России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Лукавые цифры и двойная бухгалтерия

Лукавые цифры и двойная бухгалтерия

Могущество российского флота зачастую прирастает дутыми процентами

В конце каждого года принято подводить итоги проделанной работы. Так оно и случилось в минувшем декабре. Подведение итогов коснулось, в том числе, и оборонной промышленности, включая, разумеется, и судостроительную отрасль. Но что поразило и, увы, не в первый раз и не самым лучшим образом – несовпадение данных, которые приводили разные авторитетные источники.


Так, перед началом совещания, посвященного приемке военной продукции, которое состоялось 19 декабря прошлого года в Национальном центре управления обороной Российской Федерации, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сказал журналистам, что российский ВМФ в минувшем году получил «шесть боевых кораблей и катеров, одну подводную лодку, 10 самолетов морской авиации, 21 корабль и судно обеспечения».


О самолетах не беремся судить, заметим только, что 10 машин вряд ли покрывают естественную убыль списанной по возрасту техники морской авиации. Шесть боевых кораблей и катеров – цифра, похожая на правду. Из них собственно кораблей всего два: корвет «Стойкий», который планировалось сдать еще в 2013 году, и малый ракетный корабль «Великий Устюг». Что касается катеров, то замминистра обороны, очевидно, имел в виду противодиверсионные катера типа «Грачонок» и десантные катера типов «Серна» и «Дюгонь». А вот с подводными лодками Юрий Борисов явно ошибся. К 19 декабря флотом были приняты дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск» и атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Владимир Мономах». Но будем считать, что замминистра просто оговорился или запамятовал.


Иной взгляд


Однако минуло всего около часа, как на том же совещании выступил президент Владимир Путин. Глава государства и верховный главнокомандующий привел совсем другие данные. Он сообщил, что в 2014 году флот получил 4 подводные лодки, 15 надводных кораблей и катеров. В случае с подводными лодками, похоже, сработала двойная бухгалтерия, практикующаяся у нас. Дело в том, что при вступлении в строй корабль проходит несколько процедур. Сначала подписывается акт приема-передачи, затем, после того как корабль осваивает экипаж, на нем поднимается флаг, то есть он официально входит в боевой состав флота. Нередко эти события разделяют несколько месяцев и приходятся на разные годы. Однако корабль-то можно засчитать в баланс обоих годов. Есть еще один обходной маневр – принятие корабля в опытную эксплуатацию. Например, многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» была принята в опытную эксплуатацию 30 декабря 2013 года, а флаг на ней подняли в июне прошлого. Так в какой ее год засчитывать? По существующей методе – можно в оба.


Если считать АПЛ «Северодвинск» по 2014 году, то на момент выступления президента в Национальном центре управления обороной РФ в состав флота поступили три подлодки. В это же время завершала государственные испытания ДЭПЛ «Ростов-на-Дону», которая была принята флотом 30 декабря. Очевидно, ее авансом включили в президентский список. Другими словами, если не придираться к деталям, верховный главнокомандующий назвал точное количество подлодок, пополнивших боевой состав российского ВМФ.


А вот по боевым надводным кораблям и катерам цифра прозвучала просто фантастическая. Понятное дело, президент не сам ее выдумал. Кто-то включил ее в текст выступления главы государства. К сожалению, такое происходит не первый раз.


Данные не соответствуют реальности


На заседании Комиссии по военно-техническому сотрудничеству России с иностранными государствами, проходившем 7 июля 2014 года и посвященного преимущественно вопросам поставок военно-морской техники зарубежным партнерам, президент РФ Владимир Путин заметил, что этот вид отечественных вооружений пользуется заслуженным авторитетом у заказчиков. 27 стран имеют в боевом составе своих флотов около 400 кораблей и подводных лодок российского производства.


Четыре сотни кораблей – это очень внушительная цифра. Если не полениться и полистать справочники в течение часа-полутора, то легко убедиться, что эта цифра не соответствует действительности. На самом деле за постсоветский период Россия поставила за рубеж менее ста кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов. Это тоже очень неплохо за 20 с лишним лет, но, конечно же, существенно меньше объема советских поставок за рубеж в послевоенную эпоху.


После 1991 года у зарубежных заказчиков наибольшим вниманием пользовались дизель-электрические подводные лодки проекта 877ЭКМ/636. 12 субмарин этого типа были поставлены КНР, две – Индии, две Алжиру, три – Ирану, три – Вьетнаму (еще три строятся на «Адмиралтейских верфях»). Индия взяла в лизинг на 10 лет многоцелевую атомную подводную лодку проекта 971И и получила легкий авианосец «Vikramaditya». Эта же страна закупила шесть фрегатов проекта 11356. Два фрегата типа «Гепард-3. 9» ушли служить во Вьетнам (еще два строятся). Китай приобрел у России четыре эсминца проектов 956Э и 956ЭМ. За рубеж поставлялись также ракетные катера проектов 1241РЭ и 12418 «Молния», патрульные корабли проекта 10412 «Светляк», десантные корабли на воздушной подушке типов «Зубр» и «Мурена», скоростные катера «Соболь», танкер-заправщик и противопожарные катера.


Еще раз повторим – это если не отличный, то, во всяком случае, неплохой результат. В трудные 90-е годы прошлого века экспортные поставки в буквальном смысле слова спасли отечественное кораблестроение от краха.


Но зачем президенту подсовывать недостоверные или сильно искаженные данные? Ведь они дискредитируют его. И, думается, определенно кто-то должен ответить за это.


Но из всех предновогодних «сюрпризов» в области военного кораблестроения самый ошеломляющий преподнес председатель Морской коллегии при правительстве Российской Федерации Сергей Шишкарев. Еще 12 декабря он поведал, что по состоянию на 1 декабря гособоронзаказ по кораблестроению выполнен на 95%. «Есть все основания полагать, что до конца года его выполнение приблизится к 100%», – заметил он. А как же фрегат «Адмирал Григорович», который клятвенно обещали сдать до конца прошлого года? Или фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», который строится восемь лет и только в ноябре вышел на заводские ходовые испытания? Или транспорт вооружения «Академик Ковалев», спасательное судно «Игорь Белоусов» и океанографическое судно «Янтарь»? Всех собирались сдать флоту в прошлом году, а некоторые еще и раньше. В какие дутые проценты зачислить их?


Александр Мозговой - незасимый журналист

Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2024, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна