Западные эксперты считают поставку китайских истребителей J-10A Ирану маловероятной. По их мнению, появление информации о том, что в период 2008-2010 гг. Китай намерен поставить Ирану 24 истребителя J-10A на общую сумму 1 млрд дол, в первую очередь, имеет своей целью оказание давления на США. Китай, тем самым, демонстрирует намерение использовать военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами в качестве инструмента внешней политики и предостерегает США от поставок вооружения Тайваню, в первую очередь истребителей F-16 "блок-52".
В свою очередь Иран на фоне сохраняющейся напряженности вокруг его ядерной программы сигнализирует Западу об укреплении отношений со своими союзниками и использует трения между США и КНР для развития военно-технического сотрудничества с Пекином.
Как отмечают эксперты, в случае поставки Ирану истребителей J-10A, рост напряженности между Вашингтоном и Пекином станет неизбежным, что не соответствует интересам КНР. С учетом политических факторов, Китай, несмотря на свою агрессивную стратегию, по всей видимости, продолжит политику скрытого наращивания военного потенциала и одновременного сглаживания противоречий в отношениях с США. Поставка китайского высокотехнологичного вооружения Ирану станет возможна только в случае начала военного конфликта с Тайванем и последующего вмешательства США.
Помимо политических факторов, препятствующих поставке китайских истребителей Ирану, эксперты также отмечают технические аспекты. В настоящее время истребители J-10A комплектуются российскими двигателями АЛ-31ФН, реэкспорт которых в Иран не отвечает интересам России. Недавно Китай закупил очередную партию двигателей АЛ-31ФН в количестве 50 единиц, которые будут поставлены в 2008 году. Импорт российских двигателей подтверждает несоответствие силовой установки WS-10A китайской разработки требованиям ВВС НОАК. Таким образом, поставка истребителей J-10A Ирану не может быть осуществлена до завершения разработки китайского турбовентиляторного двигателя, что маловероятно в ближайшей перспективе.
Кроме того, в настоящее время производственная линия по сборке истребителей J-10A полностью загружена заказами ВВС НОАК. В ближайшие годы истребители данного типа также будут поставляться ВВС Пакистана. При этом, по оценкам экспертов, имеющихся мощностей явно недостаточно для выполнения полученных заказов.
В свое время Исламабад оказал значительное содействие Китаю в разработке истребителя J-10A, предоставив возможность изучения китайскими специалистами конструкции истребителей F-16, состоящих на вооружении ВВС Пакистана. Участие в реализации совместной программы дает Пакистану приоритетное право на получение истребителей J-10A. В перспективе Китай и Пакистан намерены также разработать на базе J-10A новый истребитель FC- 20.
Ранее западные и российские СМИ также сообщали об активном интересе Ирана к закупке истребителей Су-30. В частности, по данным "Флайт интернэшнл", Тегеран вел переговоры о закупке большой партии российских истребителей Су-30. По мнению экспертов, столь масштабная закупка маловероятна с учетом финансовых возможностей Ирана. Кроме того, отмечается, что Тегеран придает приоритетное значение развитию национальной оборонной промышленности. В настоящее время Иран самостоятельно реализует программу модернизации ВВС. Недавно Россия поставила Ирану двигатели РД-33 для легкого истребителя "Саега" национальной разработки. Несмотря на периодическое появление информации о планируемых поставках российской авиационной техники Ирану, за последние несколько лет Тегеран закупил всего три самолета Су- 25УБТ. Контракт был подписан в 2005 году, однако официально не подтвержден.
В последнее время также сообщалось о намерении Китая экспортировать в Иран истребители-бомбардировщики FBC-2 (JH-7A). Причины появления подобной информации, по всей видимости, те же, что и в случае с истребителями J-10A. Заключение соответствующих контрактов в ближайшей перспективе, по мнению экспертов, маловероятно.
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.