России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Хорошо, что "Медведи" летают!

Хорошо, что "Медведи" летают!

После 15 лет "простоя" русские "Медведи" (самолеты Ту-95) и "Белые лебеди" (Ту-160) снова вернулись в небо над Северной Атлантикой, возле Аляски и над акваторией Индийского океана. Россия по указу президента возобновила полеты дальней авиации. На боевое патрулирование ракетоносцы уходят с авиабазы города Энгельс (Саратовская область). Обозреватель "Известий" Дмитрий Литовкин побывал на этом "объекте".


Летный муравейник под Саратовом


- Да я далек и от политики, и от геополитики, - признается подполковник Геннадий Стекачев, командир стратегического ракетоносца Ту-95.


Стоим на холодном ветру под крылом его "именного" (на борту гордо выведено "Великий Новгород") самолета. Разумеется, первым делом я спросил, как подполковник оценивает решение возобновить боевое патрулирование.


- Скажу так: до указа нам попросту было скучно служить, - объясняет Стекачев. - Наша задача летать. И летать на максимальное удаление от собственных границ. А теперь - совсем другое дело. Только с августа мой экипаж семь раз вылетал к побережью Америки.


Авиабаза Энгельс под Саратовом, где базируются наши "Медведи" и "Лебеди", похожа на муравейник. Девять утра. На летном поле бомбардировщики прогревают двигатели. Жизнь кипит, как, не побоюсь сравнения, в лучшие для советской авиации времена.


- Сегодня полеты, - комментирует Стекачев. - Запланированы 12 самолето-вылетов. Как вам объяснить... Ну, вот раньше налет на одного пилота еле натягивали до 40 часов за год. А сейчас получается 80-100 часов.


- Я знаю, что в Америке ежегодный норматив 180 часов, у нас - 140.


- Да, показатель уже приличный, - соглашается Геннадий. - Раньше пилота мы учили 5 лет, чтобы допустить к управлению ракетоносцем. А в 2007 году мы подготовили восемь молодых экипаж ей.


"Медведь" в нафталине


Ту-95 приняли на вооружение в 1957 году. Когда мы возобновили полеты к американским берегам, представитель госдепартамента США Шон Маккормак ехидненько так заметил: "Если русским так хочется, пусть достают свои самолеты из нафталина и летают".


- Самолет-то не устарел, года ведь он "лохматого"?


- Это как посмотреть, - возражает Стекачев. - Да я сам американские В-52 видел куда более потрепанные жизнью. Наш же самолет не подводил ни разу. Вовремя ремонтируется. Недавно прошел модернизацию.


Бомбардировщик Ту-95, если использовать военную терминологию, может применять весь спектр управляемого и неуправляемого бомбового вооружения, а также новейшие высокоточные крылатые ракеты Х-555. На них вместо компактного ядерного заряда (130 кг, как у предшественницы Х-55) может быть установлена бронебойная, кумулятивная, осколочная или фугасная боевая часть массой не менее 350 кг. Это значит, ее можно применять не только для поражения хорошо защищенных наземных военных объектов противника, но и для разгрома баз террористов по всему миру. Военные секретов не раскрывают, но, по некоторым данным, дальность полета новой ракеты составляет около 3,5 тысячи километров. В полете Х-555 не только меняет высоту, но и может лететь прямо над поверхностью земли, огибая рельеф. Против нее бессильны не только современные зенитно-ракетные комплексы, но и создаваемая американская система НПРО.


На цель ракету выводит головка самонаведения, получающая данные как с собственной оптико-электронной, так и с многоканальной спутниковой системы навигации ГЛОНАСС. Точность попадания в цель - плюс-минус несколько сантиметров. В позапрошлом году Владимир Путин присутствовал на одном из заключительных этапов испытаний Х-555. Тогда летчики показали, как все четыре выпущенные с бомбардировщика ракеты точно попали в "форточку" заброшенного дома на полигоне Пембой под Воркутой, где по сценарию учений прятались террористы.


А в результате упомянутой подполковником модернизации Ту-95, он же "Медведь", стал действительно многофункциональным и грозным. Так что и у машины образца 1957 года может наступить "вторая молодость".


Как прощупать Атлантику


- Что значит летать в "безориентирном пространстве"? - интересуюсь у пилота, поскольку именно так ставилась одна из задач таких полетов.


- Это когда мы летим над Мировым океаном, - говорит пилот. - Там нет ориентиров. Не за что зацепиться глазом.


- А почему глазом-то? Неужели у вас нет спутниковых систем навигации?


- Есть GPS, в перспективе будет ГЛОНАСС, - объясняет пилот. - Но мы летаем по своей собственной, полностью автономной системе. Штурман должен быть очень грамотным, так как эта система не зависит ни от спутников, ни от наземных станций.


- А если все-таки сбой случится, машина подведет?


- Тьфу-тьфу... Очень надежный самолет. А потом, в случае чего мы можем совершить аварийную посадку на любом аэродроме мира. Такого в советские времена не было: надо было любой ценой тянуть до родных берегов. Не получается - уничтожить самолет. Так что мы сегодня спокойны.


Полет учебный - цель реальная


- Как там наши "партнеры ради мира" из НАТО себя ведут?


- Нормально. Все корректно, - рассказывает Геннадий. - Берут в сопровождение. Летят параллельно с нами и никаких попыток помешать не предпринимают. Мы даже приветствуем друг друга. Машем им рукой, они нам. Думаю, что им самим важно, чтобы мы летали рядом. Это держит в тонусе.


Командир дивизии дальней авиации генерал-майор Александр Блаженко говорит, что за неполных четыре месяца после начала регулярных полетов в Атл антику и Тихий океан "на перехват" наших самолетов вылетало до 120 истребителей ПВО НАТО. Возле Аляски и Канады, на Атлантике российских "Медведей" и "Лебедей" подолгу сопровождают американские истребители F-16. У европейских границ - британские "Торнадо", итальянские "Тайфуны" и французские "Миражи". Иногда это сопровождение длится пару минут, иногда - несколько часов.


- Мы не просто "утюжим воздух", а проводим боевую учебу, - говорит Блаженко. - На бомбардировщиках нет боевого оружия, только учебное (тем и отличается "боевое патрулирование" от "боевого дежурства". - "Известия"). Но наши экипажи имитируют его применение - есть и такая тренировка.


За время воздушного патрулирования экипажи дальней авиации совершили 217 условных пусков ракет и бомбометаний. Причем цели были абсолютно реальными. Они присутствовали на экранах дисплеев, их было видно в иллюминаторы.


А натовцы и американцы нас "стерегут" на всякий случай: полеты тренировочные, но самолеты-то боевые.


"За угол" - значит, далеко


...Город Энгельс. Ту-95 и Ту-160 уходят в небо. В нескольких сотнях километрах от Саратова их ждет в небе топливозаправщик Ил-78. Летчики учатся заправляться прямо в небе. Стратегический бомбардировщик весит в полете около 150 тонн, принимает на борт в воздухе около 30 тонн горючего. Для этого ему нужно подойти к танкеру на расстояние в 120 метров, потом плавно сблизиться с ним, так как длина шланга составляет всего 21 метр. Дальше - уже "ювелирка". Захватить раструбом шланг и принять на борт тонны горючего под давлением и со скоростью 2 тонны в минуту. При этом нельзя потерять ни одного метра расстояния и необходимо выдерживать одинаковую с топливозаправщиком скорость полета. Взятого запаса бомбардировщику в воздухе хватает на 15-17 часов.


"Летать за угол" - так на жаргоне пилотов называются трансатлантические перелеты - тяжело даже физически. Геннадий Стекачев говорит, что в небе приходится проводить до 16 часов. Пилотам трудно не только из-за физических перегрузок, но и по "бытовым" моментам. Так, пищу приходится готовить в микроволновке или пользоваться сухим пайком. Если Ту-160 оборудован туалетом, то в Ту-95 вместо него - обычное ведро.


Стекачев рад, что теперь он летает, а не киснет на земле. И не так уже важно (как было в те годы, когда боевая авиация томилась "на приколе"), что у дома стоит старенький "Москвич", а зарплаты в 20 тысяч рублей впритык хватает на семью, в которой растут двое сыновей.


Крещение штангой


- Раньше после каждого дальнего полета нас обязательно встречали жены, дети. Были цветы, знамя части на летном поле. Ведь летали редко, каждый полет был сенсацией, - вспоминает Геннадий. - Сейчас полеты - просто норма. За них даже дополнительных денег не платят - это просто работа. В общем, не до традиций. Хотя...


Геннадий достает связку ключей:


- Видите колокольчик?


Действительно, маленький черный колокольчик, сделанный вроде как из резины.


- Это чека от крылатой ракеты. Когда она выходит из бомболюка, там остается "колокольчик". Его потом техники пилоту или штурману дарят. На память об успешном пуске.


А еще, если задача выполнена, нас всегда встречает инженер с бутылкой шампанского. Он должен открыть ее так, чтобы пробка обязательно выстрелила и попала в борт ракетоносца. Только пить его никто не будет. Так, чисто символически пригубим - и все. Это уже потом, после отчетов руководству, в нашей столовой всем, кто принимал участие в пуске, вручают поросенка и можно попраздновать.


А еще в дальней авиации принято "крестить" молодых летчиков, совершивших в п ервый раз дальний полет. После приземления экипаж берет "новобранца" за руки и за ноги, раскачивает и несколько раз прикладывает пятой точкой к штанге переднего шасси бомбардировщика.


Геннадий подумал и уточнил:


- Раза три точно приложат... Только после этого пилот состоялся...


Очень серьезно он это сказал. Да несерьезные мужики и не "летают за угол".


Ту-95 ("Медведь")


Принят на вооружение в 1957 году. Сейчас Ту-95МС является основой воздушных стратегических сил России. Размах крыльев - 50,04 м. Длина - 46,17 м. Максимальная скорость - 920 км/ч. Дальность полета - 15 400 км. Экипаж - 8 человек. Самолеты поднимают до 12 000 кг боевой нагрузки. У Ту-95МС она была представлена свободнопадающими бомбами калибром от 1500 до 9000 кг, как фугасными, так и ядерными, подвешиваемыми в фюзеляжном отсеке. Ту-95В брал под фюзеляж (габариты не позволяли размещать в отсеке) тактические ядерные авиабомбы мощностью 20 и 50 мегатонн, массой до 22 тонн. Может нести крылатые ракеты большой дальности Х-55 (ядерная) и Х-555. Оборонительное вооружение Ту-95МС состоит из двух спаренных 23-миллиметровых двуствольных пушек ГШ-23Л, размещенных в кормовой оборонительной установке. Боезапас - 2500 выстрелов.


Ту-160 ("Белый лебедь")


Принят на вооружение в 1987 году. Размах крыльев - 55,7/35,6 м. Длина самолета - 54,1 м. Высота самолета - 13,1 м. Площадь крыла - 232 кв. м. Максимальная скорость на высоте - 2000 км/ч. Дальность полета с максимальной бомбовой загрузкой - 10 500 км. Продолжительность полета - 15 часов. Экипаж - 4 человека. Это самый мощный ударный авиационный комплекс в мире. На борту могут размещаться 12 крылатых ракет с ядерными боеголовками или бомбовое вооружение общей массой до 40 тонн. К началу 1994 года было выпущено около 30 самолетов (на начало 1993 года 19 самолетов базировалось на Украине). Бомбардировщик оборудова н спальным местом, туалетом. Конструктивно Ту-160 близок американскому стратегическому бомбардировщику В-1, но в отличие от него всю боевую нагрузку несет на внутренней подвеске. На базе Ту-160 КБ Туполева ведет разработку перспективного российского бомбардировщика пятого поколения.

Права на данный материал принадлежат Известия.ru
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2024, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна