО, сегодня в принципе никому не нужен.


Перспективы отсутствуют


Без участия в ДОВСЕ России этот договор не нужен также ни США, ни НАТО. О размещении и перемещении своих войск по Европе, в том числе и в государствах Восточной Европы, там все знают. Более того, постоянно информируют о своих милитаристских планах общественность и СМИ. Контролировать этот процесс, фактически самих себя, им ни к чему. Предоставлять официальную информацию России о своих действиях они демонстративно отказались в 2011 году. Что называется, полностью развязали себе руки. Для нас это не стало неожиданностью. Высокомерный Вашингтон не считает для себя нужным прислушиваться к мнению Москвы по самым актуальным вопросам безопасности. В том числе и по расширению НАТО, по развертыванию системы ПРО, нарушению договорных обязательство по РМСД… Хотя и выдвигает ничем не подкрепленные встречные претензии.


О ситуации в Закавказье в Вашингтоне и Брюсселе наверняка тоже знают доподлинно и без ДОВСЕ. Американские и натовские советники, как говорится, днюют и ночуют в Грузии и получают, как официальную информацию в соответствии с требованиями договора, так и, судя по обычной вашингтонской практике, неформальную. В том числе и о ситуации в Армении и Азербайджане. Правда, у них есть определенные сложности с территорией непризнанного Нагорного Карабаха, но это сегодня не самая серьезная головная боль для Пентагона.


В ДОВСЕ остаются Белоруссия, Украина и Казахстан. Минск и Астана, как и следует ожидать, свои обязательства перед договором выполняют безупречно. Кстати, белорусские офицеры будут представлять интересы России в Совместной консультативной группе ДОВСЕ. А о Незалежной, где с короткими перерывами на перемирие идет братоубийственная гражданская война, продолжается хаос в Вооруженных силах и в государственном управлении, сказать нечего. Она наверняка пока выпала на неопределенное время из процесса верификации и транспарентности договорных обязательств.


Перспективы России в ближайшие пять-десять лет вернуться в ДОВСЕ, о чем говорят некоторые политики, тоже выглядят туманными. Ситуация резко изменилась по сравнению не только с 1990-м, но и с 1999 годом. И не только из-за расширения НАТО на восток и принятия в него пограничных с нашей страной государств, приближения Вооруженных сил Североатлантического альянса, в первую очередь США, к российским рубежам, что создает серьезную угрозу безопасности России. Продолжать делать вид, что мы этого не замечаем – невозможно. Тем более когда Вашингтон с манией, достойной лучшего применения, размещает в Румынии и Польше базы своей системы ПРО. Когда корабли США и НАТО с системой Aegis и противоракетами SM-3, с крылатыми ракетами Tomahawk на борту заходят в Черное и Балтийское моря, подбираются к Баренцевому. Когда они устраивают непрерывные учения в странах Балтии, перебрасывают туда десятки танков и бронемашин, которые не вписываются не только ни в какие нормы ДОВСЕ, но и требования Основополагающего акта Россия–НАТО. Когда атлантисты размещают в Восточной Европе свои командные пункты и системы управления войсками. Размышлять в этих условиях о переговорах по новому договору о вооруженных силах в Европе, по мнению автора, не представляется возможным.


Диалога не получается. Нас не хотят слышать и слушать, не хотят разговаривать с нами на равных, учитывать наши национальные интересы. Для нас ДОВСЕ умер. Окончательно и бесповоротно. Вспомним, это случилось еще восемь лет назад. А сегодня его тело наконец-то предано земле. Мир его праху.


Виктор Николаевич Литовкин – военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке

Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2025, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна